13.1. Причины и условия асоциального поведения несовершеннолетних
Необходимость борьбы с преступностью не нуждается в особой аргументации и может вызывать сомнение только у лиц, причастных к совершению преступлений, но даже им необходим минимальный порядок в обществе, обеспечивающий их безопасность и возможность пользоваться средствами, добытыми преступным путем.
Стремительная криминализация нашего общества в 80-х и 90-х годах 20 в. основательно размыла грани социального и преступного поведения, развивая «удобный» тезис о том, что преступность победить нельзя. Уголовные авторитеты все чаще пытаются занять должности во властных структурах или поставить на них доверенных людей, окончательно установив «союзные» отношения государства и криминала.
Развал СССР, передел собственности и обнищание граждан обострили социальные противоречия в обществе, породив новые причины для роста преступности. Несомненно, что в этих социально-экономических условиях борьба с преступностью осложняется, но для сохранения государства альтернативы такой борьбе не существует.
Эффективная работа правоохранительной системы является важным сдерживающим фактором и звеном в предупреждении преступности, но не основным и не единственным.
Преступность, порождаемая социально-экономическими проблемами и недостаточным вниманием государства к повышению культуры, воспитанности и образованности граждан, может быть удержана в определенных пределах только с устранением причин, порождающих ее.
Опыт развитых зарубежных стран в сфере предупреждения преступности свидетельствует о реальной возможности обеспечения безопасности граждан.
Преступниками не рождаются, а становятся, и время такого становления, как правило, приходится на период детства, когда в человеке должны закладываться нравственные устои и навыки законопослушного поведения.
В криминологии применительно к понятию «преступность» употребляются термины «предупреждение», «предотвращение», «пресечение», «профилактика», которые можно расценивать как синонимы, а можно употреблять в качестве определенных этапов борьбы с преступностью.
В настоящее время в обиход все прочнее входит понятие ювенальной криминологии, изучающей личность несовершеннолетнего преступника, причины и условия, порождающие преступность несовершеннолетних.
В систему интересов ювенальной криминологии входят различные направления научных исследований: социологии, педагогики, психологии, психиатрии и других наук
Общепринятые в обществе нормы поведения включают в себя обычаи, традиции, мораль и право, отклонение от этих норм, как правило, вызывает общественное осуждение и принудительные меры государственного воздействия.
Отклоняющееся от норм поведение называют девиантным. Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
У детей девиантное поведение проявляется в нарушении правил поведения, характерного для социальных отношений, принятых в среде ближайшего окружения (семье, школе, на улице и т.д.) и может выражаться в различных формах: агрессивности, непослушании, уклонении от учебы, бродяжничестве, пьянстве и т.п.
Социальная дезадаптация ребенка, то есть неприспособленность к социуму, может иметь различные причины и принимать формы делинквентного поведения, характеризующегося более высоким уровнем отклоняющегося поведения, при котором асоциальные поступки детей становятся стереотипом и нарушают не только социальные нормы, но и правовые (за исключением норм уголовного права).
Делинквентное поведение может выражаться:
- в агрессивно-насильственных действиях (оскорбления, побои, издевательства);
- в корыстных действиях (мелкие кражи, угон велосипеда и т. п.);
- в сексуальных отклонениях;
- в пьянстве, токсикомании, употреблении наркотиков и др.
Криминальное поведение является наиболее общественно опасным и влечет за собой уголовную ответственность (при достижении определенного возраста) или иные меры воздействия, предусмотренные законом.
Отклонения в поведении можно подразделять:
- по видам преступлений и аморальных поступков - наркомания, пьянство, кражи, проституция и т. д.;
- по масштабности отклонений - индивидуальное, групповое, массовое;
- по внутренней структуре - принадлежность к социальной группе, половозрастные особенности;
- по ориентированности на внешнюю среду - семья, учебное, трудовое или иное окружение;
- ориентирование на самого себя (членовредительство, суицид и т.п.).
Г. М. Миньковский подразделяет несовершеннолетних преступников по степени (глубине) деформации личности:
1. совершившие преступления в результате случайного стечения обстоятельств, вопреки общей положительной направленности личности;
2. совершившие преступления в результате попадания в ситуацию, связанную с неустойчивостью общей направленности личности;
3. совершившие преступления в результате отрицательной направленности личности, не достигшей устойчивой антиобщественной позиции;
4. совершившие преступления в результате сформировавшейся антиобщественной позиции.
В причинности преступного поведения подростков и взрослых принято выделять пять групп факторов:
1. Биологические факторы, затрудняющие социальную адаптацию ребенка и требующие как социально-педагогической коррекции, так и медицинской. Подразделяются:
- на генетические, то есть передаваемые по наследству (нарушения умственного развития, повреждения нервной системы, дефекты зрения, слуха и т.п.);
- физиологические, включающие внешнюю направленность (дефекты речи, внешнее уродство, приводящие к нарушению межличностных отношений);
- психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок и негативного воздействия окружающей среды, вызывающих различные заболевания;
2. Психологические факторы, включающие наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерного усиления) отдельных черт характера;
3. Социально-педагогические факторы, обусловленные недостатками школьного, семейного и иных видов воспитания, компенсирующиеся приобретением негативного социального опыта;
4. Социально-экономические факторы, выражающиеся в отсутствии социальных способов получения достойного заработка, безработице, инфляции, обнищании, экономическом неравенстве и т.п.;
5. Морально-этические факторы, состоящие в упадке нравственности, разрушении духовных ценностей, ориентировании только на материальные потребности и т.п.
Кроме общих причин и условий, присущих преступности взрослых и несовершеннолетних, у преступности несовершеннолетних существуют специфические причины и условия, находящиеся в сфере социализации личности подростка: в семье, школе, трудовой, досуговой деятельности и др.
В сфере семьи и ближайшего окружения такими причинами являются:
- ослабление позитивного влияния семьи и ее возможностей защитить ребенка от отрицательного влияния, обеспечить необходимый уровень его умственного и нравственного развития;
- рост числа неблагополучных семей и разводов;
- снижение экономического благосостояния семьи;
- отказы от детей;
- формирование искаженных нравственных и правовых установок у детей;
- распространение в семье алкоголизма, наркомании и криминальной идеологии и др.
В сфере образования:
- недостаточное стимулирование учеников к обучению;
- непрофессионализм учителей, их неспособность компенсировать недостатки семейного воспитания;
- неблагополучные социальные условия в школе (сквернословие, курение, торговля наркотиками и т.п.) и др.
В сфере трудовой деятельности:
- невозможность трудоустройства;
- низкая заработная плата;
- негативный социальный климат в трудовых коллективах и др.
В сфере досуга:
- отсутствие возможностей для полезного, развивающего времяпрепровождения;
- развал детских клубов и спортивных секций;
- культ насилия, насаждение субкультуры в средствах массовой информации;
- активизация деятельности деструктивных религиозных сект по вовлечению в свои ряды молодежи и т. д.
Назад | Содержание | Вперед |