7.5. Правовое воспитание. Понятие, формы, методы
Правосознание людей, объединенных в социальные общности, - явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Но это вовсе не означает, что на процесс формирования сознания людей в юридической области нельзя воздействовать целенаправленно.
Наоборот, правосознание, как и сознание нравственное, религиозное, научное, нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.
Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
Правовое воспитание включает в себя следующие элементы:
1) субъекты воспитания (органы государства, госслужащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);
2) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);
3) содержание воспитания (приобщение людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, опыту, информации и т.п.);
4) методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание, др. приемы педагогического воздействия на объект воспитания);
5) формы воспитания.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.
К основным элементам механизма правового воспитания, прежде всего, относят формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы (воспитания) с населением:
1) правовой всеобуч - передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;
2) пропаганда права средствами массовой коммуникации;
3) правовая воспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.);
4) юридическая практика как передача и усвоение юридической информации, знаний посредством участия граяедан в правореализующей, и, прежде всего, в правоприменительной деятельности и т.д.;
5) самовоспитание через анализ правовых явлений, самообразование, личный опыт.
Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами и организациями, как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д.
Правовое воспитание не сводится только к правовой информированности граждан. Это глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина. Положений Конституции и действующих законов.
Назад | Содержание | Вперед |