3.3.3. Коллективное бессознательное как основа психической жизни индивида
Основным компонентом психологии Юнга является открытие существования коллективного бессознательного (КБ). Это глубинное психологическое образование - отсюда название глубинная психология.
Откуда пришла идея коллективного бессознательного:
1. Юнг обрати внимание, что сказочные, мифические сюжеты в различных культурах повторяют друг друга. Историками выдвигалась идея заимствования, но они были схожи у народов никогда не пересекавшихся.
2. Люди в определенных состояниях излагают вещи, которые были им незнакомы. Есть такие проявления КБ с которыми человек просто не мог сталкиваться в течение жизни (содержание бреда психических больных).
3. Феномен НЛО - надиндивидуальные видения у большой массы людей.
По Юнгу когда люди видят НЛО, они видят не то, что есть снаружи, а то что есть внутри них.
Коллективное бессознательное - это накопленные за тысячелетия существования живого некие психические паттерны поведения, с которыми сталкивается либо живое вообще, или человек.
Коллективное бессознательное это:
• психическая память всего человечества;
• психическая память всего живого;
• некоторое хранилище архаических переживаний, накопленных за время существования живого на Земле.
Через существование коллективного бессознательного человек является носителем памяти всего живого. Ребенок, появляясь на свет, уже несет предшествующий опыт жизни в виде КБ.
КБ - это источник последующего развития индивида: это коллективная мудрость всей жизни, это психологический стержень личности.
Сознание - это тонкая пленка, которая окутывает океан КБ.
Почему такая несоизмеримость:
1. сознание более позднее образование психики, возникает вместе с человеком, до него природа была бессознательна.
2. по Юнгу жизнь должна стремиться к гармонизации, к целостности и эту функции берет КБ.
3. сознание развивается по Юнгу как эктодермическая функция.
КБ - есть в каждом человеке. КБ обладает мудростью. Вся жизнь первобытного человека была синхронизирована с природой, т.е. внутренние душевные состояния соотносились с состоянием природы. Его сознание не было отделено от коллективного бессознательного. Поэтому КБ является таким слоем психического, который пытается наставить человека на путь истинный через язык символов. Символы - это средство обхода цензуры и доставка в сознание информации из бессознательного. Язык сознания - это понятия.
Язык бессознательного - это образы. Символы - это форма выражения или представления образов. Символы - это способ общения бессознательного и сознания, т.е. перевод материала из бессознательного в сознание (сны, бред, галлюцинации). Таким образом, КБ постоянно манифестирует себя в сознание. Юнг называет это вторжением.
Цель бессознательного - это гармонизация психики.
КБ - это некая витальная, природная сила, которая обеспечивает сохранение функционирования жизни (у человека сознательной жизни). Юнг вводит понятие компенсации или комплементарности психики. Он заключается в том, что КБ служит функции коррекции психики. Задача психотерапевта - правильно понять манифестации КБ. Но это очень сложно сделать, так как язык его символический, образный.
Само по себе КБ - это абстракция, чистый энергетический потенциал без содержания, которое культура обеспечивает материалом. Посредством этого материала КБ манифестируется во внешний мир. Но культуры разные и одни и те же контексты несут разные психотерапевтические материалы. Т.о. очень сложно понять, о чем говорит и чего хочет КБ. По Юнгу КБ не обладает хитростью, просто оно манифестирует себя как может. С одной стороны есть КБ и способы его проявления и выявления, с другой стороны - его сложно интерпретировать.
КБ - как некое психическое образование структурировано в виде архетипов.
Кант использует понятие трансцендентальной перцепции - это некая предуготовленность сознания к восприятию мира в тех или иных формах.
Архетип - формы воспроизведения коллективным бессознательным мира в образах, символах, сюжетах;
• это грибница, в которой есть готовность к тому, что вырастит гриб;
• это подобно генотипу, который реализуется при развитии человека биологической массой.
Архетип - это психический генотип, который реализуется психической массой. Архетипы - это психические структуры КБ.
Всё КБ - это структура, состоящая из архетипов. У всех людей эта структура одинакова, а содержание архетипов разное. КБ - совокупность архетипов.
Откуда возникла идея архетипов?
Количество ситуаций, сюжетов, с которыми сталкивается человек в жизни не так уж и велико. В жизни они однотипны. Например, закат и восход солнца. Это одна ситуация на всех и она может быть запечатлена в виде архетипа КБ. Человек рождается с архетипом заката и восхода солнца. Архетип - это некая предуготовленность. Типичность ситуаций в природе и в обществе отпечатывается в виде архетипов. Ничто из человеческого опыта не пропадает бесследно, всё складируется и составляет КБ (известковые отложения в океане - как метафора КБ). Психические отложения подчиняются своим психическим законам, т.е. откладываются в виде архетипов.
Психика - это мощный энергетический потенциал.
По Юнгу есть динамика психических сил.
Архетипы КБ ориентированы на то, чтобы быть проявлены, т.е. энергия психики заложенная в архетипах, постоянно ищет способ выхода в сознание. КБ постоянно пытается достичь сознания, а сознание смотрит вовне. Если этот заряд прорвется в сознание, то может уничтожить его. У первобытного человека часто был этот прорыв, и наступало состояние прорыва или одержимости души. В идеале архитип должен пройти буферную зону, т.е. наполнится содержанием, и войти в сознание не в виде голой энергии. Этот буфер - культура.
Архетип Бога присутствует в каждой культуре, но везде наполнен конкретным культурным содержанием. Энергетический потенциал культурная кладовая обретение образности архетипом (но может быть абстрактное на уровне образного мышления обретение
Богом антропометрических черт).
Юнг рассматривает психику как бесчисленные отложения психики всего живого. И потому человек представляет сбор коллективной памяти и повторяет в развитии эволюцию всего живого.
1. Анима - женская часть мужской психики.
Анимус - мужская часть женской психики.
Это половинки мужчины и женщины, которые постоянно дополняют друг друга.
По Юнгу миф о гермофродитах есть отражение реальной сущности человека. Гермафродиты - это дети Гермеса и Афродиты. Зевс разгневался на этих богов за ослушание и разделил их детей на две половинки. Эти две половинки с тех пор ищут друг друга. Это идея психической целостности. Человек должен быть гермафродитом (психическим). Нормальным является присутствие мужского в женщине, и женского в мужчине. Почему люди демонстрируют свою женственность или мускулинность? Из-за неуверенности в себе; для получения выгоды. Разделение на мужское и женское лишает человека целостности. А по Юнгу важна взаимодополняемость. Важно не делить на мужское и женское. Важно быть в ипостаси человека.
3. Архетип мудрая старуха, мудрый старик.
4. Архетип младенца. Эти архетипы отражают наиболее частые сюжеты. Это отношения мужчины и женщины, старших и младших, детей и родителей.
2. Самость - центральный архетип, архетип порядка и целостности личности.
Самость - это дополнение сознания бессознательным до целостности.
Самость - это внутренний руководящий фактор, совершенно отличный от Эго и сознания, даже отдаленный от него. Это центр всей личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает все эти системы и обеспечивает личности её единство, равновесие и стабильность. Это не только центр, но и вся окружность, охватывающая и сознание и бессознательное. Самость - это центр этой целостности, как эго - центр сознания.
Архетип самости связан с символом совершенства. Основным символом архетипа самости является абстрактный круг, нимб святого, крест. Крест христианский символ, на нем распяли Христа, значит это совершенство.
Юнг с идеей совершенства подходит к проблеме становления личности. Он использует термин индивидуации - становление личности. Смысл жизни по Юнгу - это обретение самости!!! Способ обретения самости - это индивидуация - это становление самим собой, выходя за самого себя, посредством ассимиляции коллективного бессознательного.
Говоря о процессе индивидуации, Юнг использует понятие персона и тень (это не архетипы КБ как указано в некоторых источниках).
По Юнгу персона - это универсальная психическая структура, психическое образование, которое формируется логикой всей жизни. Индивид рождается в обществе, которое требует вписанности в него. Он вбирает в себя стереотипы поведения, которые предписывают вести себя определенным образом, вести себя как все. В индивиде под влиянием требований общественных норм и правил (быть как все) развивается персона или маска. Индивид вбирает в себя коллективную психику. Человек заимствует чужие мысли и чувства и думает, что он это сам производит. Персона - это некоторый защитный слой. Индивид от рождения имеет некую оригинальность, чтобы ей сохраниться растет психическая корочка. Человек берет на себя роли, маски, и таким образом образуется персона.
Индивид - это фрагментарный набор частей коллективной психики. Человек может отождествляться с персоной, и человек не знает, что мое, а что общественное.
Назад | Содержание | Вперед |