3.2.2. Теория личности
В позитивной психотерапии личность рассматривается через способности, реализуемые человеком в повседневной жизни. Данная модель консультирования исходит из позитивного видения человека, как способного к изменениям, самопомощи и помощи членам своей семьи. Позитивное видение идёт дальше гуманистического тезиса о том, что человек - «существо прирождённо активное, борющееся, самоутверждающееся и повышающее свои возможности, с почти безграничной способностью к позитивному росту», утверждая, что каждый человек, без исключения, хорош по своей природе, и от рождения обладает «всеми способностями, которые сравнимы с семенами скрытых возможностей, которые, однако, ещё нужно развить» (Пезешкиан Х., 1998). В данном случае под развитием имеется в виду, скорее, раскрытие уже заложенного потенциала, а не наполнение извне. Внешний мир предоставляет условия и инструменты самопознания и самораскрытия, подобно тому, как плодородная почва и подходящий климат помогают зерну превратиться в дерево. Иными словами, человек изначально не «tabula rasa» (чистый лист), на котором родители и педагоги гордо вписывают собственные изречения знания и мудрости, а врач назначает «должное лечение», скорее можно сказать, что он - «лист непрочитанный» (Кириллов И. О., 2002)
Модель «Баланса». Позитивная Психотерапия - метод исповедующий целостность человека, многообразие его жизни. Условно можно выделить четыре сферы личности и реализации человеческого потенциала:
1. Сфера «Тело» - человек телесен, он обладает определенной физической формой и физиологией. Потребности, удовлетворяемые в этой сфере: сон, питание, сексуальность, расслабление.
2. Сфера «Деятельность» - потребность структурировать, изменять, преобразовывать мир является одной из базовых потребностей человека. Основные понятия этой сферы: деятельность, работа, достижения, успехи.
3. Сфера «Контакты / Традиции» - потребность в признании своего существования со стороны других, социализация, общение с себе подобными, правили регламентирующие данное общение.
4. Сфера «Фантазий» - потребность в духовной жизни реализуется человеком через интуиции, сны, мистический опыт, фантазии, воспоминания.
Рис. 42
Актуальные способности. Основным описательным и операционным инструментом дифференциального анализа (один из разделов Позитивной Психотерапии) являются актуальные способности, которые характеризуют важнейшие параметры в становлении характера человека, содержании и мотивах человеческого поведения, межличностном взаимодействии, конфликтогенезе и терапии.
Актуальные способности дифференцируются и развиваются из базовых способностей к любви и познанию под воздействием окружающей среды, эпохи (экзогенные факторы) и состояния организма (эндогенные факторы). Из способности любить развиваются первичные способности (терпение, общительность, сексуальность, доверие, оптимизм, вера, уверенность, скептицизм, целостность, способность чувствовать время и т.д.), из способности познавать - вторичные (пунктуальность, чистоплотность, аккуратность, послушание, вежливость, честность, верность, справедливость, усердие, бережливость, обязательность, точность, добросовестность и т.д.).
Очевидно, что при такой сложности и многофакторности воздействий способности развиваются неравномерно и по-разному у разных людей. Какие-то из них могут оказаться развитыми до виртуозности, а другие пребывать в зачаточном состоянии. Можно, например, любить порядок, но быть нетерпеливым. Если определённые ожидания относительно развития своих или чужих актуальных способностей не оправдываются, это может стать причиной конфликта. Уникальность личности человека обусловливается сочетанием различно выраженных актуальных способностей, образующих своеобразный профиль способностей.
Актуальные способности выполняют целый ряд функций:
1. Описательные категории. Поведение человека, межличностные и внутренние, душевные конфликты, выходящие за рамки нормальных (приемлемых в данном обществе), могут быть описаны в терминах актуальных способностей.
2. Переменные величины социализации. Актуальные способности являются содержанием воспитания. Общество посредством воспитания определяет характерный для него уровень развития определённых актуальных способностей. Например, для индустриального общества характерно известное пренебрежение первичными способностями. Чтобы быть принятым в этом обществе, человек должен соответствовать предъявляемым требованиям.
3. Суррогатные заменители религии. В этом случае одна или несколько актуальных способностей абсолютизируются, становятся вне своей функциональной роли средоточением мировоззрения, картины мира и образа человека, его внутреннего мира.
«Если кто-то открыто высказывает сопротивление старшим (учтивость), мне кажется, что мир рушится. Меня начинает трясти, я могу разрыдаться. После этого я два- три дня болею. Мы не должны противоречить старшим. Люди, которые это делают, недостойны называться людьми» (Женщина, 48 лет, бухгалтер, психосоматические расстройства).
4. Маскировка. В некоторых случаях для достижения цели человеку кажется целесообразным притвориться, изобразить те актуальные способности, которых у него на самом деле нет. Это притворство не всегда осознанно. «Я никогда сам не мог сидеть на работе от звонка до звонка, но моему нынешнему боссу это нравится, поэтому я сам мучаюсь с этим и требую этого от сотрудников. Если кто-то опаздывает, я просто взрываюсь» (Мужчина, 36 лег, зав. отделом рекламы, жалобы на раздражительность и головные боли).
5. Оружие или средства защиты. Когда проявление или отсутствие актуальных способностей вызывает аффект, они становятся своего рода оружием.
Согласно теории Позитивной Психотерапии формирование человека, развитие его профиля актуальных способностей проходит в четырех сферах модели «Подражания» или «Идентификации»:
1. сфера «Я» - отношение человека себе, самооценка. Выделяют женскую часть Я и мужскую часть Я, что влияет на оценку не только себя, но и других людей, например женщина, отвергающая женскую часть Я, характеризуется подчеркнуто «мужским» поведением. В какой-то мере можно говорить о влиянии концепций К. Юнга, описывающих базовые архетипы человека на понимание структуры данной сферы. На формирование сферы Я влияет отношение значимых близких к ребенку, но оно не заканчивается в детском возрасте. В течение жизни на развитие «Я» человека влияют прочитанные им книги, любимые фильмы, с героями которых он идентифицируется, перефразируя известное изречение, можно сказать: «Я - то, что смотрю и читаю».
2. сфера «ТЫ» - отношение человека с партнером, «ТЫ» больше, чем «Я + Я». Это диада, имеющая общие внешние границы, и границы внутренние. На формирование этой сферы влияет пример того, как родители ребенка относились друг к другу. Сфера «ТЫ» развивается всю человеческую жизнь и напрямую связана с процессом взросления. Отношения, складывающиеся в психотерапии между консультантом и клиентом, являются не только диагностическими, но и коррекционными для сферы «ТЫ», другими словами в Позитивной Психотерапии внимание уделяется не только анализу переноса, но и его переформированию.
3. сфера «МЫ» - отношения с другими, не входящими в группу принадлежности, исповедующими иные ценности, практикующими непривычное поведение. Понятия «общности» и «чуждости» формируются в детстве под влиянием отношения значимых взрослых к «чужим». Границы толерантности в этой сфере пересматриваются на протяжении всей жизни под влиянием не только психологических, но и социальных факторов.
4. сфера «Пра-МЫ» - отношения с предками и потомками, архаический опыт, формирующий до-психологические концепции и влияющий на базовые смыслы существования, осознание себя звеном в ленте жизни, чувство принадлежности к роду. На формирование сферы «Пра-МЫ» влияет мировоззрение значимых взрослых, их отношение к религии, вере, конечности или бесконечности существования жизни.
Рис. 43
Назад | Содержание | Вперед |