1.1.2. Общее определение социально-психологического тренинга
В настоящее время для обозначения групповых форм психологической работы с людьми чаще всего используют термин «социально-психологический тренинг» (СПТ).
В литературе встречаются различные определения СПТ.
Емельянов Ю.Н. определяет СПТ как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.
В работах Петровской Л.А. социально-психологический тренинг определяется как форма психологического воздействия в процессе интенсивного обучения в групповом контексте «в самом широком смысле под СПТ обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы их коррекции. Широкий круг задач, решаемых средствами СПТ, определяет разнообразие форм тренинга. Все многообразие форм можно разделить на 2 класса:
1. ориентированные на развитие специальных умений;
2. нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения — повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом».
Жуков Ю. И., Петровская Л. А., Растянников П. В. «СПТ — область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью повышения компетентности в общении. Компетентность в общении — это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми». В состав компетентности включают всю совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание общения.
Итак, на основании названных определений обозначим, что первая основная цель СПТ — повышение компетентности в сфере общения. Основной целью социальнопсихологического тренинга, как считает Захаров В. П., является овладение социальнопсихологическими знаниями непосредственно в активной форме. С его точки зрения, спецификой работы тренинговых групп является:
• осознание в процессе работы группы, особенностей поведения каждого участника;
• развитие умений и навыков общения;
• сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия.
Общая цель СПТ конкретизируется в следующих задачах:
Факторы компетентности в общении (В. Л. Захаров, Ю. Ю. Хрящева):
1. приобретение знаний в области психологии личности, группы общения;
2. приобретения умений и навыков общения;
3. коррекция формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
4. развитие способности адекватно и полно оценивать себя и других;
5. развитие способности воспринимать и оценивать взаимоотношения складывающиеся между людьми;
6. коррекция и развитие системы отношений личности.
Таким образом, первый аспект СПТ, который мы выделяем — это направленность на развитие компетентности в общении. Остановимся подробнее на данном аспекте.
По определению Ломова сущность общения определяется «...как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов».
Общение следует отличать от коммуникации. Коммуникация заключается, прежде всего, в приеме и передаче информации, которую получатель должен принять, понять, усвоить и поступить в соответствии с ней. В этом варианте оба партнера являются средством по отношению к некоторой цели, лежащей вне их, и поочередно выступают объектом сообщения для другого.
В процессе общения партнеры выступают как субъекты и являются равноактивными, равноуникальными и равносвободными. Общение характеризуется восприятием уникальности партнера, переживанием его ценностей, предоставлением свободы. Отсутствие таких определяющих факторов ведет к превращению общения в какой-то вид межличностных связей. В общении нет отправителя и получателя сообщений — есть собеседники, соучастники общего дела. В отличие от однонаправленных процессов, например, коммуникаций (где количество информации уменьшается в ходе её движения от отправителя к получателю) в общении информация циркулирует между партнерами. Информация не убывает, так как оба партнера активны, а увеличивается, обогащается, расширяется. Основной спецификой общения является то, что в общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого. Общение это «средство презентации своего психологического «Я» другому человеку».
Таким образом, общение, в отличие от других межличностных контактов, можно определить как взаимную презентацию партнерами своей субъективной реальности, в результате которой происходит изменение взаимоотношений и возникновение общности.
Развернув понятие общения, необходимо остановится на понятии компетентности в общении.
В составе компетентности выделяю следующие компоненты:
• когнитивный (познавательный) — ориентированность, психологические знания и перцептивные способности;
• поведенческий — умения и навыки;
• эмоциональный — социальные установки, опыт, система отношений личности.
Познавательный компонент компетентности в общении — способность, формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного отражения психологических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свои воздействия на этого человека.
Развитие познавательного компонента в ходе тренинга можно рассматривать как углубленное самопознание и познание партнеров в общение, а также получение знаний, касающихся психологии общения во всем многообразии его форм и ситуаций.
Поведенческий компонент включает в себя владение вербальными и невербальными средствами социального поведения и заключается в умении эффективно использовать разнообразные средства общения.
Эмоциональный компонент включает:
• эмоциональный опыт общения — благодаря опыту у человека формируются внутренние установки в общении, психологические позиции. Чем более богат и разнообразен опыт общения человека, чем белее он дифференцирован в зависимости от различных форм общения, тем более адекватно будет и восприятие, и поведение человека в общении.
• позитивное самоотношение и самопринятие. Самопринятие заключается в принятии себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств. Основой развития самопринятия является опыт эмоционально позитивного общения, т.е. принятие себя возможно только через опыт принятия себя другими.
• настрой на партнера по общению, проявляющийся в направленности на партнера, своеобразной психологической «повернутости» к нему.
Таким образом, в СПТ, имеющим одной из главных целей развитие компетентности в общении, ставятся задачи развития каждого из 3-х её составляющих, т.е. когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов компетентности в общении.
Таким образом, СПТ может способствовать решению широкого круга задач, прежде всего, связанных с общением — направленность на коррекцию и развитие системы отношений личности (компетентность в общении).
Но необходимо подчеркнуть и второй аспект, который всегда присутствует в тренинговых группах — направленность непосредственно на работу с личностью
Тренинг — это комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность. В таком случае главным системообразующим компонентом тренинга является именно психологическое воздействие группы на личность. Под психологическим воздействием Ковалев А. Г. понимает воздействие одного индивида на психику другого индивида (группы), которое в своей произвольной форме исходит из определенного мотива и преследует цель изменения и укрепления взглядов, мнений, отношений, установок и других психологических явлений. Воздействие может осуществляться в двух системах отношений: «субъект-объектной» и «субъект-субъектной». В первой системе отношений субъекту отводится роль манипулятора, объекту — роль манипулируемого (тренинги поведения). В субъект-субъектной системе устанавливается равенство психологических позиций (личностно-ориентированные тренинги).
Вторая основная цель тренинговых групп, направленная на развитие личности и личностный рост, связана с психологическим воздействием, осуществляемым как раз во второй системе отношений. Она связана с гуманистическим направлением в психологии, основанном на вере в конструктивное начало человеческой природы. К. Роджерсу принадлежит основная роль в разработке практики воздействия на принципах «гуманистической психологии». Он выдвинул идею «модели роста», по его мнению, человек обладает собственной активностью, идущей изнутри, стремлением к росту, прогрессу, к реализации собственного потенциала.
Именно данный подход перекликается со второй целью тренинговых групп, которая подразумевает работу с личностью участников и включает в себя изменение ее в плане личностного роста, а именно:
1. работа с «Я» как совокупностью представлений о самом себе,
2. все более глубокое осознание себя, осмысление своих особенностей.
Таким образом, соединив две большие цели, которые ставятся в тренинговых группах, дадим общее определение СПТ.
Социально-психологический тренинг — это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов различных видов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении и личностного роста.
Необходимо отметить, что в тренинге могут выполняться как обе, обозначенные в определении СПТ цели, так и каждая в отдельности. Отсюда, рассматривая СПТ как формы активной групповой психологической работы, мы подходим к разделению понятий СПТ в узком смысле и широком смысле.
СПТ в узком смысле — это групповые формы психологической работы с целью повышения компетентности в общении.
СПТ в широком смысле — это групповые формы психологической работы с целью повышения компетентности в общении и развития личностного потенциала (личностного роста).
Назад | Содержание | Вперед |