§ 2. Особенности международно-правовой ответственности в космическом праве
Особенности международно-правовой ответственности в международном космическом праве прежде всего определяются спецификой космической деятельности, по своему содержанию и характеру связанной с эксплуатацией объектов, которые в правовом смысле относятся к категории источников повышенной опасности.
Первой особенностью ответственности в международном космическом праве является то, что государство несет международную политическую и материальную ответственность за действия не только правительственных органов, но и неправительственных юридических лиц. Как известно, по общему международному праву государство не несет материальной ответственности за действия юридических лиц, не выступающих от имени и по поручению государства.
Договором по космосу 1967 г., а еще ранее Декларацией принципов космической деятельности 1963 г. установлено, что государство несет международную (политическую) ответственность за всю национальную деятельность в космосе, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, а запускающее государство несет международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами.
Второй особенностью является то, что в международном космическом праве материальная ответственность государства (а не оператора, как это предусмотрено в других отраслях международного права) регулируется специальным договором — Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Данная Конвенция подписана 29 марта 1972 г., вступила в силу 30 августа 1972 г.
Третьей особенностью является то, что, предусматривая абсолютную ответственность государства за выплату компенсации и ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете, Конвенция об ответственности 1972 г. не устанавливает верхнего предела компенсации, что характерно для абсолютной ответственности в других отраслях международного права. Сумма компенсации определяется в соответствии с международным правом и принципами справедливости, чтобы восстановить прежнее положение, которое существовало до ущерба.
Четвертой особенностью является то, что, получая информацию об упавшем на Землю космическом объекте, который является опасным или вредным по своему характеру, запускающее государство, под руководством и контролем государства, на территории которого оказался объект, обязано незамедлительно принять меры для устранения возможной опасности причинения вреда (п. 4 ст. 5 Соглашения о спасании 1968 г.). В других отраслях международного публичного права такая обязанность лежит на пострадавшей стороне.
Пятой особенностью является положение ст. 14 Соглашения о Луне 1979 г., закрепляющее признание государств, что в результате активизации деятельности на Луне и других небесных телах может возникнуть необходимость в детальных соглашениях об ответственности за ущерб, причиненный на Луне (другие отрасли международного права таких условий не содержат).
Шестой особенностью является своеобразный способ мирного урегулирования споров, возникающих в связи с материальной ответственностью.
Назад | Содержание | Вперед |