3. Крестьяне средневековья. Особенности положения и менталитета

  Одной из центральных проблем отечественной историографии остается история крестьянства и в целом аграрная история России, в рассмотрении которых наметился ряд нетрадиционных подходов.
  В 70-е годы Дж. Скотт, изучая организацию и функционирование крестьянской экономики, природу крестьянства как социального явления, ввел понятие «моральная экономика». В. П. Данилов, высоко оценивая вклад исследователя в изучение проблем аграрной истории, справедливо отмечает, что концепция Скотта является развитием взглядов ученых русской организационно- производственной школы (А.В. Чаянов, А.Н. Челищев, Н. П. Макаров). Скотт продолжил анализ натурально-потребительского хозяйства (то есть хозяйства, которое ведется силами крестьянской семьи и непосредственно направлено на удовлетворение ее собственных потребностей) и распространил его на всю крестьянскую общность, на характеристику крестьянской экономики как целого, а также на систему социальнополитических и социально-психологических свойств крестьянства, на его поведенческие мотивы и представления о должном и справедливом. Что подразумевает Дж. Скотт под понятием «моральная экономика»? Он считает, что определяющим в деятельности крестьянства является стремление обеспечивать само свое существование. И его взаимоотношения с соседями, с земельной аристократией, с государством следует рассматривать с точки зрения того, насколько они способствуют или препятствуют реализации этой исконной крестьянской задачи. Поскольку в центре аграрной организации стоит проблема выживания, боязнь оказаться за нижним пределом потребления, то крестьяне предпочтут придерживаться традиционной системы земледелия, если она сводит к минимуму такой риск. Но там, где они видят гарантии от риска, - охотно идут на инновации.
  В том случае, когда урожай оказывается ниже потребностей, крестьяне обращаются к обычным формам самоподдержки: мелкая торговля и ремесло, поденщина и отходничество. Крестьяне глубоко убеждены, что государство и землевладельцы не должны изымать у крестьянина то, что жизненно необходимо ему и его семье. Моральное недовольство, возникающее на этом негодовании, явилось причиной многих восстаний. Это требование предполагает определенные обязательства помещиков и государства но отношению к бедным во время голода.
  Общий принцип, унифицирующий все разнообразие социальных проявлений докапиталистической деревни, таков: «Всем деревенским семьям гарантируется минимальный прожиточный уровень в тех размерах, в каких это позволяют сделать находящиеся в распоряжении деревни ресурсы», то есть крестьянство рассматривается как социальный феномен, для изучения которого требуются особые аналитические приемы и методы, благодаря которым крестьянское общество, крестьянская культура осмысливается как бы изнутри.
  В современной отечественной литературе такой подход характерен для работ К. Мяло, которая на основе наблюдений историков и литераторов, собственных впечатлений от непосредственных встреч с крестьянами, помнящими традиционный уклад, пришла к выводу, что «крестьянское хозяйство, крестьянский быт вовсе не были враждебно непроницаемы для техники и усовершенствования жизни». И хозяйство старообрядцев, где за традиции держались чрезвычайно крепко, тому пример. Автор при этом обращает внимание на органическую связь между хозяйственным укладом и мировоззрением крестьян, отмечая, что новации не должны были разрушать мировоззренческое ядро крестьянской культуры, отвоеванной и защищенной в столкновениях XVII-XVIII вв. «Сутью этого мировоззрения была принципиальная космоцентричность, стремление любой новый порядок вещей и любое техническое нововведение приводить в соответствие с моделью идеального равновесия Вселенной. Нам нужно было дожить до эпохи глобальных нарушений экологического равновесия и озоновой бреши, дабы понять, что интуиция наших предков, подсказывающая им идею такого равновесия, была безупречна».
  Конкретно-исторический анализ крестьянского общественного сознания - одна из задач современной исторической науки. Важнейшей его стороной являются религиозные представления крестьянства. Для крестьянского мышления характерен известный консерватизм. «Старина», «обычаи предков» - вот ключевые понятия, открывающие тайны духовной жизни и поведения крестьянства, идет ли речь об общинных распорядках, технических усовершенствованиях или религиозных верованиях.
  Эти особенности крестьянского мышления и значительной степени способствовали сохранению элементов язычества в русском православии. Сосуществование византийского христианства со славянским язычеством в русском православии - факт, на который указывают все исследователи, обращавшиеся к этой теме, хотя по-разному определяют место, удельный вес этих компонентов и характер их взаимоотношений.
  Менее же замечена исследователями глубина различия между крестьянским и официальным православием, а также то влияние, которое оказывали массовые крестьянские верования на местную администрацию и низшее духовенство. Эту особенность и живучесть крестьянских верований А.Я. Гуревич объясняет тем, что под покровом религиозного сознания, будь то христианство или язычество, располагается мощный пласт архаических «исконных» стереотипов практического или интеллектуального «освоения мира», вряд ли поддающихся описанию. Так, за языческим культом как таковым скрывалась система представлений и навыков мышления, относительно независимая от веры в то или иное божество. И искоренение святилищ, замена языческих праздников церковными само по себе еще не вело к отказу населения от традиционных взглядов на мир и правившие им силы. «В сознании массы сельского населения помимо веры в богов и в известном смысле независимо от нее... сохранились совсем иные установки, проистекавшие не из экстраполяции человеческих свойств на остальной мир, а скорее, из распространения признаков природы на человека». А.Я. Гуревич определяет такое отношение людей к миру как магическое и считает его важной чертой мировоззрения и практики сельского населения раннего средневековья. Предпосылкой такого поведения было постоянное интенсивное взаимодействие и единство с природой. Элементы новой религии переплетались в них и синтезировались с мощным слоем архаических верований и представлений о мире, во многом и определявших поведение крестьянства.
  Одной из дискуссионных проблем по-прежнему остается проблема крепостного права. При этом главное внимание уделяется причинам принятия закрепостнительного законодательства в конце XVI-начале XVII вв., которые рассматриваются через призму рентных отношений. В период дискуссий 70-80-х годов произошло некоторое сближение точек зрения спорящих сторон, что заключается в признании целою комплекса экономических, социальных и политических причин, приведших к закрепощению.
  Иной является точка зрения Л.В. Милова, который считает, что в становлении крепостничества в России ведущее и определяющее место принадлежит природно-географическому фактору. Он отмечает, что природно-географические условия Восточной Европы сдерживали развитие производительных сил. В этих условиях отдельный индивид не мог удовлетворить даже минимальные жизненные потребности, что приводило к необходимости объединения в общину и определяло ее тип. Тип же общины оказывал серьезное воздействие на характер внеэкономического принуждения, форму организации государственной власти. По мнению Л.В. Милова, крепостничество в России было вызвано потребностями развития прежде всего вотчины. Эту форму владения он считает не только наиболее сильной экономически, но и более благоприятной в конечном счете для непосредственного производителя. В концепции Л.В. Милова, на наш взгляд, привлекательны два момента: постановка вопроса о роли общины на этапе становления крепостничества и стремление высветить роль крепостничества в разные периоды его существования в русской истории. В изучении общины основное внимание сосредоточено на деятельности и роли общины XVIII-XIX вв., реже - второй половины XVII в., когда закрепостнительное законодательство уже сформировалось. Само крепостничество в большинстве работ рассматривалось как символ отсталости и реакции на всем протяжении существования. Необходимо дальнейшее исследование этих вопросов как с правовой, так и с экономической и бытовой точек зрения. Но при этом не следует забывать, что борьба крестьян за свободу, а также общественное мнение резко отрицательное по отношению к крепостному праву в значительной степени определили деятельность правительства по его отмене.
  При определении положения крестьянства следует иметь в виду, что в основе отношения феодала и крестьянина лежат не только взаимоотношения эксплуатации и насилия со стороны феодала и сопротивления этой эксплуатации и этому насилию с другой, но и временами стремление феодального собственника к укреплению, поддержке крестьянского хозяйства, а также стремление крестьянина использовать эту поддержку в интересах развития своего хозяйства, повышения своего благосостояния. Если бы действовала лишь первая тенденция, то для физического уничтожения русского крестьянства хватило бы и 2-3 поколений. Однако эта верная мысль требует статистического обоснования, которое невозможно без изысканий в области метрологии, учета изменения курса рубля и особенностей ценообразования.
  В последние годы в публицистике получило широкое распространение мнение о том, что не только крестьянству, но и верхам общества была присуща психология раба. При этом публицисты, а также ряд исследователей буквально и узко трактуют формулу обращения челобитных. Важные свидетельства содержат и документы первых широкомасштабных этнографических исследований, проведенных в конце XIX - начале XX вв. Этнографическим бюро В.Н. Тенишева. Ответы показывают, что предметом гордости крестьян было знание дела, ловкость и сила. Взаимопомощь в труде считалась нормой повседневности. Крестьянин стремится к достатку, предпочитая хороший дом и скотину всякому иному богатству, и для этого продает зачастую самое необходимое, даже хлеб. Накапливать богатство в деньгах было не принято. В крестьянской среде презирались скупость, распутство, пьянство (превращение выпивки в обряд). По мнению крестьян, употребление нецензурных слов столь же грешно, как употребление скоромного в пост или засев хлеба без благословения. И в то же время обман не считается грехом. Анкеты не отражают подобострастия, раболепства основной массы крестьян перед богатым и начальством, хотя и не проявляется к нему неуважения. В крестьянской среде бытовало представление, что без начальства нельзя обойтись, но предпочтительно держаться от властей на расстоянии: «может и исполним, а не подойдет, так ведь над тобой и повыше начальство есть, и жаловаться можно в случае чего». Основной причиной недоверия к властям было взяточничество. Сильной была вера в царя. Анкеты отмечают преданность основной крестьянской массы престолу.

Литература

  Аграрная история Северо-Запада России. Вторая половина XV-начало XVI вв. - Л., 1971.
  Аграрная история Северо-Запада России XVI века. Новгородские пятины. - Л., 1974.
  Аграрная история Северо-Запада России XVI века. Север. Псков. Общие итоги развития Севере-Запада. - Л., 1978.
  Аграрная история Северо-Запада России XVII века (Население, землевладение, землепользование). - Л., 1989.
  Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.
  Копанев А.И. Крестьянство Русского Севера в XVI в. - Л., 1978.
  Копанев А.И. Крестьянство Русского Севера в XVII в. - Л., 1984.
  Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. - М., 1997.
  Маньков А.Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального права России. - Л., 1986.
  Милов Л.В. Общее и особенное российского феодализма (Постановка проблемы) // История СССР. - 1989. - №2.
  Милов Л.В. О причинах возникновения крепостничества в России // История СССР. - 1985. - №3.
  Мяло К. Оборванная нить. Крестьянская культура и культурная революция / / Новый мир. - 1988. - №8.
  Назаров В.Д. Крестьянство России в XVI - середине XVII вв. // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. - T.I. - М., 1986.
  Покровский Н.Н. Материалы по истории магических верований и быта сибиряков XVII - XVIII вв. // Из истории семьи и быта сибирского крестьянства XVII - нач. XX вв. - Новосибирск, 1975.
  Сахаров А.Н. Русская деревня XVII века. - М., 1966.
  Современные концепции аграрного развития (Теоретический семинар) // Отечественная история. - 1992. - №5.
  Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси // Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. - Л., 1988.
  Фирсов Б.М., Киселева И.Т. Структура повседневной жизни русских крестьян конца XIX века. (Опыт этносоциологического изучения) // Социологические исследования. - 1992. - №4.
  Шапиро Л.Л. Русское крестьянство перед закрепощением (XIV -XVI вв.). - Л., 1987.

Назад Содержание Вперед