10.3. Развитие речи и духовного мира человека

  Существует несколько теорий развития речевой деятельности. В их основе лежат три фактора: научение, созревание и умственное развитие. Все три фактора взаимосвязаны между собой, и от них зависит весь ход развития речевой деятельности, начиная с раннего детского возраста.
  Научение начинается с первых дней жизни ребенка. Мать, ухаживая за ребенком, обращается к нему с ласковыми и нежными словами, и ребенок эмоционально реагирует на них. Хотя ребенок и не понимает обращенную к нему речь, но он привыкает к звукам членораздельной человеческой речи, и у него постепенно формируется фонематический слух.
  Известно, что дети, лишенные человеческого общества и не слышавшие человеческой речи, не научатся говорить и понимать других людей. Существует множество случаев, когда дети, вырастая среди животных, не способны были к речевой деятельности.
  Так, в 1946 г. английские солдаты, несшие на джипе патрульную службу а песках Аравии, увидели на далеком расстоянии стадо каких- то животных и среди них мальчика. Сначала они подумали, что мальчик пасет скот, но патруль находился в диких местах, удаленных на несколько десятков километров от населенных пунктов. Солдаты направили джип к стаду. Когда они приблизились, то увидели, что это не домашние животные, а газели, среди которых находился мальчик. Увидев приближающийся джип, стадо вместе с мальчиком бросилось бежать. Джип развил скорость до 70 км в час, но стадо и мальчика невозможно было догнать. Солдаты измучились от полутора часов немыслимой гонки. Когда мальчик, загнанный почти насмерть, упал в песок, его связали и привезли в штаб.
  На мальчике, которого солдаты назвали Мохамедом, не было никакой одежды, подошвы его ног покрылись настолько толстой коркой, что напоминали копыта. Он не говорил и не понимал того, что говорили ему. Ел он финики, травы и коренья. Английское командование решило приобщить его к цивилизации и подготовить к Олимпийским играм, где он мог бы побить все мировые рекорды в беге. Но эти надежды не оправдались. Страх перед людьми и тоска по воле пагубно повлияли на мальчика. Он не прожил в неволе и одного месяца.
  Ранее найденные среди животных дети жили в течение нескольких лет и даже, некоторые из них, могли научиться говорить. Так, в Индии доктор Синг обнаружил двух девочек, живших среди волков. Их называли Амалой и Камалой. Одна из них вскоре умерла, а другая прожила почти десять лет. Она с трудом научилась говорить и понимать других людей. Все, что происходило с ней до этого, она не помнила. Сначала она ходила на четвереньках, ела пищу только на полу, воду пила, лакая. Потом она научилась ходить, сидеть за столом и пользоваться ножом и вилкой. Однако полноценным человеком она не стала. Ходила согнувшись, говорила медленно, с трудом подбирая слова. Ее словарный состав был очень скудным, а духовный мир ограничивался только теми предметами и явлениями, которые она непосредственно воспринимала.
  Наиболее интенсивное развитие речи у нормального ребенка падает на возраст от одного до трех лет. Этот период является наиболее благоприятным (сензитивным) для развития речи. В течение первого года жизни у детей происходит созревание специфических задатков, обеспечивающих их последующую речевую деятельность. В данном случае на развитие речи у детей оказывает влияние второй фактор, связанный с созреванием и развитием речевого аппарата и нервных центров, регулирующих его деятельность.
  На быстрое развитие речевой деятельности у детей в этот период оказывает большое влияние также и третий фактор - когнитивный, связанный с умственным развитием ребенка. Известно, что прежде чем научиться произносить слова, ребенок сначала начинает понимать их смысловое значение.
  Познание мира ребенком начинается с первых дней его жизни. Действующие на его органы чувств стимулы отражаются в форме сенсорных образов, которые непосредственно связаны с врожденными биологическими реакциями организма. В дальнейшем по мере, общения со взрослыми, эти образы начинают ассоциироваться со словами, произносимыми ими. В результате этого образы отделяются от врожденных реакций и приобретают вместе со словами субъективный смысл, на основе чего у детей начинает проявляться предметное сознание и его духовное содержание.
  Так, с самого начала, под влиянием речевых стимулов у ребенка зарождается духовный мир, определяющий дальнейшее развитие человека. В Евангелии от Иоанна сказано: “Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Слово создает духовный мир человека, оно делает его сильным или слабым, честным или лживым, одухотворенным или бездушным, высоконравственным или безнравственным. Слово может убить человека, слово может спасти человека, слово может побудить совершить великие деяния, слово может склонить его к бесчестным поступкам.
  Какие слова слышит ребенок с момента своего рождения, таким он станет в будущем. Если ему говорят ласковые слова, он улыбается, тянет к взрослому ручки, если же на него кричат по всякому поводу и без повода, он хмурится, заливается плачем, становится замкнутым, раздражительным и истеричным.
  Первые слова, имеющие предметную соотнесенность, ребенок начинает произносить только к концу первого года жизни. По своему значению отдельное слово ребенка заменяет фразу взрослого. Оно, как правило, дополняется действиями, мимикой и пантомимикой.
  После первого года жизни у ребенка начинает быстро расти словарный состав, а после одного годя семи месяцев до трех лет он овладевает в процессе общения грамматической структурой языка. В дальнейшем, в течение дошкольного возраста, происходит увеличение словаря и усложнение грамматических конструкций предложений.
  Тот факт, что ребенок, прежде чем начать говорить, уже понимает слова, а потом начинает говорить с самим собой, побудил известного швейцарского психолога Ж. Пиаже высказать предположение, что у ребенка развитие речи происходит от эгоцентрической (речи для себя) к социализированной (речи для других). Эгоцентрическую речь он рассматривал как рудиментарную форму речи, обеспечивающую переход от внутренней к внешней речи.
  Другой психолог Л.С. Выготский выдвинул противоположную концепцию, в соответствии с которой эгоцентрическая речь рассматривается как переходной этап от первоначально социализированной внешней речи к внутренней индивидуальной. Он экспериментально доказал, что внутренняя речь возникает в процессе интериоризации (превращения) внешней развернутой социальной речи во внутренний план индивидуальной свернутой речи. Его эксперимент заключался в том, что на стадии проявления эгоцентрической речи ребенка помещали в группу глухонемых или иноязычных детей, общение с которыми исключалось. Казалось бы, в этих условиях эгоцентрическая речь должна была дальше развиваться, но практически в этой ситуации она не только не совершенствовалась, но и вообще исчезла.
  Следовательно, с точки зрения этой концепции, эгоцентрическая речь обслуживает не столько общение, сколько внутреннюю умственную деятельность, и в процессе перехода от внешней речи к внутренней она постепенно свертывается, но не исчезает. Поэтому даже у взрослых, при наличии затруднений в умственной деятельности, она снова возникает и проявляется в форме речи-размышления. Ж. Пиаже, познакомившись с концепцией и результатами эксперимента Л.С. Выготского, должен был признать его правоту.
  В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие внешней и внутренней речи, что оказывает огромное влияние на становление духовного мира ребенка. Исключительно большое влияние, в этом отношении, оказывают наставления и поучения взрослых. На их основе у детей формируются знания о моральных и нравственных ценностях, о хороших и плохих поступках людей, о положительных и отрицательных качествах личности.
  Особенно большое впечатление на детей оказывают сказки. Они не только формируют нравственные идеалы, но и побуждают детей коренным образом изменить свое поведение. А. П. Чехов в рассказе “Дома” показывает какое огромное влияние на семилетнего мальчика, замеченного в курении, оказала незамысловатая сказочка о смерти царевича, который тайно курил, хотя и знал о вреде и пагубных последствиях этой привычки. Сначала мальчик рассеянно слушал сказку, которую рассказывал ему отец, но когда узнал о смерти царевича, вздрогнул и упавшим голосом заявил, что он не будет больше курить.
  В школьном возрасте наряду с дальнейшим развитием устной речи происходит овладение письменной речью. Умение читать и писать оказывает огромное влияние на умственное и духовное развитие школьника. Однако, не все, что узнает ученик из разнообразных источников, становится его духовным достоянием. Одни слова он принимает как истину, другие отвергает, а третьи вызывают у него сомнения и раздумья. Главным здесь является то, от кого исходят эти слова, от того, какие люди становятся его духовными наставниками. Одни сознательно выбирают таких наставников, доверяют им, слепо верят их словам, сами произносят те же слова, не думая об их истинном смысле, бездумно подражают их поступкам, не ведая о их последствиях.
  Сознательно и бессознательно выбранные образцы речевого поведения закрепляются и становятся привычными в речевой деятельности человека. Так рождается стиль речевой деятельности, характерный для каждого человека, который во многом определяет внутренний и внешний облик его личности. На стиль речи большое влияние оказывает профессиональная деятельность человека. Для артиста характерна эмоционально-экспрессивная речь, для военного - командно-волевая, для делового человека - утилитарно-прагматическая, для писателя - образно-повествовательная, для ученого и преподавателя - понятийно-объяснительная.
  По особенностям речевой деятельности можно судить о некоторых психических особенностях личности. Так, графологи полагают, что по почерку письменной речи можно судить о характере человека. Если буквы, расположенные на одной линии, являются ровными, как по величине, так и по высоте, то это свидетельствует об организованном характере. Буквы разные по величине или большие буквы со значительными расстояниями, имеющие различный наклон - признак неорганизованного, беспорядочного и противоречивого характера. Сжатые, четкие и округлые буквы свидетельствуют об уравновешенном характере и о преобладании у человека положительных эмоций. Заостренные иглы букв говорят о склонности человека к отрицательным эмоциональным переживаниям. Короткие хвосты букв свидетельствуют о нерешительном характере человека, длинные хвостики букв - о решительном напористом характере. Постепенное уменьшение величины букв в слове или в предложении означает неопределенность и неустойчивость характера. Четкий, прямой почерк - говорит о самостоятельном характере, наклон букв вправо - о склонности к подражанию, влево - об упрямом характере.
  Как видим, развитие речевой деятельности оказывает решающее влияние на психическое развитие и духовный мир человека. Усво - ение устной речи приобщает ребенка к человеческому обществу, превращает его в разумное, одухотворенное существо, определяет весь дальнейший путь его психического и духовного развития. Овладение письменной речью дает возможность человеку получить образование, приобщиться к мировой культуре, развить интеллектуальные способности, овладеть духовным богатством, созданным человечеством на протяжении многих тысячелетий своего развития.

Литература

  Ахутина Т.В. Порождение речи. М., 1989.
  Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1982.
  Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
  Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.
  Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
  Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994.
  Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.
  Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.
  Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. М., 1989.

Назад Содержание Вперед