Тема 3. Система образования Российской Федерации
Принципы построения системы образования и их характеристика. Закон РФ «Об образовании». Стандарт образования.
Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы.
Закон РФ «Об образовании» был принят в 1992году.
«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». (Статья 27).
Статья 2. Принципы государственной политики в области образования.
Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Свобода и плюрализм в образовании.
Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Эти принципы определяют основные направления, приоритеты образовательной политики и, следовательно, характер образования и учебных учреждений в стране.
Стандарты в образовании - правила, требования, принципы для всеобщего использования в сфере образования.
Статья 7. Государственные образовательные стандарты
В РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.
РФ в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
В государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.
Федеральный уровень определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный уровень содержит нормативы в области родного языка литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и пр. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.
Школьный уровень определяет само образовательное учреждение. Однако в стандарте указан объем содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.
Формы получения образования. Образовательные учреждения.
Статья 10. 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очнозаочной (вечерней), заочной форме и форме экстерната не допускается, в части компетенции РФ устанавливаются Правительством РФ.
Статья 11. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения могут быть:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;
2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;
5) граждане РФ и иностранные граждане.
Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.
Изменение состава учредителей действующих государственных и муниципальных образовательных учреждений допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования.
Статья 11.1. Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций.
Деятельность негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством РФ.
Статья 12. 1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
7) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (курсы, повышение квалификации).
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
Каждое образовательное учреждение принимает Устав.
Статья 27. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.
В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование;
6) послевузовское профессиональное образование.
Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца.
Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое педагогика? Из предложенных ответов выберите правильный, обосновав его достоверность:
1) педагогика изучает закономерности развития ребенка;
2) педагогика - это наука о воспитании, образовании и обучении детей;
3) педагогика - наука о воспитании человека.
2. Определите, в какую группу включены основные педагогические категории, и дайте определение каждой из них:
1) класс, учитель, воспитание;
2) развитие, воспитание, умения;
3) воспитание, образование, обучение;
4) знания, образование, воспитание;
5) воспитание, наследственность, навыки.
3. Что, на ваш взгляд, определило развитие педагогики как науки? Выберите один из предложенных ответов и обоснуйте свой выбор:
1) прогресс науки и техники;
2) забота родителей о счастье детей;
3) биологический закон сохранения рода;
4) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду;
5) повышение роли воспитания в общественной жизни.
4. Какой научный метод не является эмпирическим?
1) наблюдение;
2) беседа;
3) педагогический эксперимент;
4) моделирование;
5) педагогическое тестирование.
5. Укажите факторы развития личности:
1) воспитание;
2) обучение;
3) среда;
4) деятельность;
5) наследственность.
6. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
1) Воспитание, обучение подрастающего поколения;
2) Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса;
3) Изучение воспитания как фактора духовного развития людей;
4) Изучение проблем образования и обучения людей в современном мире;
5) Исследование человеческой природы.
7. В структуру педагогических наук не входит:
1) андрогогика;
2) история педагогики;
3) педагогика школы;
4) анатомия.
8. Кто является основателем научной педагогики?
1) Ф. Бэкон
2) К. Д. Ушинский
3) Я. А. Коменский
4) Ж. Ж. Руссо
9. Какие качества могут передаваться от родителей к детям:
1) способы мышления, особенности интеллектуальной деятельности;
2) черты характера;
3) тип нервной системы, темперамент;
4) задатки, служащие основой для развития индивидуальных способностей;
5) цвет глаз, цвет кожи, группа крови, резус-фактор;
6) нравственные качества;
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1. 2
2. 3
3. 5
4. 4
5. 1, 3, 4, 5
6. 2
7. 4
8. 3
9. 3, 4, 5
Назад | Содержание | Вперед |