§ 3. Религия и светская власть. Политические взгляды Средневековья

  Уже в начальный период формирования государства заметно стремление, с одной стороны, использовать в интересах светской власти преклонение людей перед божественной волей, выраженной в религиях различных конфессий, а с другой — подчинить, по крайней мере идеологически, государственную власть целям религиозным, а точнее целям священнослужителей. В древних государствах Востока, Америки можно увидеть прямое проникновение жреческих ритуала, обрядов, кастовой иерархии в политическую жизнь. Светские правители нередко обожествлялись и возглавляли (чаще формально) различные культы. Однако, поскольку светская и церковная (жреческая) пирамиды сосуществовали, и если совпадали, то только в вершине, такие государства нельзя считать теократическими.
  В древних Греции и Риме религия и политика разошлись еще дальше, хотя отношения оставались тесными: первые союзы греческих полисов создавались на основе поклонения одному главному богу, римский император был понтифексом (покровителем) культов. Возникновение на Востоке монотеистических религий (буддизм, иудаизм), очевидно, было связано с объективной потребностью в усилении централизованной светской власти. Однако христианству потребовалось несколько веков (до IV в.), чтобы от оппозиции перейти к положению официальной религии Римской империи. Соответственно и христианское учение от уравнительности, демократизма, неприятия империи, проповедовавшихся первыми общинами («Откровение Иоанна» — «Апокалипсис», 68—69 гг.), перешло к теократическим теориям подчинения государства церкви (Аврелий Августин «Блаженный» — IV—V вв. «О граде божьем»). Императору «вменялось в обязанность» охранять законы церкви, истреблять еретиков, насильно приобщать язычников к христианству. Общественное неравенство, в том числе рабство, уже рассматривалось как божественное установление.
  Становление феодальных государств после крушения Западной Римской империи (вплоть до IX—Х вв.) сопровождалось одновременно укреплением позиций католицизма в Западной Европе, стремившегося во главе с римским папой к мировому господству. Однако этих усилий было недостаточно, чтобы сломить Византию, чьи патриархи стремились к самостоятельности (и в 1054 г. добились ее), славянский Восток, воспринявший православие из Константинополя, молодую религию — ислам, ставший флагом сначала арабских, а затем турецких завоеваний на Ближнем Востоке и севере Африки. Именно мусульманам — последователям Мохаммеда — удалось то, что не удавалось Риму (не считая небольшой Папской области на Аппенинах, подаренной франками в VIII в. римскому папе) и Константинополю — создать теократическое государство — халифат, соединявший светскую и церковную власть, живший по законам, определявшимся Кораном (шариат). Для ислама идея теократии оказалась чрезвычайно живучей: казалось, что с распадом первого халифата, а затем его составных частей, перевес светской власти над религиозной, как и в христианской Европе, и на буддистском Востоке будет расти; однако то в одной, то в другой стране с некоторыми трансформациями власть исламских вождей продолжала быть выше или, по крайней мере, соперничала с властью светских правителей (даже в конце XX века можно видеть, благодаря усилиям мусульман-фундаменталистов, мощный подъем этой идеи на Арабском Востоке и на юго­восточной периферии России: в Иране, Афганистане, Пакистане, в бывших среднеазиатских республиках СССР, на Северном Кавказе). С 1095 г. в течение двух веков папство стремилось путем крестовых походов расширить и закрепить свое влияние, в частности: путем борьбы с арабами и турками за «земли обетованные», со славянами с целью их крещения и включения в сферу своего господства, с еретиками для «очищения веры» и пополнения церковной и государственной казны.
  Крупнейшим христианским мыслителем этого периода (XIII в.) стал доминиканский монах Фома Аквинский (1225-1274), чье учение о государстве, перекликавшееся со многими положениями Аристотеля, стало надолго идейным оружием в руках церкви. Фома Аквинский различает три элемента государственной власти: сущность, происхождение, использование. По мнению философы, профессора Парижского университета, сущность власти, то есть порядок правления и подчинения, установлена Богом, но не каждый правитель ставится Богом и не все его действия носят «божественный» характер — например, он — тиран и узурпатор. Суждение же о законности «происхождения» и «использования» власти принадлежало только церкви. Фома Аквинский отдавал предпочтение «смешанной» форме государства, где сочетались бы монархия, аристократия и демократия, к которой он относил собрания крупных феодалов, в том числе церковных, обладавших достаточным весом, чтобы по призыву церкви свергнуть тирана.
  Длительный период духовного господства католицизма в Западной Европе, сопутствовавший застою в хозяйственной жизни и становлению феодальных абсолютных монархий, был в XV—XVI в.в. прерван, с одной стороны, церковной Реформацией, с другой— процессом подъема городов и вызванным им так называемым Ренессансом (Возрождением) духовной жизни от ограниченной церковью одномерности мышления к утраченному богатству взглядов и теорий античности. Идеи Реформации отстаивали М. Лютер, Ж. Кальвин, Я. Гус и многие другие священнослужители, горожане и прогрессивно-мыслящие представители других социальных слоев, недовольные близостью церкви к светской власти, ее стремлением к росту доходов, несоответствием догматов меняющейся жизни, кризисом папства. Вернуться к чистоте и ясности священного Писания, отказаться от меркантильной суетности отношений с правителями, продажи индульгенций, показной пышности католического обряда, озаботиться духовным содержанием религии — вот лишь часть лозунгов протестантов, поддержанных основной массой населения.
  Эпоха Возрождения обычно справедливо связывается с подъемом гуманистической культуры после тысячелетней «ночи» Средневековья, но при этом часто .от внимания ускользает то, что этот процесс имел одной из главных причин своего возникновения объективную необходимость роста политической культуры горожан Северной Италии и Германии в связи с подъемом городов и степени их самоуправления, при которой каждый крупный город для заполнения органов своего управления нуждался в значительном количестве образованных граждан. По мнению М. Вебера, зарождение капитализма сначала в Европе, а затем за океаном было прямо связано с протестантизмом, его нацеленностью на хозяйственный успех как результат раскрепощения человеческого потенциала.
  Крупнейшим светским политическим мыслителем и практиком этого периода был флорентиец Н. Макиавелли (1469— 1527), считающийся одним из основателей буржуазной политической теории. Наиболее известны его «История Флоренции» и небольшая книга наставлений «Государь», считавшаяся «настольной книгой» всех последующих тиранов. В его взглядах отражен принцип превосходства светской власти над церковной: религия нужна постольку, поскольку она помогает политике поддерживать порядок, воинскую дисциплину; государство создано не Богом, а людьми для обеспечения каждому безопасности и свободного пользования имуществом. Материальные интересы и отношения Макиавелли выделяет особо, видя в них причины поведения людей. Флорентийский политик парадоксально сочетает республиканские взгляды — народ выше государя, он умнее, рассудительнее, лучше выбирает должностных лиц, а республика более устойчива, чем монархия, обеспечивает единство и мощь государства, порождая у народа патриотизм — с идеей о необходимости временной концентрации власти для борьбы с сепаратизмом крупных феодалов за единую централизованную страну. Опираясь на Аристотеля, он делает вывод, что из трех правильных форм государства можно создать смешанную, так как по отдельности они неустойчивы и непродолжительны (идут «по кругу», как считал греческий историк I в. до н.э. Полибий). Наследственная власть - порок всех монархии, ибо потомки не берегут наследие вождей, поэтому Макиавелли, использовав исторический опыт Римской империи, предлагал для объединения Италии ввести единоличную ненаследственную власть принцепса, опиравшуюся на постоянную (не наемную - подчеркивал философ) армию.
  Свои прогрессивные в отношении государственного устройства взгляды он сочетал с аморальными средствами достижения цели, получившими название «макиавеллизм». Политик, по его мнению, должен быть коварен, не стесняться перед применением насилия, убийством в общественных интересах - снести замки феодалов, истребить дворянство, уничтожать тиранов, в т. ч. принцепса, если после исполнения своей роли он захотел бы удержать власть и т. п. - это рецепты макиавеллизма.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  Августин А. «Блаженный». Исповедь. - М., 1992.
  Антология мировой политической мысли: В 5 т. - М., 1997.
  История политических и правовых учений / Под ред. В. С. Нерсесянца. -М., 1995.
  Кампанелла Т. Город солнца. - М., 1954.
  Макиавелли Н. Сочинения. - СПб., 1998.
  Мор Т. Утопия. - М., 1978.
  Политология: хрестоматия / Под ред. М.А. Василика. - М., 1999.
  Ракитская И. Ф. Политическая мысль итальянского Возрождения: Гуманизм конца XIV— XV вв. - Л., 1984.
  Уайтхед Дж. Иудео-христианский взгляд на право и гражданское правление // Кентавр. - 1991. - Октябрь - декабрь.
  Эразм Роттердамский. Философские произведения. — М., 1986.

Назад Содержание Вперед