3. Механизм социальной защиты
Признание важности и ценности права социальной защиты повлекло за собой разработку проблемы природы функций правовой социальной системы.
Само по себе понятие «функция» достаточно разнообразно и даже противоречиво. В юридической литературе насчитывается несколько значений, которые имеет это понятие в современных социологических исследованиях. Эти значения звучат так: выражение зависимости при взаимодействии между двумя или более переменными факторами; совокупность процессов, происходящих в рамках объекта исследования; желаемый результат какого-либо социального действия, процесса, явления; совокупность всех как ожидаемых, так и побочных последствий действия, процесса, явления.
Учитывая существующие точки зрения, мы будем исходить из понятия функции, которое применяется для обозначения ведущих важнейших для социальной работы, определяющих процессов, осуществляемых всей системой в целом. Целью структурно-функционального анализа в этом случае является объединение изучаемых социальных факторов и процессов путем установления их значения для будущих социальных структур, частью которых они являются.
Целью права социальной защиты является утверждение, защита, обеспечение прав личности и интересов общества. Выполняет ли право самостоятельные функции или оно лить реализует функции государства?
Право социальной защиты с его специфическими свойствами воздействия на поведение людей — нормативность, обязательность, определенность предписаний — оказывает прямое и непосредственное влияние на различные сферы человеческой деятельности, содействует достижению социально полезных целей, которые могут быть получены именно в результате нормативно-правового регулирования. Из этого следует, что социальное право должно выполнять роль организующего фактора по отношению не только к гражданам, но и к самому государству, его органам и должностным лицам. Это вытекает из ведущего принципа правового государства: взаимной ответственности государства и гражданина. Все это дает основание утверждать, что право, имея тесную связь с государством, представляет собой социальную ценность и выполняет самостоятельные функции в обществе.
При характеристике состава и классификации функций социального права необходимо, на наш взгляд, исходить из следующих посылок:
- социальное право как надстроечное явление в конечном счете детерминировано материальными условиями жизни общества, и с изменением этих условий преобразуются его функции. В этом смысле функции социального права производны от системы общественных отношений, облекаемых в правовую форму;
- социальное право — продукт сознательной деятельности людей, направленной на обеспечение и охрану личности, социальных групп и классов, достижение общих целей социального развития;
- социальное право является одним из элементов социальной системы, оказывающих влияние на все ее составные части.
Нам представляется, что перечисленные посылки классификации социального права дают полное основание рассматривать функции социального права в единой системе социального управления и неразрывной связи с экономическими, собственно социальными, политическими и идеологическими факторами общественного развития.
Правовая система должна служить инструментом интеграции элементов политической системы, укреплению связей между ними, быть юридической основой деятельности общественных организаций, функционирования трудовых коллективов, базой непосредственной демократии. Источник развития правовой системы может быть только в самом обществе, которое способно использовать право для преобразования общественных отношений и в особенности развития самоуправления как высшей формы руководства общественными делами.
Следует отметить существующую особенность, заключающуюся в том, что юридическая наука за последние перестроечные годы вышла за пределы нормативной теории права и стала больше исследовать вопросы действия права социальной защиты, его влияния на общественные отношения. Потребность в глубоком познании функций социального права заставило перейти от формальной их классификации к содержательной, практической. Так, в практику социальной работы прочно вошли и эффективно применяются такие категории социального права, как социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь.
Под социальной защитой понимается система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Под социальной поддержкой понимаются специальные меры государства, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.
Под социальной помощью понимается система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Правовая система путем взаимодействия со смежными социальными системами — экономической, политической, моральной и другими — должна действовать для достижения основной цели — социального и национального согласия, обеспечения и защиты интересов человека и всего общества. Она организует и стимулирует поведение и деятельность людей таким образом, чтобы они были солидарны с прогрессивными общечеловеческими демократическими нормами.
Как видим, право социальной защиты является одним из элементов социальной системы, оказывающей влияние на все составные части. Правовые гарантии, обеспечивающиеся социальным правом, способствуют расцвету личной самостоятельности. Тем самым, социальное право обеспечивает включенность коллективов и индивидов в единую систему социальной организации, решает регулятивные, коммуникативные и охранительные функции, которые социально сплачивают людей и обеспечивают контроль за их поведением.
Регулятивная функция права социальной защиты выражается в наделении субъектов правоотношений определенной суммой прав и обязанностей как по отношению друг к другу, так и по отношению к государству и его органам. Регулятивное воздействие правовых норм составляет существенную особенность правового воздействия.
Регулятивная роль социального права предполагает не только закрепление, но и развитие, и охрану складывающихся общественных отношений, стимулирование новых форм собственности, распределения, обмена и т. д. Регулирование предполагает упорядочивание того, что уже сложилось, было опроби- ровано на практике и получило общественное признание как социальная ценность.
Коммуникативная функция правовой системы — понятие информационно-причинной связи, имеющей большое значение в плане управления социальным развитием. Известно, что социальная жизнедеятельность индивидов органически связана с получением, восприятием, усвоением (переработкой), хранением и использованием социальной информации. Правовая информация является одной из разновидностей социальной информации. При помощи юридических норм доводится до сведения участников общественных отношений позиция государства о требуемом, дозволенном или запрещенном поведении. Таким образом, граждане информируются о средствах и способах достижения необходимых результатов, о своей деятельности — личной или общественной, о последствиях нарушения правовых предписаний.
Охранительная функция права социальной защиты определяется необходимостью защитить гражданина, социальную группу, все общество. Охранительная функция, как и регулятивная, опирается на весь комплекс правовых норм, поскольку установление любого правила поведения, в том числе и позитивного, одновременно содержит в себе и требование к участникам общественных отношений действовать в соответствии с этим правилом. Однако охранительный аспект во многих правовых нормах непосредственно не обнаруживается, поскольку их главная задача заключается не в том, чтобы запретить, а в том, чтобы указать варианты действий, совершение которых поощряется в общих интересах.
Назад | Содержание | Вперед |