§ 2.6.3. Изменение родительских ролей
Имеется большая неясность в современных развитых обществах в отношении ролей родителей, которая существует как на социальном, так и на семейном уровне. Хотя основную ответственность за детей по-прежнему несут родители, многие формальные институты помогают реализовать основные первоначально принадлежавшие родителям функции. Это разделение труда как снижает авторитет, так и делает неясным природу многих задач. Например, школы ответственны за образование детей, а родители несут ответственность за их нравственность. Могут ли быть разделены образование и нравственность? Что произойдет, если правила поведения, которым учат учителя, будут противоречить тому, что требуют родители - чья точка зрения будет превалировать?
На семейном уровне в последнее время произходит изменение ролей матери и отца. Ранние психологические теории, особенно психоаналитическая теория З. Фрейда, рассматривали мать как основное лицо в воспитании ребенка, которое влияет на становление личности ребенка. Недавние исследования поставили под вопрос эти утверждения, и многие исследователи обратили свой взгляд на влияние отца на детей, и на то, каким образом дети влияют на родителей. Различие между ролями матери и отца сегодня уже не столь отчетливое, как это было в прошлом. Действительно многие родители в нашем обществе задаются вопросом, как должны выполняться родительские функции в их семье, и кем.
Материнство. За последние несколько десятилетий роль матери значительно изменилась. Более маленький размер семей, необходимость или желание работать вне дома, изменение идеологии настолько изменили природу ее задач, что сейчас редко где-нибудь встретишь “традиционную мать”.
Одна из проблем современной матери - чрезмерные обязанности. Анализ Ли Мастерсом материнской роли в нашем обществе позволяет предположить, что за последние годы каждая из ее обязанностей значительно расширилась. Как от жены от нее ожидают быть равным партнером своему мужу, другом, коллегой и любовницей. Стандарты материнства так же значительно увеличились: от нее ожидается, что она должна быть информирована о том, что самое лучшее для ребенка, с точки зрения его здоровья, школы и эмоционального благополучия. На матери по- прежнему остается ответственность за домашнее хозяйство, с добавлением ответственности за бюджет. Так же она сама расширила свою роль в обществе. И последнее, большая часть мам в развитых обществах работают при одновременном выполнении семейных обязанностей.
Широкий выбор и отсутствие руководства при определении того, какой выбор она должна сделать, в результате вызовут у молодой матери ощущение потерянности, запутанности. Маленькому ребенку требуется очень много внимания, и если мать собирается выполнять одновременно с его воспитанием и другие требования, она рискует своим здоровьем, у нее может повыситься напряжение, а в результате - истощение. Чем конкретнее женщина определит свои основные жизненные цели до того, как решит завести ребенка, тем легче ей будет решить, сколько времени и внимания она готова и хочет уделить ребенку, мужу, работе или карьере и другим видам активности.
Отцовство. Роль отца в развитых обществах традиционно была вторичной по отношению к роли матери. Отчасти это объяснялось тем, что общество делало столь сильный акцент на роли мужа как обеспечивающего семью, что это заставляло многих людей считать, будто мужчины и не хотят, и не могут функционировать в качестве основного заботящегося о детях человека.
Однако усиливается осознание того, что мужчины в большей степени воспитатели и более заинтересованы в воспитание детей, чем считают многие. Некоторым свидетельством этому является увеличение числа семей, где единственный родитель - отец. Суды более, чем в прошлом, расположены в случае развода оставлять детей отцу.
Цели родительства. Одна из основных трудностей воспитания состоит в том, каким образом лучше всего воспитывать ребенка, чтобы он был успешен в своей жизни. Баумринд и Блэк (1967) определили 7 личностных характеристик, являющихся признаками компетентности у ребенка дошкольного возраста: уверенность в своих силах, самоконтроль, способность доброжелательно относиться к другим. Они реалистичны, удовлетворены, жизнерадостны и способны продолжать свою деятельность даже после разочарований.
Эти исследователи попытались определить, какое именно воспитание ведет к развитию именно этих характеристик. Они обнаружили, что родители компетентных детей уравновешивают либеральное поведение со строгим контролем. Эти родители предъявляли детям конкретные требования и в общении с ними пытались избежать двусмысленностей. Твердость сопровождалась теплотой и поддержкой.
Другие исследователи анализировали методы воспитания детей и развития высокой самооценки у школьников начальных классов. Почему высокую самооценку считают основной целью воспитания? Куперсмит и другие считают, что индивид с низкой самооценкой чувствует беспомощность, уязвимость и неадекватность, тогда как индивиды с высокой самооценкой чувствуют в себе силы для преодоления жизненных трудностей и достигают успеха в жизни. Именно это большинство родителей желают своим детям.
Куперсмит обнаружил, что родители с конкретными ценностями и ясными требованиями в отношении соответствующего поведения, и которые на практике осуществляют свои убеждения, более часто воспитывают детей, которые высоко ценят себя. Уверенность в себе у родителей частично влияет на высокую самооценку детей.
Роллинс и Томас считают, что родительское отношение - принимающее и любящее поведение - ключевой фактор, связанный с подростковой самооценкой, конформностью к соответствующим авторитетам, принятием ребенком родительских ценностей. Эта точка зрения соответствует выводам Баумринда, Блэка и Куперсмита о том, что родительские нормы и объяснения правил - очень важны в процессе социализации.
Родительская власть (способ, которым родители влияют на развитие своих детей) так же важный фактор, влияющий на развитие самооценки. Баумринд обнаружила, что семьи, в которых было либо слишком много, либо слишком мало правил, менее успешно помогали своим детям в развитии чувства автономности, которое необходимо для успешных взаимодействий во взрослом возрасте.
Назад | Содержание | Вперед |