3.5.5. Закономерности процесса запоминания
Обобщая предыдущий материал, можно сказать, что в основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то - значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь.
Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту:
• Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.
• Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами.
• Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.
Кроме этих видов существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.
Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности - основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.
Английский психологи Герман Эббингауз обнаружил ряд закономерностей работы памяти.
• При запоминании материала лучше всего воспроизводится его начало и конец («эффект края»).
• Запоминание идет лучше, если дважды повторить материал: сначала через несколько часов, а второй раз - через несколько дней.
• Установка на использование материала в дальнейшем ведет к его лучшему запоминанию.
• Чем проще событие и чем больше эмоций оно вызвало, тем более сильный след оно оставит в памяти. Сложная информация, а также события, не вызвавшие эмоции у человека, плохо запоминаются и быстро забываются.
• Редкие, странные и необычные события запоминаются лучше, чем привычные и часто встречающиеся.
• Память о тех или иных событиях постепенно меняется, так как эта информация вступает в связь с новой поступающей информации и подвергается изменениям.
• Потеря и восстановление памяти происходят по одному принципу: при потере памяти сначала теряются более сложные и недавние события, а при восстановлении памяти, наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, и только потом - более сложные и недавние.
• Если испытуемым предложить ряд заданий, часть из которых они завершат, а часть - нет, то в 2 раза больше вспомнят незавершенных (эффект Зейгарник).
• Хорошо запоминаются эмоционально позитивные события.
• Лучше запоминаются те события, в которых испытуемый принимал активное участие, чем те, в которых он был сторонним наблюдателем.
Назад | Содержание | Вперед |