§ 3.1.1. Основные виды семейных кризисов
Все семьи сталкиваются с проблемами и переменами. Когда они достаточно глубоки и глобальны, то могут вылиться в кризис - состояние дезорганизации семьи, в течение которого члены семьи переживают основательную ломку жизненных паттернов или методов преодоления стрессовых ситуаций (Браммер, 1979). Один социологический ученый назвал кризис «точкой невозврата», т.к. после кризиса семья никогда не остается такой, какой она была до него (Рапопорт, 1963). Если семья адекватно преодолевает кризис, то она переживает позитивный рост; если же семья не может разрешить кризисную ситуацию, то семейные проблемы катастрофически разрастаются.
Есть два основных типа семейных кризисов: эволюционный и ситуационный (Браммер, 1979). Эволюционный кризис нормален и предсказуем: он может произойти в любой семье в течение жизненного цикла, и когда он преодолевается успешно, то семья продвигается на следующую ступень своего развития. Эти кризисы, которые имеют тенденцию появляться, когда семья стоит перед новой эволюционной задачей, обычно временны. Ситуационный (или событийный) кризис случается лишь в некоторых семьях и почти всегда касается серьезных проблем: алкоголь, насилие между супругами, детская беременность, например. Эти ненормативные кризисы могут быть длительными, и этим семьям обычно необходима профессиональная помощь в разрешении кризиса. Если кризис не разрешен, это может привести к дезинтеграции семьи.
Модель кризиса. Удобный метод исследования как эволюционных, так и ситуационных кризисов был изобретен социологом Рубеном Хиллом в 1958 г., и с тех пор используется в качестве основной модели.
Согласно Хиллу, три фактора влияют на предрасположенность семьи к кризису: стрессор (стрессовое событие) - А, ресурсы семьи - В, видение стрессора семьей, восприятие его семьей - С. взаимодействие этих факторов производит кризис - Х.
Процесс, во время которого семья преодолевает кризис, состоит из 4-х различных стадий:
II - семья поражена событием, вызываемым кризис - фаза кризиса, которая следует за I - дезорганизация - усиливаются обиды и конфликты, роли играются с меньшим энтузиазмом.
III - восстановление.
IV - реорганизация на новой ступени развития.
Событие (А): вызывающее кризис событие - такое, к которому семья мало или совсем не подготовлена или неопытна в его отношении. Эти события различаются по своим источникам и по степени и характеру их влияния на семью. Если событие берет корни вне семьи (война, политические неурядицы, естественные природные катаклизмы), это часто лишь объединяет, делает семью еще сплоченнее. События, которые произошли внутри семьи (суицид, алкоголизм, психическая болезнь), напротив, обычно очень сильно дезорганизуют семью. Потеря члена семьи, прибавление члена семьи, несогласие между членами семьи из-за ролей, внезапные изменения статуса - так же являются вызывающими стресс событиями, и так же могут быть, а могут и не быть успешно преодолены.
Ресурсы (В): один из наиболее важных факторов, который определяет реакцию семьи на кризис - ее ресурсы, которые включают в себе как семейную финансовую ситуацию, так и более субъективные элементы - семейная интегрированность и адаптивность. Тогда как экономические ресурсы играют роль, некоторые социологи убеждены, интегрированность и адаптивность семьи могут быть важнее, чем экономические факторы в определении реакции семьи на кризис.
Семейная интеграция - общие интересы, мысли и чувство экономической взаимозависимости, которые связывают крепче членов семьи.
Семейная адаптивность - способность изменяться при встрече с новыми обстоятельствами.
Организованная семья - та, которая хорошо интегрирована и адаптивна. Супруги в этих семьях обычно имеют хорошее супружеское приспособление и сотрудничающие взаимоотношения с детьми.
Дезорганизованная семья - имеет мало подобных ресурсов - ни адаптивны, ни хорошо интегрированы; приспособленность к супружеству низкая, отношения с детьми характеризуются конфликтом. Обычно эти семьи социально изолированы, т.е. у них нет родственников, друзей или соседей, к которым можно было бы обратиться в стрессовой ситуации. Эти семьи более всего подвержены возникновению кризиса в них.
Восприятие (С): Событие А может быть оценено независимым наблюдателем; культурно обусловленное видение А будет принадлежать обществу; субъективная оценка А будет принадлежать семье, и зависит она всецело от системы ценностей данной семьи. Предположим, например, что сын подросткового возраста заявил родителям, что собирается бросить школу и пойти работать. Некоторые родители воспримут это как серьезную угрозу и будут чрезвычайно обеспокоены, возможно, будут спорить с ребенком, читать ему нотации или настаивать на продолжении его образования - реакции, которые лишь ускорят наступление кризиса. Другие родители могут воспринять эту идею как вполне приемлемую альтернативу образованию и, следовательно, не будут реагировать вышеописанным образом, который лишь стимулирует возникновение кризиса.
Кризис (Х) - Хилл предполагает, что склонные к возникновению кризиса семьи могут быть более уязвимы перед А и более склонны оценивать А как кризис, т.к. у них меньше ресурсов в активе при встрече с кризисом и они не научились еще в прошлом разрешить стресс. Т.о., в поиске объяснений причин подверженности одних семей кризису и неподверженности других, социологи серьезно проанализировали В и С факторы модели Хилла.
Назад | Содержание | Вперед |