7.3.9. Модульная технология обучения
Модульная технология обучения возникла в 60-е годы ХХ столетия в США. В основе этой технологии лежит идея смешанного программирования, совмещенная с идеей блочной подачи содержательной учебной информации (блоки, дозы, мини-курсы и др.). Вопросы разработки и использования технологии модульного обучения отражены в работах П.И. Третьякова, Г.В. Лаврентьева, И.Б. Сенновского, М. А. Чошанова, П. А. Юцевичене, Дж. Рассел и др.
От программированного обучения модульная технология заимствовала его главные особенности: расчлененность содержательной учебной информации на небольшие дозы; нестандарстность упражнений, сложность которых зависит от уровня подготовленности обучающихся; наличие прямой и обратной связи, возможность контроля и самоконтроля.
В последние годы технология модульного обучения (ТМО) успешно соединяют с рейтинговой системой оценки знаний. Такую систему называют модульно-рейтинговой технологией обучения.
Основными понятиями технологии модульного обучения являются дефиниции «модуль», «модульная рабочая программа», «модульный пакет».
Термин «модуль» в литературе трактуется как логически завершенная часть содержательной учебной информации, усвоение которой обязательно сопровождается контролем знаний, умений и навыков обучающихся; основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, включающим в себя целевую программу действий и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей (Г.В. Лаврентьев); автономная порция учебного материала с целевой программой действий (Дж. Рассел) и др.
В модуле четко определены цели обучения, конкретные задачи, знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся. Достижение этих целей может быть достигнуто с помощью интегрирования ряда частных принципов ТМО: квантование (сжатие информации); проблемность; модульность; паритетность. Все вышеназванные принципы обусловлены теорией фундаментальных систем (П.К. Анохин, Э. Фейгенбаум, И.М. Таланчук и др.), являющихся методологической основой технологии модульного обучения. Кроме того, М.А. Чошанов предлагает еще два принципа модульного обучения: когнитивной визуализации и опоры на ошибки. Информация в модуле может кодироваться разными способами в зависимости от специфики дисциплинарного цикла (гуманитарный, естественнонаучный, математический, экономический, технический и др.). В практике применяют следующие модели компоновки знаний: логическая, фреймовая, семантической сети и др. Каждая наука избирает свой типовой способ описания знания и его кодировку. При модульном обучении заранее программируется последовательность изучения СУИ, перечень основных понятий, умений и навыков, которыми необходимо овладеть, уровень усвоения и его контроль.
Структура каждого модуля соотносится со структурой профессионально ориентированной деятельности специалистов и состоит из отдельных элементов, называемых модульной единицей. Она представляют собой определенный объем СУИ законченной части работы (учебные действия студента с четко обозначенными началом и концом), освоение которой идет по операциям и шагам с обязательным контролем.
Содержание модулей определяется профессиональной тематикой. Оно должно обеспечивать необходимое соотношение теоретической и практической СУИ. В структуру каждого модуля входят: наименование темы; учебные вопросы и их нормативная трудоемкость; цели занятия; методические указания о порядке и последовательности изучения темы модуля; используемые учебные и справочные материалы; система заданий и тестов для самопроверки, а также ссылки на начальные ответы, чтобы обучающийся мог проверить понимание СУИ и управлять своей учебной деятельностью; система заданий и тестов для итогового контроля; глоссарий; список литературы по данному разделу, включенному в модуль. Изучение содержания модуля осуществляется по модульным единицам.
На рис.20 показана структура модуля, которая состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:
Рис. 20. Схема модуля
Основой для формирования модулей служат модульные рабочие программы учебных дисциплин. Она представляет собой дидактическую парадигму, состоящую из модульных единиц, каждая из которых имеет вполне определенные деятельностные дидактические цели. Достижение целей обеспечивается конкретной дозой содержания учебного материала. Усвоение этого учебного материала диагностируется выполнением практических работ, заданий, а проверка уровня усвоения определяется текущим и итоговым контролем (зачетом, экзаменом).
Технология модульного обучения может быть применена при преподавании любых дисциплинарных циклов.
Процесс построения модульной программы начинается с определения ее структуры:
1) компоновка содержания учебного предмета вокруг базовых понятий и методов;
2) обеспечение систематичности и логической последовательности изложения учебного материала;
3) обеспечение целостности и практической значимости содержания;
4) наглядность представления учебного материала;
5) определение комплексной дидактической цели и названия модульной программы;
6) определение интегрирующих целей и названий соответствующих им модулей;
7) построение структуры модульной программы;
8) определение структуры частных целей модульных единиц в составе каждой интегрирующей дидактической цели модуля.
В соответствии с обозначенной структурой модульной программы формируется содержание каждого подмодуля, которое непременно должно включать в себя следующие структурные элементы: дидактические цели, трансформирующиеся в целевую программу действий обучающихся; собственно учебный материал по дисциплинам структурированный на модульные единицы, а также методическое обеспечение процесса его освоения; информацию о способах контроля и самоконтроля, а также о возможных способах освоения данного учебного материала.
Модуль может овеществляться в виде модульного пакета. Он состоит из следующих компонентов: учебная цель; список смежных учебных элементов, междисциплинарные связи; содержательная учебная информация в различных формах, в зависимости от того на каких организационных формах обучения используется (лекция, практическое занятие и т.д.); методические указания по использованию модуля; контрольные работы разных типов; электронный учебник. Кроме того, он включает управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся и контроль (входящий, текущий, обобщающий и итоговый).
Структура модульного пакета или модульной программы зависит от: специфики конкретной учебной дисциплины, ступени образования, уровня подготовленности обучающихся; профессиональной компетентности педагога.
При совмещении ТМО с другими технологиями и системами обучения необходимо учитывать, что выбор технологии связан с рядом критериев (В .П. Беспалько, М. А. Чошанов, П.Г. Щедровицкий, W.Blank, T.Britell и др.): целевая ориентация; содержательная специфика; трудоемкости; индивидуализации обучения; затрат времени на обучение; наличие материально-технической базы; финансового обеспечения; правовых актов (при применении телекоммуникационных сетей).
По мнению ученых, к достоинствам ТМО относятся: возможность оперативного изменения содержания модуля в зависимости от изменений происходящих на рынке труда; осуществление индивидуализированного обучения на основе дифференциации содержательной учебной информации; обеспечение формирования более прочных знаний, умений и навыков; большой удельный вес самостоятельной работы обучающихся вплоть до самообучения.
К недостаткам ТМО относятся: трудоемкость подготовки модулей по различным предметным областям; внедрение технологий модульного обучения приводит к увеличению нагрузки педагогов на 25-30%; технологии модульного обучения не решают психологических целей профессионального обучения.
Назад | Содержание | Вперед |