§ 3. Правовое регулирование использования природных ресурсов небесных тел
Правовой режим природных ресурсов Луны и других небесных тел — это неотъемлемая часть правового режима самих небесных тел.
Таким образом, рассматривая данный аспект деятельности на небесных телах, нельзя отделять право использования ресурсов от правового режима небесного тела, на котором они обнаружены.
К природным ресурсам Луны и других небесных тел относятся всевозможные полезные ископаемые, как известные, так пока и неизвестные, которые могут служить источником материальных благ, предназначенные для использования на месте, либо для вывоза на Землю. Использование таких ресурсов в широких масштабах должно регулироваться нормами международного космического права и общепризнанными принципами общего международного права с должным учетом интересов нынешних и будущих поколений.
К таковым следует, по-видимому, отнести полезные ископаемые, находящиеся в недрах небесных тел или же на их поверхности, запасы воды и вещества неорганического или органического происхождения, а также неизвестные пока источники энергии, которые могут быть обнаружены в процессе дальнейших исследований. Правовой режим таких ресурсов должен обеспечить их использование исключительно в целях прогресса и процветания жизни всего человечества.
По определению Э. Г. Василевской, под использованием природных ресурсов Луны и других небесных тел следует понимать взятие с поверхности или извлечение из недр определенного запаса ресурса для использования в целях иных, чем чисто научные исследования, в частности получения прибыли.
Таким образом, использование природных ресурсов небесных тел может означать, что взятый с поверхности или извлеченный из недр определенный запас ресурса будет использован в целях, выходящих за рамки чисто научных исследований, т. е. из предварительно исследованного, изученного ресурса будет извлечена практическая выгода. Таким использованием может быть, например, производство на месте каких-либо особо важных материалов или веществ, необходимых для получения материальных выгод или прибыли. Кроме этого, какой-то ресурс может быть доставлен на Землю для его использования в промышленных целях.
В соответствии с действующими нормами международного космического права ресурсы небесных тел могут быть как использованы на месте — на поверхности небесных тел, для производства особо чистых веществ или материалов, так и доставлены на Землю для их применения в промышленных целях.
По смыслу Договора по космосу 1967 г. использование природных ресурсов небесных тел не запрещено, однако предполагает соблюдение ряда условий, в частности, чтобы такое использование не привело к национальному присвоению. Более детально эти вопросы регулируются в Соглашении о Луне 1979 г.
Так, в ст. 6 Соглашения о Луне говорится о праве госу- дарств-участников собирать на Луне образцы минеральных и других веществ и вывозить их с Луны. Такие образцы остаются в распоряжении государств, обеспечивших их сбор, которые могут их использовать в научных целях (п. 2 ст. 6). Эти вещества могут также применяться «для поддержания жизнедеятельности своих экспедиций в необходимых для этой цели количествах».
В п. 3 ст. 11 Соглашения говорится, что «поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица.
Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с ее поверхностью или недрами, не создают права собственности на поверхность или недра Луны или их участки». При этом в Соглашении подчеркивается, что принципу не- присвоения не противоречит право государств на сбор образцов минеральных и других веществ, доставляемых на Землю.
В п. 5 ст. 11 Соглашения о Луне предусмотрено установление международного режима для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, «когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время». Основные цели этого режима, как указывается в п. 7 этой статьи, следующие: «а) упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны; в) рациональное регулирование этих ресурсов; с) расширение возможностей в деле использования этих ресурсов; d) справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны».
Отметим, в связи с этим, что формулировка «справедливое распределение» благ, получаемых от ресурсов, не должна, на наш взгляд, означать равного распределения результатов деятельности по эксплуатации природных ресурсов независимо от вклада государства. «Справедливое распределение» подразумевает именно такое распределение, которое адекватно усилиям и вкладу — физическому и материальному — того или тех государств, которые осуществляют эксплуатацию природных ресурсов Луны и других небесных тел.
Вместе с этим, особое положение занимает, по-видимому, использование природных ресурсов, необходимых для поддержания жизнедеятельности научно-исследовательской станции на небесном теле или оказания помощи ее персоналу. Следует согласиться с мнением Э.Г. Василевской, что такое использование может быть только свободным и не должно связываться какими-либо дополнительными условиями или предварительным разрешением.
Индустриализация Луны и планет значительно увеличит потребность в их природных ресурсах, в связи с чем потребуется более детальное регламентирование этого вида деятельности людей на небесных телах.
Когда в будущем природные богатства небесных тел Солнечной системы станут использоваться в целях, выходящих за рамки чисто научных исследований, проблема их охраны и рационального использования встанет особенно остро. Некоторые виды природных ресурсов могут иметь уникальный характер либо исчезнуть и не восполняться. Такого рода ресурсы должны быть поставлены под особую международно-правовую защиту.
Назад | Содержание | Вперед |