Лекция 3. Становление и развитие социологии как науки об обществе

  Учебные вопросы:
  1. О. Конт и его роль в возникновении социологии как науки.
  2. Причины возникновения социологии. Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, К.Маркс, Г.Зиммель, М.Вебер - их вклад в социологию как науку об обществе.
  3. Зарождение и оформление национальных школ социологии. Классический и современный этапы развития социологии и их особенности.

  Сороковые годы 19 века - период становления науки об обществе. Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт (1798-1857гг.) - французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А.Сен-Симона, он развивал главные идеи этого ученого - представителя утопического социализма, в дальнейшем О. Конт создал свое учение, которое сначала назвал “социальной физикой”, а 1938г. социологией. Это теория была изложена в «Курсе позитивной философии» и «Системе позитивной политики» - главных трудах О.Конта. В этих трудах он формулирует и развивает «закон трех стадий развития общества» - теологической, метафизической, позитивной. Переход от одной стадии к другой характеризуется сменой господствующих общественных идей. На первых стадии - теологической, все явления социальной жизни объясняются на основе религиозных представлений, а мировоззрение действиями сверхъестественных сил. Вторая стадия - метафизическая, является критической по отношению к первой, божественные силы заменяются разного рода абстракциями, воплощенными в разного рода сущностях. На третьей - позитивной, появляется возможность позитивного, научного объяснения наблюдаемых явлений, процессов и закономерностей и их развития.
  О. Конт классифицирует все существующие науки, выстраивая иерархию от математики через астрономию, физику, химию, биологию, к социологии, которая представляет науку самого высокого уровня. Которая должна способствовать снижению негативных явлений в обществе, рационализации и прогрессу. Свои выводы и обобщения социология должна делать на основе наблюдений социальной жизни, путем непосредственной регистрации социальных факторов, используя методы эксперимента и сравнения. Свою социальную теорию О. Конт подразделяет на социальную динамику, изучающую процессы изменения общественных явлений, и социальную статистику, изучающую социальную структуру и ее элементы. По мнению
  О. Конта, общество представляет собой целостную систему, в основе которой лежит разделение труда. О.Конт по праву считается основателем социологии еще и потому, что он заложил основы для придания социологии академического статуса отдельной науки. Труды
  О. Конта оказали большое влияние на творчество многих социологов, особенно Герберта Спенсера (1820-1903гг.) и Эмиля Дюркгейма (1858­1915гг.), которые развили и обогатили теорию О. Конта.
  Г. Спенсер основатель органической школы социологии, разделил позиции О. Конта и рассматривал общество как целостный организм, сравнивая его с биологическим организмом, описывая его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. В дальнейшем Г. Спенсер развивал «теорию естественного отбора», предложенную
  Ч.Дарвиным, но применительно к общественному организму.
  В процессе развития общества появляются новые его структурные единицы, усиливается социальное расслоение, взаимосвязь явлений и выживает тот социальный организм, который лучше приспособлен к жизни. В последствии этот подход был назван «социальным дарвинизмом».
  Большой вклад в развитие социально-политической мысли внесли основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818­1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885гг.). Значительное влияние на творчество К.Маркса оказало учение Г. Гегеля о диалектике.
  Главное место в марксистском учении занимает всесторонний социально-экономический анализ современного К.Марксу капиталистического строя.
  Сущность марксистской концепции заключается в том, что в основе развития общества лежит единство и борьба противоположностей и создание более совершенных структур. Базис любого общества - экономические отношения и классовая борьба, а политика, религия, семья, образование составляют надстройку общественной системы. Производственные отношения, в которые вступают люди , соответствуют определенной ступени общественного развития и не зависят от воли людей. Бытие человека определяет его сознание. Развитие общества - естественный исторический процесс, а конфликты и революции являются движущей силой общественного развития. Впервые были определены и изучены основные классы буржуазного общества - пролетариат, буржуазия, крестьянство и выделены пять общественно-экономических формаций:
  - первобытнообщинный строй;
  - рабовладельческий строй;
  - феодальный строй;
  - капиталистический строй;
  - коммунистический строй.
  Дано описание основных и не основных классов буржуазного общества, рассмотрено понятие антагонистических противоречий, как непримиримых классовых противоречий, высшим проявлением которых является революция и коренное изменение общественно­политического строя.
  Эксплуатацию одного класса другим невозможно реформировать. Ее можно только уничтожить в ходе революции, когда бесклассовое общество сменит классовое.
  Значительной фигурой французской классической школы социологии является Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.), который развивал идеи О. Конта о рационализме и познании общественных явлений и процессов как таковых, а не представлений о них.
  Предметом социологии, по мнению Э. Дюркгейма, являются социальные факты, социальная реальность, существовующая объективно вне индивидуального сознания. Э.Дюркгейм впервые попытался разработать строгие методы исследования социальных фактов.
  Георг Зиммель (1858-1918гг.) - яркий представитель немецкой школы социологии, основатель «формальной социологии». «Чистые формы социальности» - предмет социологии по Г. Зиммелю. Эти формы не меняются при всех изменениях общества. Г. Зиммель изучал различные социальные формы:
  - конфликты,
  - конкуренцию,
  - подчинение и другое.
  Изучая и анализируя социальную дифференциацию, Г.Земмель рассматривал социологию как универсальную науку, которая выявляет и изучает закономерности развития общества, которые не могут быть осуществлены другими науками.
  Макс Вебер (1864-1920гг.) - один из ярчайших ученых- социологов, философ и историк. Его творческое наследие огромно. Он внес вклад в общую теорию социологии и ее методологию, заложил основы социологии бюрократии, социологии религии, социологии труда. Он основатель “понимающей социологии”. М.Вебер работал в области политической социологии, социологии права, социологии города. Он стремился систематизировать и обосновать социологический понятийный аппарат.
  Большое внимание М.Вебер уделял изучению социальной структуры общества и ее изменениям, функционированию социальных групп, вопросам религиозного сознания, социального конфликта.
  Важным аспектом работы М.Вебера является актуализация социального действия - явления, лежащего в основе социологии, и выделял четыре идеальных типа действия: традиционное, аффективное, целерациональное и ценностнорациональное.
  Каждый из этих типов в «чистом виде» в действительности не встречается, а представляет некую комбинацию двух и более типов.
  М.Вебер в своих трудах активно использовал идеи рационализма, рассматривал все сферы жизни общества как объект рационализации и управления, этот подход нашел свое отражение в “ теории бюрократии”- теории идеального управления.

Вопросы для самопроверки

  1. Определите, что в буквальном смысле значит название “социология”.
  3. Почему О. Конт называл социологию социальной физикой и выделял социальную динамику и социальную статику?
  4. Идеи какого ученого легли в основу теории О. Конта?
  5. Почему О.Конт является «крестным отцом» социологии?
  6. В чем взгляды М. Вебера и К. Маркса совпадали и в чем противостояли друг другу?
  7. Назовите представителей классической немецкой и французской школ социологии.

ГЛОССАРИЙ

  Антагонизм - непримиримое противоречие, которое не может разрешиться естественным мирным путем. Например, между классами угнетателей (буржуазии) и угнетенными (пролетариатом).
  Иерархия - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему, структура подчиненности.
  Менталитет - определенный образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку, общественной группе, нации.

Назад Содержание Вперед