1.3. Торговая политика
Под торговой политикой понимаются принятые в стране правила осуществления и регулирования внешней торговли и платежей. Различают политику свободной торговли, политику автаркии, когда страна изолирует себя от международной торговли, и политику протекционизма различной степени, реализуемую с помощью тарифов, квот и т. д.
Политика свободной торговли - политика невмешательства государства в международную торговлю - это чисто теоретическое понятие. Несмотря на строгое теоретическое обоснование, свободная торговля практически никогда не практиковалась ни одной страной. Государство всегда, так или иначе, вмешивалось в международную торговлю, если не по экономическим причинам, то по политическим или социальным, например, из соображений безопасности или из желания поддержать ту или иную социальную группу населения и т. д. В действительности торговая политика любого государства всегда характеризовалась и характеризуется различной степенью протекционизма, направленной на защиту внутреннего рынка с помощью различных видов торговой политики.
Основными видами торговой политики являются таможенный тариф, импортная квота, дискриминация импорта, демпинг, экспортная субсидия и компенсационная импортная пошлина, косвенные ограничения и другие виды - всего более 50 различных способов ограничения внешней торговли.
С точки зрения последствий воздействия этих основных видов торговой политики на внешнюю торговлю теория международной торговли определила ряд закономерностей, которые сводятся к следующим утверждениям:
1. Таможенный тариф-налог, которым облагается товар, импортируемый в страну, всегда снижает уровень благосостояния в торгующих странах.
2. Таможенный тариф всегда выгоден производителям товаров, конкурирующих с импортом.
3. В условиях способности страны влиять на мировые цены использование “оптимального тарифа” может принести ей чистый выигрыш.
Применение оптимального тарифа, иначе тарифа, максимизирующего благосостояние страны, возможно, если ценовая эластичность предложения иностранного товара или услуг не является бесконечной. В этих условиях обычно страна может улучшить условия торговли введением тарифа на импорт этого товара, так как падение спроса на импортный товар вызовет падение мировой цены. Страна, вводящая тариф, уменьшает объем торговли, но улучшает условия торговли. Оптимум достигается тогда, когда выгоды, получаемые от улучшения условий торговли, компенсируют потери от уменьшения объема торговли. Условия торговли - это соотношение между ценами экспорта и ценами импорта.
4. Последствия введения импортных квот или иначе количественных ограничений объема иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в данную страну, аналогичны последствиям от тарифа; кроме того, возможна потеря выигрыша потребителей от повышения цены.
5. Дискриминация импорта как результат экономической интеграции иначе введение импортных барьеров странами, организованными в ту или иную форму экономической интеграции по отношению к третьим странам с целью ограничения импорта из этих стран, ведет к росту торговых потоков внутри интегрированных стран, однако, отдельные страны могут понести убытки. Так, в рамках ЕС ФРГ и Нидерландам пришлось повысить импортные пошлины до общего единого тарифа, что лишило их торговых преимуществ; США и Канада потеряли часть европейских рынков.
6. Последствия введения демпинга - практики продажи товаров за границу по ценам ниже тех, по которым продается данный товар на внутреннем рынке - не столь очевидны. Демпинг может принести выгоду импортирующей стране, заставляя импортера еще больше снижать цены; может снизить экономическое благосостояние страны импортера и повысить его в стране экспортере. В целом, последствия демпинга, обусловленного различиями в эластичности спроса на товар на национальном и зарубежном рынках, зависят от правильно определенного размера антидемпингового тарифа, установленного государством на иностранные товары, конкурирующие с отечественными товарами.
7. Экспортное субсидирование отдельных товаров ведет к избыточному росту торговли, приносит вред субсидирующему государству и всей мировой торговле. Компенсационные пошлины, санкционированные Всемирной торговой организацией (ВТО), приносят убытки стране их вводящей, но и, в целом, нейтрализуют экспортные субсидии. При этом налогоплательщики страны, субсидирующей экспорт, неявно доплачивают налогоплательщикам импортирующей страны. В основном, экспортные субсидии невелики. Но применительно к отдельным товарам они весьма существенны. Наибольшими субсидиями пользуются сельскохозяйственные товары.
Назад | Содержание | Вперед |