§ 3. Политические права и свободы граждан Российской Федерации
По смыслу Конституции Российской Федерации личность - член общества, который выступает в данном случае субъектом государственно-правовых отношений в качестве именно гражданина Российской Федерации, то есть, те права и свободы, которые закреплены в статьях 29 - 33 Конституции Российской Федерации, принадлежат только ее гражданам.
Политические права граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации, представляют собой юридическую форму политической свободы, которая обеспечивает за всеми гражданами право свободно собираться, обсуждать свои вопросы, влиять на государственные дела, объединяться в общественные организации, реализовать свободу слова, печати, уличных шествий и демонстраций, избирательное право и др.
Как и конституционное признание личных прав и свобод, признание политических прав и свобод также имеет свою историю. Политическая борьба, которую вел новый класс - буржуазия - против феодального строя, велась не только против экономического, но и против политического бесправия. В результате этой борьбы появились те права, которые стали «правами гражданина», и рассматривались они уже как права политические, происходящие из «договора» с государством, и были отнесены к правам, созданным государством. Цель этих прав в том, чтобы обеспечить гражданам возможность участия в государственно-политической жизни. Эти права являются производными и сопутствующими элементами той или иной формы государства, от характера которого зависит степень осуществления и гарантии реализации тех или иных из этих гражданских прав.
В России такие политические свободы, как свобода слова, собраний и союзов были провозглашены Высочайшим Манифестом от 17 октября 1905 года. Дальнейшее развитие эти права получили уже в Конституции РСФСР 1918 года, в которой были закреплены за трудящимися: свобода собраний, митингов, шествий и т.д. с предоставлением в распоряжение рабочих и крестьян пригодных для устройства народных собраний помещений с обстановкой, освещением и отоплением; свобода союзов. Все политические права российских граждан предоставлялись и иностранным гражданам, которые проживали на территории Российской республики для трудовых занятий и не пользовались наемным трудом.
Активное и пассивное избирательное право предоставлялось гражданам Российского государства обоего пола с 18-тилетнего возраста. Соответствующие ограничения избирательного права свидетельствовали о том, что политические права как прежде, так и в Российской Республике носили классовый характер. Это постоянное (!) свойство политических прав и свобод.
Все последующие Конституции СССР и РСФСР практически сохранили перечень основных политических прав и свобод, внося в них отдельные уточнения как теоретического, так и организационного характера.
Действующая Конституция Российской Федерации к этой группе основных прав и свобод отнесла:
- свободу мысли и слова, свободу массовой информации (ст. 29 Конституции);
- право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции);
- право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции);
- право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными, участвовать в референдуме; право иметь равный доступ к государственной службе, а также участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции);
- право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции).
Пользование политическими правами налагает на граждан особую ответственность: их действия не могут быть направлены на возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной ненависти и вражды. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнения и убеждений или отказу от них.
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Государство, со своей стороны, создает все условия для того, чтобы российские граждане могли надлежащим образом реализовать принадлежащее им то или иное конституционное политическое право, ту или иную политическую свободу. С этой целью практически по всем конституционным позициям относительно политических прав и свобод приняты соответствующие федеральные конституционные законы или федеральные законы. В их числе:
- свобода мысли, слова и массовой информации (обеспечивается Федеральным законом от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»; Федеральным законом «О средствах массовой информации» в редакции Федерального закона от 27 декабря 1995 г.);
- право на объединение урегулировано Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. в редакции Федерального закона от 2 июля 1998 года; Федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 года;
- право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования урегулировано Федеральным законом от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;
- право на участие в управлении делами государства (определено Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также соответствующими законами субъектов Российской Федерации о порядке прохождения муниципальной службы);
- право избирать и быть избранным (урегулировано Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года, а также федеральными законами о выборах Президента Российской Федерации и о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации);
- право на участие в референдуме (урегулировано Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г.);
- право на обращение (урегулировано Федеральным законом от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Следовательно, широкий круг конституционных политических прав и свобод, их надлежащее гарантирование государством создают все условия для вовлечения широких народных масс в политическую жизнь государства, в осознанные политические действия и акции. Их политические действия в этих случаях носят подлинно общественный характер и только потом - узкоклассовый или групповой интерес.
Назад | Содержание | Вперед |