7.6. Комитет ООН против пыток

  Комитет против пыток (КПП) был создан 26 ноября 1987 г. на первой конференции государств участников Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в соответствии со ст.17 этой Конвенции, которая была принята резолюцией 39/46 Генеральной ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 г.
  КПП состоит из 10 членов, избираемых сроком на четыре года. Его очередные сессии проводятся два раза в год. По инициативе большинства государств участников Конвенции могут проводиться и специальные сессии. В отличии от Комитета по правам человека, КПП приветствует получение информации, документов и письменных заявлений по вопросам своей деятельности от специализированных учреждений и других органов ООН, а также от неправительственных организаций, имеющих совещательный статус при ЭКОСОС.
  Задачи КПП в целом сводятся к контролю за соблюдением Конвенции государствами участниками. Подобно Комитету по правам человека, КПП осуществляет свою контрольную деятельность на трёх уровнях. В соответствии со ст. 19 Конвенции, Комитет получает от государств участников доклады о принятых ими мерах по осуществлению своих обязательств. Ст. 21 и 22 позволяют Комитету принимать жалобы от одного государства на другое, а также от отдельных лиц. В ст. 21 Конвенции против пыток мы видим тот же принцип взаимности, что и в ст.41 Пакта о гражданских и политических правах: государство, не заявившее о признании компетенции КПП в отношении самого себя, не может подать жалобу на государство, сделавшее такое заявление.
  Ст. 20 Конвенции наделяет КПП правом предпринимать расследование на территории государства участника Конвенции, если Комитет получает достоверную информацию, указывающую на систематическое применение в этом государстве пыток.
  Как и Комитет по правам человека, КПП рассматривает жалобы отдельных лиц, поступающие в порядке ст.22 Конвенции, в закрытых заседаниях, и вся работа по таким жалобам носит конфиденциальный характер.
  Сообщения от отдельного человека или группы людей, которые стали жертвами нарушений, а также от любого отдельного человека или группы людей, которые имеют непосредственные и достоверные данные о таких нарушениях, допустимы и в центральных органах ООН по правам человека - Комиссии по правам человека и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека. Однако следует особо подчеркнуть, что эти процедуры были разработаны до принятия двух пактов о правах человека и их цель состоит не в том, чтобы обеспечить юридическую защиту отдельных жертв нарушений прав человека, а в том, чтобы собрать информацию о систематических и грубых нарушениях прав человека.
  Комиссия ООН по правам человека основывает свою деятельность на ст.68 Устава ООН. Она была создана в 1946 г. как одна из шести функциональных комиссий Экономического и социального совета ООН. В настоящее время её членами являются 53 государства. Комиссия действует как политическая структура, и работающие в ней делегации представляют свои государства и отстаивают их политику.
  Мандат Комиссии состоит в том, чтобы она занималась всеми проблемами прав человека. Комиссия имеет в своём распоряжении две процедуры реагирования на нарушения прав человека. Одна из них основана на резолюции ЭКОСОС 1235 от 6 июня 1967 г. и носит публичный характер, в то время как другая, исходящая из резолюции ЭКОСОС 1503 от 27 мая 1970 г., является закрытой.
  На основе процедуры, изложенной в резолюции 1235, Комиссия разработала два различных механизма своей деятельности - региональный (по отдельным государствам) и тематический (проблемный). Первый из них подразумевает подготовку доклада о положении дел с правами человека в каком-либо государстве. С Этой целью Комиссия может назначить авторитетного специалиста своим специальным докладчиком либо специальным представителем, или же просить его выступить в качестве независимого эксперта при Комиссии. Комиссия может также обратиться к Генеральному секретарю ООН с просьбой, чтобы он сам назначил такого авторитетного специалиста. Второй механизм (тематический, проблемный) подразумевает исследование определённой разновидности нарушений прав человека, проводимое не в отдельно взятой стране, а в глобальном масштабе. Чтобы провести такое исследование, Комиссия может либо назначить специального докладчика, либо создать рабочую группу.
  Процедура 1503 представляет собой общий механизм, посредством которого сообщения о нарушении прав человека выносятся на рассмотрение Комиссии по правам человека. Все меры, предпринимаемые в соответствии с этой процедурой, носят конфиденциальный характер, до тех пор, пока комиссия не представит соответствующий доклад ЭКОСОС ООН.
  На основе доклада Комиссии Экономический и социальный совет направляет государствам рекомендации относительно тех мер, которые следует принять по рассмотренным проблемам.
  Деятельность Комиссии по правам человека осуществляется в форме сессий, которые проходят ежегодно в Женеве в течение шести недель с начала февраля до середины марта. На сессиях могут присутствовать представители государств, не являющихся членами Комиссии, а также представители специализированных учреждений ООН, национально освободительных движений и неправительственных организаций, имеющих совещательный статус при ЭКОСОС. Все эти делегации имеют в Комиссии статус наблюдателя: они могут участвовать в её работе, но не имеют права голоса при принятии решений.
  В ходе ежегодной весенней сессии Комиссии принимается более ста резолюций и решений по различным правозащитным вопросам, в том числе по положению прав человека в отдельных странах. Помимо резолюций Комиссия может принимать решения, а также так называемые Заявления Председателя сессии. Основное различие между резолюциями и Заявлениями Председателя заключается в том, что последние обязательно принимаются на основе консенсуса, а для принятия резолюций возможно проведение голосования. То есть в том случае, если хотя бы одно из государств - членов Комиссии по правам человека имеет возражения по тексту проекта Заявления Председателя, то оно уже не может быть принято в виде Заявления, а должно обрести форму резолюции или же вообще должно быть снято с рассмотрения. Кроме того, Заявления Председателя сессии разрабатывают те же самые правительственные делегации, а Председатель сессии всего лишь зачитывает его на пленарном заседании.
  У Комиссии по правам человека существует вспомогательный орган - Подкомиссия по поощрению и защите прав человека. Она была создана в 1947 г. и до 1999 г. называлась Подкомиссией по предотвращению дискриминации и защите меньшинств.
  В отличие от Комиссии, Подкомиссия состоит из независимых экспертов. Члены Подкомиссии и их заместители избираются на персональной основе и выполняют свои обязанности свободно, без какого-либо воздействия со стороны государств. Отбор 26 экспертов осуществляется в соответствии с принципом справедливого географического представительства.
  Подкомиссия представляет собой исполнительный орган Комиссии и имеет следующие задачи: проводить исследования в свете Всеобщей декларации прав человека, представлять Комиссии рекомендации относительно предотвращения дискриминации и выполнять любые другие поручения, данные ей ЭКОСОС или Комиссией.
  Свой вклад в упрочение уважения прав человека вносят специализированные экономические учреждения ООН.
  В системе ООН есть довольно много учреждений, занимающихся экономическими проблемами. все специализированные учреждения имеют программы, направленные на цели экономического развития. Они планируют и финансируют деятельность по экономическому развитию в сотрудничестве с правительствами отдельных стран. Остановимся на важнейших. Это Программа развития ООН (ПРООН), Международный банк реконструкции и развития (более известный как Всемирный банк) и Международный валютный фонд (МВФ). Поскольку существует связь между экономической политикой и ситуацией с правами человека, есть и связь между описанными выше механизмами защиты прав человека и деятельностью этих учреждений.
  Целью экономических программ, рекомендуемых либо финансируемых этими учреждениями, являются улучшение экономического положения стран и рост благосостояния народов. Эта цель имеет отношение к праву на жизнь, провозглашенному в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, а также права на необходимый жизненный уровень по ст. 25 Декларации. Она затрагивает также право на образование (ст. 26 Декларации), право на труд (ст. 23), право на социальное обеспечение (ст. 22) и право на развитие, которое является модификацией права на самоопределение.
  Рассматривая варианты экономической политики, ПРООН, Всемирный банк и МВФ до недавнего времени взаимодействовали только с правительствами и опирались исключительно на экономические соображения. Основные права человека, такие как право на свободу выражения убеждений (ст. 19 Всеобщей декларации), не говоря уже о праве на развитие, всё это время игнорировались.
  С началом 1990-х гг. ПРООН использует понятие «гуманитарного развития». Эта концепция предусматривает, помимо всего прочего, наделение людей правом участвовать в принятии решений, затрагивающих их судьбы. С 1989 г. проявляет в своём подходе большую гибкость и Всемирный банк. Эти сдвиги в политике ПРООН и Всемирного банка свидетельствуют о связи между деятельностью этих учреждений и поощрением и уважением прав человека.
  Все предпринимаемые в системе ООН действия по поощрению и защите прав человека последние 10 лет координирует Верховный комиссар по правам человека.
  В 1993 г., более чем через 40 лет после того, как впервые была выдвинута идея назначить Верховного комиссара Организации объединённых наций для рассмотрения вопросов, касающихся прав человека, Всемирная конференция по правам человека, проходившая в 1993 г. в Вене, рекомендовала Генеральной ассамблее, чтобы та в первоочередном порядке начала изучение вопроса об утверждении поста Верховного комиссара в целях поощрения и защиты всех прав человека. Осенью 1993 года Генеральная ассамблея достигла консенсуса по проекту резолюции, предусматривающему учреждение данного поста.
  В соответствии с этой резолюцией Верховный комиссар ООН по правам человека в ранге заместителя Генерального секретаря является должностным лицом Организации объединенных наций, несущим под руководством и эгидой Генерального секретаря главную ответственность за деятельность ООН в области прав человека, и действует в рамках общей компетенции, полномочий и решений Генеральной ассамблеи, Экономического и социального совета и Комиссии по правам человека. Он координирует все предпринимаемые в системе ООН действия по поощрению и защите прав человека, соответствующие образовательные программы, предоставляет через секретариат ООН по просьбе государств консультативные услуги, а также техническую и финансовую помощь с целью поддержки мер и программ в области прав человека.
  Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной ассамблеей с учетом периодической смены, сроком на четыре года с возможностью его одноразового продления еще на четыре года.
  Верховный комиссар должен быть знатоком различных мировых культур, быть специалистом в сфере прав человека, обладать личностной целостностью и высоким моральным авторитетом. Верховный комиссар должен выполнять свои обязанности беспристрастно, объективно, неизбирательно и эффективно.
  Мандат Верховного комиссара был сформулирован так, чтобы механизмы Организации объединенных наций по защите прав человека могли реагировать на новый комплекс проблем, которому уделено большое внимание в Венской декларации и Программе действий. Он распространяется на шесть общих областей, среди которых: поощрение и защита прав человека во всём мире, укрепление международного сотрудничества в области прав человека, налаживание диалога с правительствами с целью обеспечить уважение прав человека, координация усилий, предпринимаемых в данной области различными органами ООН, приспособление механизмов ООН к нынешним и будущим потребностям.
  В соответствии со своим мандатом и с учётом Венской декларации и Программы действий Верховный комиссар ориентировал свою деятельность на следующие области: консультативное обслуживание и техническая помощь в области прав человека, включая помощь странам, совершающим переход к демократии; реагирование на случаи серьёзного нарушения прав человека и предупреждение нарушений; координация деятельности, связанной с правами человека, в системе ООН; борьба с расовой дискриминацией; поощрение прав лиц, подлежащих к особо уязвимым группам, включая женщин, детей, меньшинства и коренные народы; борьба с особо гнусными нарушениями прав человека, такие как пытки и насильственные исчезновения; содействие программам просвещения и общественной информации в области прав человека и осуществление Венской декларации и Программы действий.
  За время деятельности ООН сложились определённые правила приемлемости сообщений, петиций, жалоб. Не вдаваясь в подробности и специфику, имеющую место при обращении в те или иные структуры, отметим самое важное.
  • Сообщения должны быть совместимы с Уставом ООН, всеобщей декларацией прав человека, международными пактами о правах человека;
  • До обращения в ООН должны быть исчерпаны все доступные внутренние, национальные средства правовой защиты, предусмотренные законодательством данного государства;
  • Не приемлемы жалобы, не относящиеся к компетенции данного органа, специализированного учреждения, другой структуры ООН;
  • Не приемлемы жалобы на частных лиц, на общественные объединения. Жалоба должна быть направлена против государства и его структур, допускающих либо нарушающих права и свободы человека;
  • Жалоба может быть на принята, если обнаружится, что данный вопрос рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования;
  • Не приемлемы сообщения, основанные на материалах средств массовой информации;
  • Не принимаются анонимные сообщения.
  Жалоба, сообщение не должны содержать оскорбительных оценок, замечаний в адрес государства, являющегося объектом жалобы.

Назад Содержание Вперед