1.3. Методы исследования в психологии
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Метод - это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки (С.Л. Рубинштейн). В переводе с греческого «methodos» означает «путь».
При организации исследования важно, чтобы тот или иной применяемый метод был подчинен решаемому вопросу, адекватен ему. Прежде всего уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод. При этом, для того чтобы грамотно использовать психологические методы исследователь, он должен быть достаточно хорошо ориентирован в вопросе о методах психологии. Отметим, что методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям.
1. Объективность. Использование этого метода предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики исходя из объективной природы психического. Объективность метода заключается в совокупности общих путей, средств и требований к психологическому исследованию, обеспечивающих максимальную однозначность и надежность получаемых результатов.
2. Валидность теста - адекватность и действенность — важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме.
3. Надежность теста - постоянство, устойчивость результатов, получаемых с его помощью; качество метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.
В психологии существуют различные классификации методов исследования психики. В классификации, предложенной Б.Г. Ананьевым, выделяются четыре группы методов:
I группа — организационные методы включают в себя сравнительный (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами) методы. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
II группа — эмпирические методы, включающие в себя: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы (рис. 4).
III группа — методы обработки данных, включающие в себя количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
IV группа - интерпретационные методы, включающие в себя генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
Цель методов психологии - не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. И это вполне закономерно. Ведь форма предметов и явлений не совпадает с их содержанием. Но данное требование не всегда может быть выполнено с помощью одного метода, и поэтому при изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга. Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.
Рис. 4. Классификация методов психологического исследования
Своеобразие психических явлений заключается в том, что они, как таковые, недоступны непосредственному наблюдению. Например, ощущение и мысль увидеть нельзя. Поэтому и наблюдать за ними приходится косвенно. При этом ключ к познанию человека дают его практические дела и поступки.
Обобщение сведений, полученных при изучении одной личности в различных видах деятельности, будет раскрывать психологическую сущность этой личности. В этом проявляется один из основных принципов психологии — единство личности и деятельности.
Эмпирические методы исследования делятся на основные и вспомогательные.
1. Основные методы. Наблюдение - один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер, научное — является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Описание явлений на основе наблюдения считается научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления. При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Невключенное (стороннее) в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Наблюдение разделяют также на внешнее и внутреннее. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу - изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспекти- рование по его заданию. Самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта.
Эксперимент - основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. Перечислим его достоинства: исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых; исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов; в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции); эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент — психологический эксперимент, организуемый и проводимый в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Обычно он включен в игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого. Лабораторный эксперимент - метод психологии, осуществляющийся в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов, т.е. данный вид эксперимента предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент делится на: констатирующий, в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, и обучающий (формирующий), который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств.
2. Вспомогательные методы. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос разделяют на свободный и стандартизированный, устный и письменный. Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. При стандартизированном опросе вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками. Он более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Может осуществляться в форме беседы и интервью.
Интервьюирование - метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.
Беседа - один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкетный опрос. Существенной особенностью анкетного опроса является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым, которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.
Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования. Использование в исследовании анкет позволяет собрать большой фактический материал — в этом ценность метода. Недостаток анкетирования в том, что искренность отвечающих не контролируется, ведь выясняется их мнение, а не действительное отношение к тому или иному объекту. Поэтому анкетирование требует дополнения другими методами.
Тестирование - сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов — тестов.
Тест — стандартизированная методика психологического измерения, состоящая из серии кратких заданий и предназначенная для диагностики выраженности у индивида психических свойств или состояний при решении практических задач. Психологическое измерение при этом нормируется в величинах ме- жиндивидуальных различий. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Достоинства тестов заключены в том, что возможно получение сравнимых данных по большим массивам испытуемых. Трудность использования тестов состоит в том, что не всегда оказывается возможным выявить, как и за счет чего был достигнут полученный в процессе тестирования результат.
Тесты делятся на два основных типа: собственно психологические тесты и тесты достижений. Тесты достижений — тесты, предназначенные для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков. Они конструируются с учетом содержания учебных или профессиональных задач для определенных условий и целей тестирования (отбор, аттестация, экзамен и пр.); широко используются при отборе в высшие учебные заведения.
Кроме того, выделяют следующее: проективные тесты; тесты интеллекта, тесты способностей, личностные и социально-психологические тесты; тесты готовности к школе, клинические, тесты профотбора и т.д.; индивидуальные и групповые, устные и письменные, бланковые, предметные, аппаратные и компьютерные, вербальные и невербальные.
В вербальных тестах деятельность испытуемого осуществляется в вербальной, словесно-логической формах, в невербальных - материал представлен в виде картинок, чертежей, графических изображений.
Тесты способностей — методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества. Широко распространены тесты интеллекта и креативности, которые используются для определения общей одаренности человека. Существуют тесты специальных способностей: спортивных, музыкальных, художественных, математических и т.д., имеются также тесты общих профессиональных способностей.
Тесты интеллекта — психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта.
Тесты личности — психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — отношений (в т.ч. межличностных), мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида в определенных описываемых в заданных социальных ситуациях. Тесты личности включают в себя проективные тесты, личностные опросники и тесты деятельности (ситуационные).
Проективные тесты — группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных ситуаций (чернильных пятен Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т.п. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для обследуемого цель проективных тестов относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное впечатление о себе.
Личностные опросники — одна из разновидностей психологических тестов. Они предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественным выражением которых служит суммарное число ответов на пункты личностного опросника. Разработаны и применяются различные личностные опросники для диагностики устойчивых черт личности; отдельных видов мотивации (например, мотивации достижения); психических и эмоциональных достижений (например, тревожности); профессиональных и других интересов, склонностей.
Профессиональный отбор — специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях.
В последние десятилетия в психологии широкое распространение получил метод моделирования, воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования путем имитации жизненных ситуаций в лабораторной обстановке. Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. Модели строятся при помощи специальных моделирующих устройств (приборов, пультов, тренажеров), которые могут применяться в дидактических и исследовательских целях. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему (классный руководитель, преподаватели, тренер, родители, друзья и т.д.). Анализ процесса и продуктов деятельности предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности (например, различные поделки, технические устройства, ведение тетради, оформление реферата и т.п.). В продуктах деятельностипроявляется отношение человека к самой деятельности, окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навыков.
Биографический метод — это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.).
Близнецовый метод помогает выявить роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности. Сопоставление внутрипарного сходства у близнецов дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. В настоящее время в психологии используют также метод разлученных монозиготных близнецов, метод контрольного близнеца, метод близнецовой пары.
Социометрический метод (социометрия) — прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторой ситуации. Недостаток метода в том, что он не позволяет выявить действительные мотивы выбора, понять причины сложившейся структуры отношений.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля
1. Что является объектом и предметом изучения современной психологии?
2. Раскройте взаимосвязь психологии с другими науками.
3. Обоснуйте необходимость психологического образования современного инженера-специалиста для его успешной профессиональной деятельности?
4. Что дает исследователю психических особенностей руководство принципами развития, детерминизма, единства сознания и деятельности?
5. Какие методы психологического исследования могут применяться преподавателем в вузе (техникуме, училище) и в каких целях?
6. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите достоинства того и другого для исследований в вузе (техникуме, училище).
7. Можно ли по результатам одного теста дать полную и объективную характеристику личности испытуемого? Почему?
Темы рефератов
1. Место психологии в системе наук.
2. Современные отрасли психологии.
3. Значение психологических знаний для профессиональной деятельности современного специалиста.
4. Историческое преобразование предмета психологии.
5. Психодиагностические методы и методики, применяемые для профотбора.
6. Организация процесса самопознания личности.
Рекомендуемая литература
1. Ананьев Б.Г. Психологические методы / Б.Г. Ананьев. Л., 1976.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 кн. / А. Анастази. М., 1982.
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психология / Е.П. Ильин. СПБ., 2001.
4. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование / Л.В. Куликов. СПб., 1994.
5. Куликов Л.В. Психологическое исследование / Л.В. Куликов. СПб., 1994.
6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2001.
7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000.
Назад | Содержание | Вперед |