§ 4.2.2. Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих лиц пожилого и старческого возраста

  В настоящее время наблюдается повсеместная тенденция: все моложе становятся лица, посвящающие себя уходу за старыми людьми и работе с ними. С этих позиций уход за старыми людьми - это встреча разных поколений, уважение к возрасту со стороны молодых сотрудников, терпимость их к принципам и сложившимся убеждениям старого человека, его жизненным установкам и ценностям.
  Уход за старыми людьми - это внимательное и заботливое наблюдение за другими, умение войти в мир их переживаний с одновременным восприятием и перепроверкой собственных ощущений. Это умение воспринимать старых людей такими, какие они есть.
  Уход за старыми людьми - это тактичные, запланированные действия, доверие и помощь в процессах адаптации старого человека к изменившимся жизненным условиям.
  Уход за старыми людьми - это, наконец, сопровождение умирающих, оказание помощи членам семьи в этот тягостный момент.
  Только восприняв эти принципы и положив их в основу профессионализма, можно выдержать все психические и физические нагрузки, связанные с уходом за старыми людьми.Важно понять еще одно обстоятельство: в старом человеке мы видим его сегодняшний облик и практически не можем представить его себе ребенком, мужчиной или женщиной в расцвете лет, красивым, сильным и самоуверенным или, наоборот, мягким, великодушным, устремленным в будущее. А между тем важно, видя перед собой старого и больного, а зачастую и дементного (слабоумного) человека, воссоздать его облик, вспомнить, что он несет в себе детство и юность, молодость и зрелость.
  Нередко некоторые аспекты поведения старых людей, которые вызывают неприятие и удивление у молодых людей, кажутся им необычными или аморальными, на самом деле находятся в рамках культурной нормы прошлого поколения и не свидетельствуют об ухудшении умственных способностей человека. При столкновении с отрицательными сторонами старости есть опасность возникновения геронтофобии у молодых социальных работников, более того, они могут проникнуться выраженной фобией к своему собственному будущему старению.
  Исследования венгерского психолога Н. Хун показали, что самые худшие оценки и отрицательное мнение о старых людях имеют медицинские сестры, работающие в домах для престарелых и в геронтопсихиатрических больницах. Нужно отметить, что специальных исследований толерантности (терпимости) населения к беспомощным старым людям практически нет. В домах для престарелых г. Софии было выявлено снисходительно-покровительственное отношение к долгожителям со стороны медицинских работников и обслуживающего персонала. Но пренебрежительного, тем более оскорбительного отношения к старым людям не обнаружено ни в одном случае. Однако была установлена одна заслуживающая внимания особенность. На предложенный вопрос, хотели бы они дожить до 100 лет, все сотрудники домов для престарелых отвечали отрицательно, более того, все они воспринимали такую перспективу как трагедию для себя лично и особенно для своих близких.
  Самым главным в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты с наиболее некоммуникабельными старыми людьми. Социальным работникам необходимо овладеть искусством общения со старым человеком, так как в противном случае возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность.
  По мнению самих старых людей, их требования к социальным работникам таковы: прежде всего доброта и честность, бескорыстие и сострадание. Умение слушать - одно из главных качеств социального работника, а добросовестность, ответственность и требовательность к себе должны определять его профессиональный статус.
  Овладение навыками общения со старыми людьми - не простая задача; помимо умения выслушать старого человека с пониманием его нужд, необходимо в то же время собрать и объективную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуацию, в которой он находится, определить, в чем заключаются его объективные трудности, а что является результатом субъективных переживаний. Важно не дать старому человеку быть ведущим в беседе и в дальнейших контактах.
  Следует очень доброжелательно и уважительно переключать беседу, направляя ее в нужное для социального работника русло. Немаловажным является и умение достойно закончить беседу, не обидев старого человека и убедив его своим поведением, что все его проблемы будут учтены и по возможности удовлетворены. Никогда не нужно категорически отказывать в просьбах или утверждать, что все просьбы будут выполнены. Самым высоким показателем профессионализма социального работника является доверие старого человека, принятие советов, все усилия должны быть направлены на активизацию старого человека, побуждение его самостоятельно разрешить личные проблемы.

Назад Содержание Вперед