4. Политическая социализация и средства массовой информации

  Сегодня доступ граждан к информации определяет их активное участие в политической жизни. Одним из важнейших источников информации, как и средством политической социализации, являются средства массовой информации. Они способны воздействовать на максимальное число людей в кратчайший промежуток времени. В последние десятилетия пресса, радио, телевидение, массовые справочники, кино- и звукозаписи, видеозаписи претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видеоэкран- ных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дисков, принтеров). Эти средства создают широкие возможности использования их для формирования политической личности, так как являются не только источником информации, но и коммуникации.
  В современном мире коммуникация (от лат. communicatio - способ сообщения, передачи) является незаменимым элементом взаимодействия людей, групп, политических партий, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно устанавливать или определять состав (содержание) политических партий и движений, политических систем, политических институтов, организаций и т.д., невозможно существование политической сферы общества как таковой. Коммуникация пронизывает все стороны политической жизни общества. Согласно общепринятой классификации выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую.
  Для изучения процесса политической социализации наибольший интерес представляет массовая коммуникация, которая представляет собой процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.
  Возрастающая роль массовой политической коммуникации порождает многочисленные дискуссии о том, к каким последствиям это может привести. Мнения при этом высказываются весьма различные, порой прямо противоположные. Часть из них считает, что средства массовой коммуникации объективно отражают происходящие события и не вносят элемента субъективизма, политической и идеологической пристрастности в оценку событий.
  Активными оппонентами изложенной выше традиционной точки зрения являются сторонники так называемого "критического" подхода к политической коммуникации. Согласно этой позиции политическая коммуникация является средством получения прибыли и социального контроля. В логике данного подхода массовая коммуникация, общественное мнение и государство взаимодействуют следующим образом: органы государственной власти при помощи массовой коммуникации воздействуют на общественное мнение в нужном им направлении.
  Существует и промежуточная точка зрения, отвергающая крайности консервативного и критического подходов, согласно которой массовая политическая коммуникация, являясь в значительной мере политически и экономически ориентированной, в то же время остается в определенной степени открытой и объективной.
  Мировая практика показывает, что воздействие массовой политической коммуникации на различные стороны политической жизни общества значительно и многообразно. Так, активное развитие телевидения привело к существенному изменению структуры предвыборных компаний, современная политическая жизнь в России показала, что массовая коммуникация делает претендентов не только известными, формируя их определенный образ в глазах населения, но и прямо воздействует на итоги голосования.
  Средства массовой коммуникации, имея огромный потенциал воздействия, превратились также в значимый фактор международной безопасности. Активно используется массовая коммуникация и для ведения непосредственной политической борьбы. Массовая коммуникация, являясь важным источником политической социализации, активно влияет на процесс овладения политическими знаниями, установками, ценностями и формами политического участия. Именно СМИ (прежде всего программы новостей и комментарии к ним) поставляют населению наибольшее количество информации, касающейся политики, воздействия при этом на конкретные оценки и действия в политической сфере.
  Заметный вклад вносит массовая коммуникация в формирование мнения в отношении деятельности политических лидеров и институтов. Нередко в присущей массовой политической коммуникации критической ориентации видят причину недовольства партиями и политикой. Такого рода критический настрой журналистов имеет два важных последствия. Во-первых, он способствует формированию негативного взгляда на мир, появлению ощущения того, что проблем становится все больше и больше. Во-вторых, усиливается сомнение в способности политико-экономической системы справиться со своими проблемами.
  Однако существует и иное объяснение падения уровня доверия к политической системе, связанное со структурными особенностями самого процесса политической коммуникации (несоответствие между сообщениями и действительным положением вещей; несоответствие между заявлениями политиков и их реальными действиями; несоответствие между заявлениями одних и тех же политиков в разное время и т.п.).
  По вопросу о роли СМИ в падении доверия к политическим институтам существует и позиция, объединяющая две вышеуказанные. Ее сторонники признают существование напряженных отношений между политиками и СМИ. Сообщать новость и влиять на формирование общественного мнения - это основная задача массовой коммуникации. И не ее вина, что обнародование отдельных фактов приводит к негативным для некоторых политиков последствиям.
  Кроме того, в действительности СМИ и политики в определенной степени зависят друг от друга: журналисты нуждаются в политиках как в источниках информации, а политикам необходимы журналисты для сообщения общественности своих намерений и решений.
  Воздействие массовой коммуникации может быть как позитивным, так одновременно и негативным. Например, информация о стихийном бедствии или военном столкновении позволяет не только адекватно отреагировать и сохранить, по возможности, человеческие жизни, но также способна вызвать панику и массовую истерию.
  Сплоченность общества, достигаемая утверждением и распространением культурных норм при помощи массовой коммуникации, имеет своей оборотной стороной доминирование массовой культуры и уменьшение культурного разнообразия. Развлекательная "сторона" массовой коммуникации позволяет отдыхать, восстанавливать силы, но и одновременно культивирует стремление к удовольствиям и уход в мир собственных чувств.
  Вместе с тем незаменимо воздействие массовой коммуникации на мнения людей по конкретным вопросам социальной жизни. Такого рода воздействие осуществляется следующим образом: некоторые индивиды, сознавая, что их мнение совпадает с мнением большинства, высказывают его, в то время как другие лица, имеющие отличную от общепринятой позицию, оставляют при себе. Этот процесс движется по спирали, в результате чего некоторые темы или позиции попадают в центр внимания населения, а другие отбрасываются на периферию общественного интереса. Такого рода "спираль умолчания" вызывается страхом изоляции. Согласие с общепринятым - не только способ быть на стороне "победившей стороны", но и попытка избежать изоляции от группы. Угроза критики - значимый фактор для "умалчивающих" людей. Массовая коммуникация играет важную роль в "спирали умолчания". С ее помощью люди узнают, какие мнения популярны в обществе, а какие нет.
  В настоящее время для объяснения механизмов влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание предложены многочисленные теории. Наиболее популярны из них теория использования и удовлетворения и теория зависимости. В первой подчеркивается, что человек выступает в качестве активного фильтра информации, а не ее пассивного получателя. Центральное же положение теории зависимости заключается в следующем: реципиент зависит от массовой коммуникации в силу того, что ему необходимо удовлетворять свои потребности и достигать различных целей. Степень влиятельности СМИ на аудиторию варьируется и зависит от состояния самого общества. Если в обществе возникает ситуация социальных изменений и конфликтов, то она заставляет людей переоценивать сложившиеся у них системы ценностей и норм, что порождает потребность в дополнительной информации. Степень влиятельности СМИ на людей зависит также и от самих СМИ. При этом потенциал СМИ зависит от их количества и близости к нормам и ценностям группы объекта воздействия.
  В наши дни можно говорить об определенном подчинении политики внутренним законам СМИ, законам рекламного бизнеса. Признаками подобного процесса являются: превращение политики в игру на публику (зрелищность, персонификация), ее стилизация в соответствии с требованиями драматургии (поддержание постоянного внимания, упрощение, сокращение); оперативность высказывания политиками своей точки зрения, диктуемая СМИ; рассогласование между деятельностью политиков и их выступлениями в СМИ. Происходит все большее широкое проникновение стиля и методов коммерческой рекламы в сферу политики.
  Рекламизация политики проявляется в произвольном толковании политической реальности, высвечивании одних ее сторон и оставление в тени других. Подобный характер обращения с информацией не безобиден: происходит навязывание аудитории чужих и необдуманных (за ними нет работы мысли самого слушателя или читателя) мнений и представлений. В результате гражданин основывает свое мнение о политике на том образе, который создают ему средства массовой информации. Формирование такого образца происходит под значительным влиянием специалистов-имиджмейкеров - представителей нового направления рекламного бизнеса. Согласно рецептам рекламного дела политикам рекомендуется: что одевать, как себя вести, что и как говорить. В результате достигается создание привлекательного для населения образа политического деятеля.
  Огромную роль играет политическая реклама в предвыборных компаниях. Возникает новое направление рекламной деятельности - политический маркетинг. Политический маркетинг включает: исследование настроений, проблем, интересов в том округе, от которого баллотируется кандидат; выбор стратегии предвыборной компании, основных ее тем и конкретных тактик; проведение собственно предвыборной компании.
  Разработаны многочисленные "рецепты" использования массовой коммуникации для целей избирательной компании. В частности, журналистам советуют избегать откровенного рекламирования того или иного кандидата, поскольку это дает повод обвинять СМИ в продаже кандидатов, так же как и других товаров. Имеет особенности показ по телевидению женщин-кандидатов. Их рекомендуется изображать стойкими, но не агрессивными, компетентными и умеющими сочетать это с мягкостью и обаятельностью. Рекламизация придает особый смысл, диктует законы построения политических мероприятий, в том числе таких, которые предполагают непосредственное, лицом к лицу общение с избирателями.
  Говоря о прикладных аспектах использования политической коммуникации, нередко упоминают термин «пропаганда». Пропаганда - коммуникация, вербальная или невербальная, при помощи которой стремятся повлиять на политические мнения, установки, политическое поведение одного или многих людей.
  В политической пропаганде нередко используется прием дискредитации. Дискредитация - распространение негативной информации о некотором политическом объекте (политике, группе политиков, политическом институте), цель которого - представлять его в невыгодном свете в глазах большинства населения. Для дискредитации активно используются СМИ, однако нередко бывает и распространение порочащих слухов. Политику могут ставить в вину различные прегрешения: некомпетентность, нанесение ущерба России и ее жителям, негативный моральный облик, нездоровье и т.п. Успешное проведение дискредитации приводит к тому, что одна из сторон получает преимущества в борьбе за политическую власть.
  Дискредитация политика достаточно широко распространена в большинстве стран с той или иной формой демократии: нападки на оппонента, распространение порочащих его слухов и т. п. действий сопровождают всякую избирательную кампанию или усиление борьбы за власть.
  Нередко для дискредитации политического оппонента используются политические скандалы и слухи. Получая широкую огласку в средствах массовой информации, они говорят публике, что политик тайно, реже открыто, преследуя личные цели, действовал с явным нарушением законов и политических норм, игнорировал доверие со стороны общественности. Скандалы и слухи создаются, как правило, вполне сознательно и преднамеренно, выступая в качестве одного из способов дискредитации, снижения популярности оппонента по политической борьбе.
  Широкое использование массовой коммуникации в целях предвыборной агитации заставило разработать специальные меры по контролю и оценке такого рода материалов. Наблюдение за СМИ при освещении предвыборных кампаний включает, прежде всего, определение того, насколько свободно пресса может критиковать действия правительства или правящей партии. Этому может препятствовать как давление на представителей средств массовой информации со стороны государства и прямая правительственная цензура, так и непрямые формы цензуры, а также неспособность властей обеспечить журналистам защиту от давления и насилия со стороны политических партий.
  Свои особенности имеет наблюдение за различными типами СМИ. В частности, при анализе печати важным является выбор количества анализируемых газет и параметров оценки изданий, количество участвующих в работе наблюдателей и число партий и кандидатов, за освещением которых ведется наблюдение.
  Активная деятельность по контролю за средствами массовой информации в условиях предвыборной компании расширяет возможности справедливого и равного распространения в обществе различных точек зрения и тем самым способствует независимому и свободному выбору граждан.
  В заключение можно выделить следующие моменты, касающиеся роли средств массовой информации в политической социализации: основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются:
  - наблюдение за окружающим миром (информирование о происходящих событиях); интерпретация событий и обеспечение взаимодействия структур общества с целью решения различных проблем; передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение;
  - массовая коммуникация пронизывает все стороны политической жизни общества;
  - воздействие массовой коммуникации может быть как позитивным, так и негативным;
  - органы государственной власти при помощи массовой коммуникации воздействуют на общественное мнение в нужном им направлении;
  - огромная роль политической рекламы и пропаганды в предвыборных кампаниях, которая достигается главным образом с помощью СМИ.

Назад Содержание Вперед