3.4.2. Идеология большевизма
Идеи К. Маркса начали распространяться в России с 1870-х г. В 1898 г. на своем первом съезде была создана общероссийская марксистская партия - РСДРП, расколовшая спустя пять лет на два течения - большевистское и меньшевистское. Лидером и идеологом большевизма стал В. И. Ленин. Большевизм (марксизм-ленинизм) - леворадикальное направление марксистской мысли, связанное с деятельностью В. И. Ленина и других российских большевиков.
Его концепция власти и государства развивала марксо-энгельсовские положения о государстве. Среди этих положений главные - о классовости государства, о диктатуре пролетариата.
Сугубая классовость - врожденная и определяющая черта государства. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин: 1) воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и появления общественных групп с противоречивыми экономическими интересами; 2) комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса; 3) осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной господствующему классу. Рассуждения о том, что государство выполняет множество функций по удовлетворению общества в целом глубоко чужда Ленину.
Второе важнейшее положение ленинского учения о государстве - идея государства как орудия диктатуры господствующего класса. Конкретное содержание феномена “диктатуры класса” Ленин видит в том, что:
1) диктатуру определенного класса составляют его власть, т.е. господство над всеми остальными социальными группами;
2) такая диктатура включает в себя опору власти на прямое насилие, осуществляемое в самых различных формах;
3) непременным признаком диктатуры класса является его несвязанность с какими- либо законами.
К вопросу о свободе, взятой во всех аспектах и реализуемой посредством институтов демоартии и права, Ленин на всем протяжении своей деятельности оставался равнодушным. Он был последовательным антилибералом.
Анализируя проблему государства и революции, Ленин видел две возможности: использовать старую государственную машину или полностью сломать ее. Вслед за Марксом он выбирает второй путь. “Все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать”. Пролетариат утверждает собственное государство не для установления свободы в обществе, а для насильственного правления своих противников.
Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь, по Ленину, должна быть Республика Советов. Конструирование советского государства считалось одним их открытий, сделанных Лениным в области политической теории. Советы - это учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют исполнение законов. Строится такого типа республика на основе демократического централизма, что предполагало выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность и их подконтрольность, сменяемость депутатов.
Важнейшим элементом ленинского учения о государстве является положение о руководящей роли коммунистической партии в государстве. “Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним из государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний ЦК партии”. В теории партия и институты государства внешне сохраняют свои специфические черты. Но на кадровом уровне эти структуры переплетаются, сращиваются. В качестве партийных функционеров большевики принимают управленческие решения, в качестве руководящих работников госаппарата они же проводят их в жизнь. Не получается даже “однопартийного государства”, ибо - по сути, нет самой государственности как суверенной организации публичной власти.
Перспектива отмирания государственности обернулась в жизни полной анемией собственно государственных институтов, формированием в обществе таких государственных структур (коммунистическая партия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами.
Ленинский фундаментализм послужил основой для возникновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и насилия над гражданским населением.
Стремление укрепить социалистический строй без присутствия иностранных войск (как это случилось в Восточной Европе) в бывшей Югославии породило так называемый “кооперативный социализм”. Эту версию социализма отличали установки на мирное сосуществование с капиталистическими государствами, признание внутренних конфликтов и противоречий социалистического строительства, децентрализацию государственного управления и наделение трудовых коллективов правом распоряжаться результатами своего труда, стремление установить рыночные отношения.
Назад | Содержание | Вперед |