Тема 3. Система образования Российской Федерации

  Принципы построения системы образования и их характеристика. Закон РФ «Об образовании». Стандарт образования.
  Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы.
  Закон РФ «Об образовании» был принят в 1992году.
  «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». (Статья 27).
  Статья 2. Принципы государственной политики в области образования.
  Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
  Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
  Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
  Свобода и плюрализм в образовании.
  Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
  Эти принципы определяют основные направления, приоритеты образовательной политики и, следовательно, характер образования и учебных учреждений в стране.
  Стандарты в образовании - правила, требования, принципы для всеобщего использования в сфере образования.
  Статья 7. Государственные образовательные стандарты
  В РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.
  РФ в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
  Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
  В государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.
  Федеральный уровень определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
  Национально-региональный уровень содержит нормативы в области родного языка литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и пр. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.
  Школьный уровень определяет само образовательное учреждение. Однако в стандарте указан объем содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.
  Формы получения образования. Образовательные учреждения.
  Статья 10. 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
  Допускается сочетание различных форм получения образования.
  2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
  3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очнозаочной (вечерней), заочной форме и форме экстерната не допускается, в части компетенции РФ устанавливаются Правительством РФ.
  Статья 11. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения могут быть:
  1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
  3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
  4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;
  5) граждане РФ и иностранные граждане.
  Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.
  Изменение состава учредителей действующих государственных и муниципальных образовательных учреждений допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования.
  Статья 11.1. Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций.
  Деятельность негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством РФ.
  Статья 12. 1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
  2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
  3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
  Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
  4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
  1) дошкольные;
  2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  4) учреждения дополнительного образования;
  5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
  6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  7) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (курсы, повышение квалификации).
  Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
  Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
  Каждое образовательное учреждение принимает Устав.
  Статья 27. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.
  В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
  1) основное общее образование;
  2) среднее (полное) общее образование;
  3) начальное профессиональное образование;
  4) среднее профессиональное образование;
  5) высшее профессиональное образование;
  6) послевузовское профессиональное образование.
  Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца.
  Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Что такое педагогика? Из предложенных ответов выберите правильный, обосновав его достоверность:
  1) педагогика изучает закономерности развития ребенка;
  2) педагогика - это наука о воспитании, образовании и обучении детей;
  3) педагогика - наука о воспитании человека.
  2. Определите, в какую группу включены основные педагогические категории, и дайте определение каждой из них:
  1) класс, учитель, воспитание;
  2) развитие, воспитание, умения;
  3) воспитание, образование, обучение;
  4) знания, образование, воспитание;
  5) воспитание, наследственность, навыки.
  3. Что, на ваш взгляд, определило развитие педагогики как науки? Выберите один из предложенных ответов и обоснуйте свой выбор:
  1) прогресс науки и техники;
  2) забота родителей о счастье детей;
  3) биологический закон сохранения рода;
  4) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду;
  5) повышение роли воспитания в общественной жизни.
  4. Какой научный метод не является эмпирическим?
  1) наблюдение;
  2) беседа;
  3) педагогический эксперимент;
  4) моделирование;
  5) педагогическое тестирование.
  5. Укажите факторы развития личности:
  1) воспитание;
  2) обучение;
  3) среда;
  4) деятельность;
  5) наследственность.
  6. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
  1) Воспитание, обучение подрастающего поколения;
  2) Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса;
  3) Изучение воспитания как фактора духовного развития людей;
  4) Изучение проблем образования и обучения людей в современном мире;
  5) Исследование человеческой природы.
  7. В структуру педагогических наук не входит:
  1) андрогогика;
  2) история педагогики;
  3) педагогика школы;
  4) анатомия.
  8. Кто является основателем научной педагогики?
  1) Ф. Бэкон
  2) К. Д. Ушинский
  3) Я. А. Коменский
  4) Ж. Ж. Руссо
  9. Какие качества могут передаваться от родителей к детям:
  1) способы мышления, особенности интеллектуальной деятельности;
  2) черты характера;
  3) тип нервной системы, темперамент;
  4) задатки, служащие основой для развития индивидуальных способностей;
  5) цвет глаз, цвет кожи, группа крови, резус-фактор;
  6) нравственные качества;

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

  1. 2  
  2. 3
  3. 5
  4. 4
  5. 1, 3, 4, 5
  6. 2
  7. 4
  8. 3
  9. 3, 4, 5

Назад Содержание Вперед