2. Механизм и стадии политической социализации

  Процесс социализации происходит благодаря различным посредникам (агентам), которые в большинстве случаев имеют много общего, различаясь, однако, в своих специфических характеристиках и формах воздействия.
  Институты социализации - это система специально созданных или естественно сложившихся учреждений и органов, функционирование которых направленно на развитие индивидов, прежде всего путем воспитания и образования. Институты политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым - семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации. В государственноорганизованном обществе подавляющее большинство таких учреждений и органов имеет правовой статус, хотя, в принципе, они могут быть как государственными (специальными) так и самодеятельными (неспециальными).
  В политологии на основе эмпирических исследований выделяют четыре этапа политической социализации.
  Первый этап - в возрасте человека от 3-5 до 12-13 лет - характеризуется тем, что первоначально ребенок идентифицирует себя с родителями, которые принимаются за образец, являются примером для подражания. В возрасте 7-13 лет ребенок начинает понимать и воспринимать более абстрактные (безличностные) политические символы. В этом возрастном промежутке увеличивается политическая информированность.
  Важное место на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Учеными замечено, что наиболее прочные ценности, нормы и политические предпочтения приобретаются под воздействием преобладающих в семье настроений. Семья оказывает сильное влияние на формирование базовых политических ориентаций у детей. В зарубежной политологической литературе она рассматривается как "ключевой агент, через который политическая культура передается от одного поколения к другому". Вместе с тем отмечается и то, что социализирующая и политизирующая роль семьи во многом зависит и от того, насколько активно в процессе политической социализации участвуют другие институты и организации общества. Влияние семьи осуществляется следующим образом:
  - во-первых, семья передает подросткам, как правило, прежде всего одобряемые ею политические ценности путем примера и непосредственного обучения;
  - во-вторых, семья развивает личность ребенка, воспитывая у него определенные нравственные качества: доброту, нежность, коварство, жестокость и др., которые при вхождении подростка в мир политики могут во многом предопределить его политическое поведение;
  - в-третьих, влияние семьи на ребенка особенно эффективно в политическом смысле, если родители и родственники имеют однородные социально-политические взгляды, придерживаются сходных политических ценностей.
  Однако семья как социализирующий фактор выступает в качестве закрепляющей, но не всегда инициирующей структуры. Она передает политические установки, которые могут уже не соответствовать изменившимся обстоятельствам, мешают правильной ориентировке в текущий момент. Политическая социализация, осуществляемая семьей, не всегда учитывает изменения политических ориентаций со сменой поколений, которые часто соответствуют смене политических вех развития, а также политических представлений по мере социально-политического становления личности.
  На втором этапе - в возрасте человека от 13 до 18 лет, как правило, формируется политическое "Я". Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют те или иные институты.
  На этом этапе в системе институтов политической социализации важное место отводится школе. Например, школа в США по праву считается инструментом государственной политики. Школьные программы призваны “американизировать” подростка, т.е. привить ему чувство преданности американской политической системе, уважение к истории и традициям США. Впрочем, бывшая советская школа решала задачи воспитания подрастающего поколения в духе преданности Родине, народу. На первое место, ставились “партия”, “дело революции”, “дело социализма”, в былые времена “преданность Сталину”.
  Следует отметить и существование “неформального” обучения школьников политическим ценностям. Это так называемая внеурочная деятельность школьников: участие во всякого рода организациях, мероприятиях необязательного характера. Ученые полагают, что такая деятельность вырабатывает определенные черты: ответственность, активность, веру в существующие ценности, необходимые для политического участия в будущем.
  В то же время, исследования, проведенные в ряде школ России, показали, что, чем выше степень участия школьников во внеурочной деятельности, тем развитее они оценивают правительство, партии, гражданство и т.п. При этом была выявлена следующая зависимость:
  - чем выше образовательный уровень родителей, тем чаще ученик участвует во внеурочной деятельности;
  - чем больше ученик участвует в такого рода деятельности, тем выше его сознание интегрировано со школьной системой;
  - чем больше ученик чувствует свое вхождение в систему школы, тем выше его социальная вера - ответственность;
  - чем выше его социальная ответственность, тем более положительно его отношение к политике.
  Третий этап - с 18 лет - отличается тем, что человек вступает в такие же отношения с миром политики, как и старшие по возрасту люди. На этом этапе важным институтом политической социализации является высшая школа. По сравнению с прошлым, в Российской Федерации ситуация такова, что студенческое движение в наши дни оказывает значительное влияние на политическую жизнь страны. Нельзя не учитывать того обстоятельства, что в настоящее время идет процесс изменения социальной структуры студенчества.
  В последние годы появились требования студентов изменить программу обучения, поставить ее под контроль самих студентов, предоставить им право участвовать в управлении университетами и институтами. Чрезвычайно важным является тот факт, что студенты требуют введения новых курсов под их контролем, курсов, которые бы давали ответ на злободневные вопросы, объективно освещали бы проблемы современности, политические события в стране.
  Студенты не ограничиваются в своих требованиях лишь областью образования. Радикальное студенческое движение несколько лет назад бросило вызов существующей системе в целом и отвергло основные ценности, на которых покоились тоталитарное общество, и требовало проведения социально-экономических и политических реформ.
  Однако сегодня значительная часть студенчества, несмотря на представления о привлекательности некоторых видов деятельности, отвергает и многие из основных ценностей, на которых базируются нарождающийся российский бизнес и отношения между нанимателем и нанимаемым, а также погоню за наживой. Молодые люди приходят к убеждению, что бизнес слишком своекорыстен и слишком мало заинтересован в развитии общественного благосостояния.
  Четвертый этап - завершение жизненного цикла (прекращение активной трудовой и общественно-политической деятельности в рамках официальной организации).
  Отметим, что, начиная с раннего детства, политическая социализация продолжается всю сознательную жизнь, поскольку раз приобретенные представления, ориентации, установки не остаются навсегда неизменными, они могут корректироваться, меняться и в зрелом, и даже в преклонном возрасте.
  Обычно выделяют три основных уровня политической социализации. На социальном уровне (всего общества в целом) на политическое формирование личности определяющее значение оказывают социально-экономические и политические отношения, уровень политической культуры. На социально-психологическом уровне политические ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым он принадлежит. На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта - мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике.
  В процессе социализации у личности формируется определенный ее тип. В современной политической науке выделяются несколько типов политической социализации.
  Гармонический тип. Он предполагает наличие однородной культурной среды, зрелых традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. В этом случае новые поколения входят в политическую жизнь безболезненно. Этот тип свойственен англо-американской культуре.
  Плюралистический тип. Возникает в обществе, для которого характерны наличие субкультур. В этом случае первоначальная политическая социализация индивида происходит в своей этнокультурной среде, и лишь затем ее горизонты расширяются. Однако духовное разнообразие не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря существованию единых базовых ценностей либеральной цивилизации и высокому уровню жизни большинства социальных групп. В этом случае индивид способен воспринимать ценности иных общностей, терпимо относиться к ним, признает за ними право на политическую самостоятельность. Этот тип характерен для Западной Европы.
  Конфликтный тип. Он свойственен для стран также с субкультурами, но характеризующимися низкой общей культурой всей духовной сферы - общей, религиозной, социально-политической (в таких обществах иногда встречается весьма развитая элитарная культура, но она не затрагивает большинство).
  Низкая культура, как правило, коррелирует с нищетой большинства населения, жесткой приверженностью индивида местным (лучше, наверное, сказать - местническим) ценностям клана, рода, племени. В этих обществах высока степень политического насилия из-за культурной неоднородности, затруднена возможность согласия, в социальных взаимоотношениях доминируют эгоизм и ненависть.
  Гегемонистский тип. Характерен для закрытых политических систем, исповедующих и активно утверждающих единые ценности для всего общества. Предполагает вхождение индивида в политику исключительно на ценностях какой-то социальной группы (класса, религии, идеологической группы), имеющей подавляющую власть в обществе.
  Такие типы социализации в политологии принято называть типами вертикальной социализации. Существуют и другие способы взаимодействия с властью в обществе, нормы и ценности которым задают различные группы, ассоциации, объединения граждан (например, партии, политические цели которых находятся в резкой оппозиции к правящему режиму). В этом случае говорят о горизонтальной политической социализации.
  В качестве средств социализации выступают социальные нормы. В самом общем виде действие социальных норм состоит: в установлении типов (образцов) общественно значимого поведения; в установлении границ, в пределах которых индивидуальное поведение служит осуществлению целей общества, а за пределами которых противоречит им.
  Социальные нормы в качестве средств социализации не имеют и не могут иметь собственных функций. Такими средствами являются: нормы права; искусство; средства массовой информации.
  Практика показывает, что реализацию политической социализации в действиях, поступках и помыслах человека можно представить следующим образом:
  - интерес к политической информации, реализуемый в поиске этой информации и потреблении ее;
  - привычки к политическим оценкам происходящего в мире, стране, ближайшем окружении, требующие широты политического кругозора;
  - потребность в систематизированных политических знаниях, реализуемых в образовании и самообразовании;
  - стремление проникнуть в суть происходящих в мире политических процессов, восприятие этого как собственных исканий смысла жизни, своего места в реальном политическом многообразии мира;
  - стремление и умение защищать свою политическую гражданскую позицию.
  Таким образом, мы имеем следующий алгоритм реализации политической социализации личности: интерес - привычка - потребность - стремление проникнуть в суть - защита от того, куда проник.
  По мере умственного развития личности самым важным изменением для политического мышления оказывается усиление абстрактности и расширение временной перспективы. Годы отрочества отмечены быстрым ростом политического знания, в том числе усвоением традиционных политических взглядов и установок. В середине отроческого периода у индивида формируется автономная система этико-политических принципов. С возрастом укрепляется влияние принципов на политические суждения, которые оказываются сильнее сиюминутного интереса.
  В заключение можно сделать вывод, что поскольку социализация предполагает известную “адаптацию” к изменившимся условиям жизни человека, то процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. При этом по мере накопления социального опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение жизненных позиций индивидуума.
  Кроме того, политическая социализация может принимать форму явной или скрытой передачи опыта. Она явная, если включает непосредственную передачу информации, чувств или ценностей в отношении объектов политики (так, общественные дисциплины в школе и вузах - пример явной политической социализации).
  Скрытая политическая социализация - это передача неполитических установок, которые влияют на отношение и подходы к соответствующим объектам и ролевым функциям в политической системе.

Назад Содержание Вперед