3.4. Социалистические идеологии
Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретические обоснование и идеологические оформление они получили только в ХРЖХ в. Большое значение для их концептуализации имели эгалитаристические идеи французского мыслителя Ж.-Ж. Руссо и воззрения его соотечественника Ф. Бабефа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.
Социализм - концепция общественного устройства, основанного на принципах равенства и справедливости. В целом, социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. В качестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и принципов социального равенства (неравенства) и справедливости. Иначе говоря, главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.
Первые попытки очертить идеал этого общественного устройства предпринимались еще Т. Мором и Т. Кампанеллой, а в конце ХVРЖРЖРЖ- начале ХРЖХ вв. так называемыми утопическими социалистами Сен-Симоном, Фурье и Оуэном. В середине ХРЖХ в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, связав его осуществление с процессом исторического становления более отдаленного общества “всеобщего изобилия” - коммунизма.
Марксизм - сложившееся к середине ХРЖХ в. философское, экономическое и социально-политические учение К. Маркса и Ф. Энгельса, направленное на выражение и защиту интересов рабочего класса, представлял собой крайне радикалистскую идеологию, акцентировавшего внимание на революционных методах построения коммунистического общества. Выше в разделе “Марксистская концепция науки о политике” подробно анализировалась сущность марксистской схемы исторического прогресса как смены одной общетсвенно-исторической формации другой. Следует добавит, что наиболее существенный недостаток, который обнаруживает коммунистическая теоретическая конструкция, состоит в игнорировании природы человека, естественного неравенства людей, а также в игнорировании объективной тенденции общественного прогресса, состоящей в нарастании многообразия социальных интересов и форм разделения труда. В основу модели коммунистического общества положен принцип монизма - предполагающий преодоление экономического, социального, политического и духовного многообразия интересов и потребностей. Критерием прогресса форм экономической, социальной, политической и духовной жизни признается в марксизме их соответствие интересам самого передового класса - пролетариата. Считается, что установление общественной собственности на средства производства автоматически ликвидирует все формы социального неравенства.
Идеал коммунизма в политической сфере - общественное самоуправление, предполагающее поголовное участие населения в процессе принятия управленческих решений. Идея непосредственного участия масс в управлении игнорировала факт углубляющейся специализации и дифференциации политических ролей и функций в сфере управления. Это предполагает наличие управленческих знаний и навыков, профессионализма, вместо которых коммунистическая идеология предлагает поставить идеологическую преданность и классовую непримиримость.
Назад | Содержание | Вперед |