6.9. Социальное назначение и функции права
Социальное назначение права в самом общем виде выражается в том, что право - это регулятор общественных отношений, т.е. право призвано регулировать, упорядочивать отношения между людьми в самых различных сферах общественной жизни. Более детально социальное назначение права выражено в его функциях.
Функции права - это определенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых выражается сущность и социальное назначение права. Следовательно:
1) функции права - это определенные основные и неосновные направления воздействия права на общественные отношения; функции права - это определенные стороны воздействия права на общественные отношения;
2) функции права - это направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых выражается сущность права;
3) функции права - это направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых выражается социальное назначение права.
Классификация функций права. В понимании функций права существуют два подхода: в социально-политическом аспекте и в социальноюридическом аспекте.
Социально-политический аспект. Поскольку право находится в тесном единстве с государством, а функции государства практически всегда осуществляются в правовых формах, то функции права во многом совпадают с функциями государства. В этой связи функции права можно подразделить, как и функции государства на: внутренние и внешние, постоянные и временные, основные и неосновные, на экономические, политические, идеологические, социальные, экологические. Вместе с тем эти классификации не выражают специфики права, как регулятора общественных отношений, поэтому в юридической науке принято выделять наряду с социально- политическими функциями права (вышеназванные) также социально-юридические или специально-юридические функции права, к которым относятся регулятивная и охранительная. Регулятивная функция выражается в позитивном регулировании общественных отношений и направлена на правомерное поведение субъектов права.
Эти функции подразделяются на:
1) регулятивно-статическую функцию (выражается в том, что право в своих нормах закрепляет определенные, установившиеся общественные отношения);
2) регулятивно-динамическую функцию (выражается в том, что право способствует развитию закрепленных им общественных отношений или накладывает определенные рамки на изменяющиеся, развивающиеся общественные отношения).
Охранительная функция выражается в том, что право охраняет, обеспечивает регулируемые им общественные отношения, и она направлена на неправомерное поведение субъектов права. Право, выполняя эту функцию, является гарантом законности и правопорядка. Это функция подразделяется на:
а) карательную (наказательную) функцию (выражается в применении карательных, «штрафных» санкций);
б) компенсационную (правовосстановительную) функцию (выражается в применении правовосстановительных санкций, т.е. применение мер защиты в восстановлении нарушенных прав и интересов).
Следует заметить, что взгляды на выделение функций права неоднозначно. Некоторые авторы выделяют еще и оценочную функцию, которая выражается в том, что право является критерием оценки поведения людей, при помощи права оценивается как правомерное, так и неправомерное поведение. Например, Радько подразделил функции права на регулятивную, охранительную и воспитательную. Профессор Горжинев подразделил функции права на функции правового регулирования (охранительная, регулятивная) и воспитательную. Профессор Алексеев предложил следующие две классификации:
1) регулятивную (статическая и динамическая); охранительную; воспитательную;
2) социально-политические (экономическая, политическая, социальная, идеологическая функции) и специально-юридические (статическая регулятивная, динамическая регулятивная, охранительная).
Назад | Содержание | Вперед |