2.1. Виды и особенности чувств
Различные формы переживания чувств - эмоции, аффекты, настроения, стрессовые состояния, страсти, чувства в узком значении этого слова - образуют эмоциональную сферу личности, являющуюся одним из регуляторов поведения человека, источником познания, выражением сложных и многообразных отношений между людьми.
Чувства выполняют различные функции:
1) коммуникативная функция. Сопровождающие чувства выразительные движения позволяют человеку информировать других о своём отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации и тембра голоса, покраснение или побледнение кожи, её высыхание или увлажнение и пр. - составляют так называемый «язык человеческих чувств». Данный способ коммуникации дополняет и даже в какой-то мере заменяет общение при помощи слов. Так, нередко человеку нелегко словами описать своё отношение к какому-то факту, но простое нахмуривание им бровей, чуть заметная улыбка, лёгкое пожатие плечами или дрогнувший голос «всё сами за него говорят»;
2) отражательная (сигнальная, оценочная) функция. Чувства оценивают полезность или вредность воздействующих на человека факторов, являются сигналами, сообщающими о происходящем в организме или во внешней среде. Данная функция основана на связи чувств человека с его потребностями. Во-первых, чувства выступают для человека показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребности в настоящем. Во-вторых, человек - не всегда осознавая это в полной мере - сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения его актуальной потребности, с тем, чем он располагает в момент её возникновения. Положительные, приятные эмоциональные переживания свидетельствуют о благоприятном процессе удовлетворения потребности либо о высокой субъективной вероятности её удовлетворения; отрицательные переживания порождаются неудовлетворёнными потребностями, реальной или воображаемой невозможностью их удовлетворения;
3) стимулирующая (побудительная, мотивационная) функция. Чувства способны побуждать человека к действию, чтобы удовлетворить актуальную потребность, а также поддерживать активность человека на определённом уровне в ходе выполнения данного действия;
4) подкрепляющая функция. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию человека, быстрее и на более длительный срок запечатлеваются в памяти. Иногда единственное событие, связанное с некоторым объектом, определяет отношение человека к данному или аналогичным объектам на долгие годы;
5) переключающая функция. В своей жизнедеятельности человек решает множество различных задач; чувства же помогают направлять его деятельность в ту или иную сторону, определяя «доминирующее направление» в соответствии с личностной значимостью этих задач;
6) предохранительная (защитная) функция. Чувства мобилизуют организм на преодоление препятствий, а также предохраняют его от перегрузок. Например, стресс способствует использованию энергии для выполнения наиболее важных жизненных функций (при «экономном» её расходе на другие);
7) приспособительная (регуляторная) функция. Благодаря всем перечисленным выше функциям чувства обеспечивают эффективное приспособление человека к окружающим условиям. Они сигнализируют о благополучном или неблагополучном развитии событий, определяя тем самым ориентировку в окружающей действительности и «отладку» поведения человека в условиях общения и деятельности.
Физиологическую основу чувств составляет совместная деятельность нескольких структур мозга, но ведущая роль принадлежит коре больших полушарий головного мозга и ряду подкорковых образований. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, расположены центры вегетативной (от лат. vegetativus - растительный) нервной системы, обеспечивающей деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем организма. Возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную работу внутренних органов, поэтому переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания («задыхается от волнения») и сердечной деятельности («сердце замирает»), изменением кровоснабжения отдельных частей организма («покраснел от стыда»), секреторной деятельности («слёзы от горя», «холодный пот от страха») и т.д. Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает тормозящее действие на подкорковые центры - таким образом сдерживаются внешние выражения чувств; если же кора приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при воздействии сверхсильных раздражителей, при переутомлении, при опьянении), то перевозбуждаются и подкорковые центры, вследствие чего исчезает обычная для человека сдержанность. Аналогичным образом может распространяться и процесс торможения, что приводит к угнетению сердечно-сосудистой деятельности, дыхания и т.д.
Чувства характеризуются следующими особенностями:
• чувства носят личный характер - в них отражается значимость предметов и явлений именно для данного человека в конкретной ситуации. По поводу одного и того же предмета у разных людей могут возникать совершенно различные чувства;
• чувства нельзя рассматривать как нечто отдельное, независимое от сознания человека - они отражают его отношение к объектам. Изменяется сознание человека, его взгляды и убеждения, его мировоззрение - меняются и его чувства;
• чувства тесно связаны с потребностями человека. По своему взаимоотношению и специфическим функциям в удовлетворении потребностей чувства подразделяют на две группы:
1) ведущие эмоциональные переживания - они предшествуют определённой деятельности, побуждают к ней и влияют на общую её направленность;
2) производные эмоциональные переживания - они возникают в ходе деятельности и выражают определённое отношение человека к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим её осуществление (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям;
• чувства характеризуются полярностью, которая проявляется и в простых (удовольствие - неудовольствие), и в более сложных формах их переживания (радость - горе, любовь - ненависть и т.д.);
• чувства на почве возбуждения (раздражимости) мгновенно, целостно, независимо от других «органов» ориентации (например, сознания) информируют об опасности или об удовлетворительности положения живого существа. Их интегральность проявляется в том, что они производят почти моментальную интеграцию различных функций организма, что случается даже раньше, чем человек осознаёт источник воздействия;
• чувства связаны с жизнедеятельностью организма - под их влиянием изменяется кровообращение, дыхание, пищеварение и т.д.
Излишняя интенсивность и (или) длительность переживаний могут приводить к нарушениям в организме;
• чувства исторически и социально обусловлены. Чувства изменяются с развитием общества - в разные исторические эпохи похожие события и факты вызывают различное отношение у людей . Представители разных культур в рамках одной исторической эпохи также могут по-разному относиться к идентичным объектам, но даже проявляя одинаковое отношение, часто используют различные выразительные средства;
• чувства многообразны и сложны. Многообразие чувств конкретного человека зависит от многообразия его реальных жизненных отношений и видов деятельности. Сложность чувств обусловлена как неоднозначностью отношения человека к тем или иным объектам, так и недостаточной осознанностью и управляемостью эмоциональной сферы. Это, в частности, проявляется в трудности словесного описания своих чувств - подбираемые слова кажутся недостаточно яркими или неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки;
• существенным компонентом чувств являются выразительные движения. Они не просто сопровождают чувства, а являются внешней формой их существования и проявления. Сами по себе выразительные движения мало о чём говорят - их смысл может быть понят (т.е. правильно проинтерпретировано выражаемое ими чувство) лишь из целого (с учётом конкретных взаимоотношений человека с окружающим, после более или менее продолжительного общения с ним);
• существует определённая динамика протекания чувств: возникновение - нарастание - кульминация - угасание. При этом чувства характеризуются разной выраженностью трёх измерений: «удовольствие - неудовольствие», «возбуждение - успокоение», «напряжение - разрядка». Удовольствие или неудовольствие связаны с особенностями предметов (событий, фактов), их ролью и значимостью в жизни человека. Степень возбуждения обусловлена спецификой самого чувства (например, гнев чаще протекает в форме ярко выраженного возбуждения). Напряжение связано с предвидением «критических точек» в деятельности человека, в которых определяется её исход, - по мере приближения к ним повышается напряжение, а после их прохождения наступает разрядка.
Виды чувств. Выделяют три основных критерия классификации чувств: по субъективному переживанию, по содержанию и по форме переживания.
По субъективному переживанию выделяют чувства положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и поэтому доставляющие удовольствие, и чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей человека и поэтому доставляющие неудовольствие.
По содержанию выделяют простые (гнев, страх, радость, горе и т.п.) и сложные чувства (моральные, эстетические, чувство патриотизма и любви к родине и т.п.).
По форме переживания различают чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, страсть, чувства в узком значении слова (или высшие чувства).
Чувственный тон - простейшая форма эмоционального переживания, создающая качественный «оттенок» любого психического процесса. Это переживание осознаётся, как правило, не само по себе, а как свойство предметов, действий (тогда мы говорим «приятный человек», «неприятный привкус», «смешное выражение», «нежная листва» и т.д.) либо как общее физическое «чувствование» (удовольствие или неудовольствие).
Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени всё поведение человека. Оно может быть радостным или печальным, весёлым или угнетённым, бодрым или подавленным, добродушным или раздражительным и т.д. Основным источником настроения является удовлетворённость или неудовлетворённость «ходом» жизни - тем, как складываются отношения на работе, в семье, в учебном заведении, как разрешаются те или иные трудности и пр.; при этом значимость текущих событий оценивается в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека. На настроение оказывает значительное влияние и общее состояние здоровья человека (особенно - состояние нервной системы). Настроение в свою очередь накладывает существенный отпечаток на деятельность человека, включая повышение или понижение её продуктивности. При этом оно зачастую либо совсем не осознаётся, либо человеку не ясны его причины.
Эмоция (в узком значении слова) - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства . Например, если любовь к музыке является постоянным чувством (особенным отношением к ней) конкретного человека, то его положительной эмоцией будет переживание наслаждения, восхищения во время хорошего исполнения музыкального произведения на концерте, а отрицательной - переживание возмущения во время плохого исполнения. Выделяют следующие основные эмоции :
• интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение;
• радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего была до этого момента невелика, или, во всяком случае, неопределённа;
• удивление - не имеющая чётко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес;
• страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным; чаще всего протекает в форме эмоционального стресса;
• гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности;
• отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация и пр.) вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Если оно сочетается с гневом, то в межличностных отношениях может мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение - желанием избавиться от кого-либо или чего-либо;
• презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувств. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям;
• страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющиеся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о грозящей ему реальной или воображаемой опасности. Здесь человек действует на основе лишь вероятностного прогноза возможного неблагополучия;
• стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Каждая из указанных эмоций может быть представлена как градация состояний, возрастающих по степени выраженности (например, спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование, экстаз и т.д.).
Эмоции оказывают влияние на деятельность человека. В зависимости от характера этого влияния выделяют стенические (от греч. stenos - сила; стимулирующие деятельность, увеличивающие энергию и напряжение сил человека, побуждающие его к поступкам) и астенические (вызывающие расслабление, скованность, пассивность) эмоции. Например, гнев имеет стенический характер (вызывает кратковременный подъём жизненных сил), а страдание - астенический («ослабляет» человека).
Аффект является самой интенсивной формой эмоционального переживания. Это - чрезвычайно сильная эмоциональная реакция, но кратковременная, т.к. она вызывает значительную затрату сил. Аффект возникает резко, внезапно - в виде вспышки, порыва - в связи с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств, характеризуется изменениями сознания, нарушением волевого контроля над действиями, изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты разнообразны, поскольку любое чувство может при некоторых обстоятельствах принимать форму аффективной вспышки - ярости, ужаса, растерянности, дикого восторга, отчаяния и т.п.
Несмотря на кратковременность аффектов, в их развитии выделяют несколько стадий. В самом начале развития аффективного состояния человек не может не думать о предмете своего чувства и о том, что с ним связано; всё остальное, даже практически важное, осознаётся недостаточно (изменяются характеристики восприятия, внимания, сознание как бы «сужается»). Нарастание напряжения приводит к тому, что выразительные движения человека становятся всё более безотчётными, он испытывает упорное побуждение поддаться переживаемому чувству. Но сдержаться, не потерять власть над собой на начальных стадиях аффекта может любой нормальный человек, хотя иногда это требует огромных волевых усилий. Здесь самое важное - отсрочить наступление аффекта, затормозить его развитие, что можно сделать различными способами (например, посчитать про себя до десяти или сделать три глубоких вдоха). Слёзы и рыдания, хохот и выкрики, характерные жесты и мимика, учащённое или затруднённое дыхание - это признаки нарастающего аффекта. По мере развития аффекта всё более дезорганизуется мышление, человеку становится всё труднее сосредоточиться, предвидеть результаты своих поступков, придерживаться своих культурных и моральных устоев. В итоге человек «теряет голову» (т.е. теряет контроль над собой) и совершает безрассудные действия. Как правило, заканчивается аффект упадком сил, усталостью, безразличным отношением ко всему, неподвижностью, порой сонливостью. Изменения сознания во время аффекта обусловливают то, что впоследствии человек не может вспомнить отдельные эпизоды или вспоминает о произошедшем «как сквозь сон».
Стресс. Этим термином объединяют состояния человека, связанные с опасными ситуациями, конфликтами, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий среды и т.п.
При любых колебаниях внешней среды для нормального функционирования организм должен сохранять постоянство внутренних условий (определённый уровень сахара, белка, жиров, кальция, кислорода, температуры крови и т.д.). Когда на организм воздействуют различные раздражители, процесс его реагирования включает в себя два типа реакций - специфические и неспецифические. Стрессом называют неспецифический ответ организма на предъявляемые ему требования (или общий адаптационный синдром) . Он является стереотипной реакцией «готовности», как бы накладывающейся на специфическую реакцию здорового или больного организма.
Общий адаптационный синдром в своём развитии проходит три фазы (рис. 23).
Рис. 23. Три фазы общего адаптационного синдрома
А. Реакция тревоги. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу: после шока (отмечен спадом на рис. 23) наступает так называемый «контршок» (отмечен подъёмом на рис. 23), в результате которого организм мобилизуется к борьбе или бегству, повышается уровень его «сопротивляемости» стрессору. Но если стрессор сильный (тяжёлые ожоги, крайне высокие или низкие температуры и т.п.), сопротивление организма может оказаться недостаточным (тогда наступает смерть).
Б. Фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, то организм сопротивляется ему (при этом уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного).
В. Фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии (индивид заболевает, погибает).
Стресс, выполняя защитную функцию, может привести и к повреждению организма. Если у животных вслед за мобилизацией (фаза тревоги) наступает моторная реакция, то у человека в современных условиях непосредственные поведенческие реакции по типу агрессии или бегства в большинстве случаев отсутствуют. Это ведёт к нарушению вегетативного регулирования внутренних органов и, наконец, к их органическому поражению. Учёные выделили целый ряд так называемых «психосоматических» заболеваний, которые стресс способен вызывать и усугублять (заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др.) Какое именно заболевание возникнет у человека, зависит от уязвимости отдельных его органов (в организме, как в цепи, рвётся слабейшее звено, хотя все звенья одинаково находятся под нагрузкой).
Это не означает, что человек должен избегать стрессов. Современные исследователи сходятся во мнении, что в стрессе происходит тренировка нашего организма и психики . Однако необходимо различать «эустресс» (незначительный стресс, который может способствовать мобилизации сил, активизации деятельности) и «дистресс» (чрезмерный, вредоносный стресс).
Условия современной цивилизации предъявляют высокие требования к человеку. Голод, войны, природные и техногенные катастрофы вызывают стресс одновременно у многих людей. Однако учёными неоднократно обнаруживались значительные различия в степени переживания стресса разными людьми.
Это привело к выделению двух видов стресса - физиологического (вызывается прямым воздействием вредного стимула на ткани организма) и психологического (вызывается и опосредуется психическими факторами).
Выделяют также подвиды психологического стресса: эмоциональный (связан с ситуациями опасности, обиды, стыда и т.п.), информационный (связан с информационными перегрузками), социальный (связан с социальным окружением - ситуациями конфликта, отвержения и т.п.), профессиональный (связан с условиями и содержанием профессиональной деятельности), посттравматический (связан с переживанием травмирующих событий угрожающего и катастрофического характера) и др.
В отличие от физиологического, при психологическом стрессе действуют следующие принципы: 1) принцип ускорения - стрессы, вызванные тяжёлыми жизненными испытаниями, в свою очередь ведут к другим изменениям в жизни и стрессам. Например, потеря работы может вести к финансовому краху, напряжённым супружеским отношениям, ухудшению отношений родителей с детьми и т.п. ; 2) принцип заразительности - стресс у одного человека может вызывать стресс у других.
При психологическом стрессе характер реакции человека зависит от следующих факторов:
1) от того, оценивает ли человек воздействующий стимул как угрожающий ему, т.е. способный причинить вред. На эту оценку влияет ситуация, принимаемые человеком на себя обязательства, представления человека о своих способностях контролировать последствия трудных жизненных испытаний (неуверенность в собственных силах, переживание безнадёжности и беспомощности усиливают восприимчивость к стрессу);
2) от свойственного человеку стиля поведения. Последний может быть охарактеризован двумя различными способами. Во-первых, по наличию в нём так называемой «поисковой активности» - направленной на изменение ситуации, с которой столкнулся человек, или на изменение им своего отношения к данной ситуации - при отсутствии определённого прогноза положительных, желательных результатов такой активности. Выявлено, что более устойчивы к стрессу те люди, которые поисковую активность проявляют. Во-вторых, поведение всех людей условно делится на два типа - «А» (характеризуется стремлением к состязательности, к достижению успеха, агрессивностью, торопливостью, возбуждённостью, взрывчатостью речи, напряжением лицевой мускулатуры, постоянным ощущением нехватки времени, развитой ответственностью) и «Б» (характеризуется противоположными особенностями). Установлено, что в одинаковых по «стрессогенности» условиях люди с поведением типа А в большей степени подвержены риску возникновения сердечно-сосудистых заболеваний вследствие стресса, чем люди с поведением типа Б.
Кроме того, на характер стрессовой реакции человека влияют его пол, возраст, свойства нервной системы, его прошлый опыт и особенности текущей деятельности.
Способы преодоления стресса разнообразны. Как уже отмечалось, непосредственные двигательные реакции (борьба, бегство, замирание) характерны для первой фазы стресса и не всегда могут быть применены человеком. В последнем случае, а также в течение последующих фаз стресса люди нередко используют неэффективные меры, которые позволяют достичь только временного облегчения - употребляют алкоголь, транквилизаторы и седативные препараты, используют механизмы психологической защиты. Плач, физическая активность (спорт, труд и др.), юмор, обращение к близким (рассказ о своих переживаниях, анализ возникшей проблемы), отдых, переадресация агрессии, мышечная релаксация, занятие хобби и т.п. - могут стать эффективными способами преодоления стресса, особенно для человека, знающего его закономерности.
Фрустрация (от англ. frustration - расстройство, срыв планов, крушение) - специфическое эмоциональное состояние, возникающее в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями (трудностями), которые или объективно непреодолимы, или воспринимаются им как таковые. Фрустрацию часто называют особым видом стресса, поскольку состояние это, как правило, неприятное и напряжённое.
Препятствия могут быть нескольких видов: пассивное внешнее сопротивление (например, физическая преграда на пути к цели), активное внешнее сопротивление (запреты и угрозы наказания со стороны окружения), пассивное внутреннее сопротивление (расхождение между уровнем притязаний и неспособностью осуществить намеченное), активное внутреннее сопротивление (угрызения совести).
Поведение в состоянии фрустрации зависит от возраста, личностных особенностей человека, от силы фрустратора (вызвавшего это состояние фактора), от привлекательности цели, от количества усилий, которые человек уже приложил ради её достижения, от сложившихся у него способов реагирования на жизненные трудности. В целом поведение в состоянии фрустрации делится на два типа - конструктивное и неконструктивное. При неконструктивном поведении ослабевает мотивация человека, он проявляет подавленность, направленную на других или на себя агрессию. Конструктивное поведение предполагает, что при возникновении препятствия человек пересматривает ситуацию в целом (анализирует средства и способы достижения цели с учётом новых условий), его мотивация не только не ослабевает, а, наоборот, усиливается. Важно подчеркнуть, что любой человек может повысить устойчивость к фрустрации, если научится сознательно управлять своим поведением в экстремальных условиях путём построения его эффективных (конструктивных, адаптивных) моделей.
Страстью называется устойчивое, глубокое и сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Внутренние отношения людей к тому, с чем они имеют дело и что происходит в их жизни, приобретают сплошь и рядом стабильный характер. Но станет ли конкретное чувство страстью, зависит от личностных особенностей человека и его образа жизни.
Страсть заставляет человека упорно размышлять о предмете чувства, вспоминать все обстоятельства, связанные с ним, представлять и всесторонне обдумывать пути реализации потребностей, лежащих в его основе. То, что со страстью не связано, начинает казаться второстепенным, перестаёт волновать и интересовать человека. Страсть выступает побуждением к деятельности, иногда приобретающим настолько большую силу, что человек ради достижения цели становится способным пожертвовать всем, включая собственную жизнь. Неудовлетворённая страсть порождает сильные эмоции и аффективные вспышки (гнева, возмущения, отчаяния, обиды и т.д.). Поскольку страстью может стать как благородное, высокое чувство, так и чувство, заслуживающее морального осуждения, постольку страсти оказываются источником как великих подвигов, многолетних упорных трудов и творческих достижений, так и преступлений, негативных нравственных перерождений человека.
Высшие чувства представляют собой самую сложную форму переживаний, в которой тесно переплетены эмоциональные и интеллектуальные компоненты. Высшие чувства отражают отношение человека к определённым объектам, лицам и предметным областям (например, искусству). Они характеризуются более высоким уровнем осознания по сравнению с другими формами переживаний, обобщённостью, стабильностью. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, их подразделяют на нравственные, эстетические и интеллектуальн ые.
Нравственные чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку и - шире - к обществу. Основой для оценки таких чувств со стороны окружающих являются нравственные (или моральные) нормы конкретного общества . К нравственным чувствам относятся любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность, патриотизм, чувство долга и т.п.; к безнравственным или аморальным - жадность, эгоизм, надменность, жестокость, злорадство и т.п.
Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешности или неуспешности. К ним относят интерес, удивление, любознательность, сомнение, уверенность в суждении, радость открытия, любовь к истине и т.п. Интеллектуальные чувства стимулируют познавательную деятельность, повышают её продуктивность.
Эстетические чувства отражают отношение человека к различным объектам и фактам - в природе, в жизни людей и в искусстве - как к красивым (прекрасным) или безобразным. Так, наблюдая окружающий пейзаж, человек может испытать особое чувство восхищения его красотой. Эстетические чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах; переживаются они как наслаждение, восторг, радость или презрение, отвращение и т.д. К эстетическим чувствам также относят чувство юмора, иронии, чувство героического, возвышенного, трагического.
Благодаря формированию устойчивых чувств личность (на определённом жизненном этапе) может быть достаточно чётко охарактеризована путём их описания. Сказать, что данный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему радуется, чего он стыдится, чему завидует и т.д. - означает раскрыть его индивидуальность.
Назад | Содержание | Вперед |