3.2.4. Специфические техники консультирования

  Метод позитивной психотерапии основан на транскультуральных исследованиях, проводившихся более чем в 20 различных культурах и основанных на трёх основных принципах:

Таблица 1

  Восточная история ВлКороль и сонВ»: Одному восточному королю приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил Королю; ВлЯ должен сообщить Тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, так же одного за другим ты потеряешь всех своих родныхВ». Толкование разгневало короля. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: ВлЯ счастлив, что могу сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты их всех переживешьВ». Король был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивлялись этому: ВлВедь ты не прибавил ничего нового к тому, что сказал твой бедный предшественник. И как же случилось, что он был наказан, а ты награжден?В» тАФ спрашивали они. Толкователь снов отвечал: ВлМы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и как это сказатьВ».
  В современном обществе, ориентированном на ценности достижения, болезнь рассатривается как ограничение возможности работать и получать удовольствие от жизни. Зачастую работа и получение удовольствия воспринимаются как синонимы. Болезнь же воспринимется как нечто отдельное от обычной жизни, как трагедия, обрушившаяся на человека извне. В таком случае болезь - это состояние, повлиять на которое сам пациент не может. С этой точки зрения вопрос о позитивных аспектах симптома поделён на области, которые игнорируются, и связан с процессуальным пониманием болезни. На её значимость для переработки пациентом свои переживаний, на её значимость как индикатора дисгармонии жизненной ситуации и на понимание болезни как способа реагирования в конфликте. Позитивные реинтерпретации - это не ярлыки, которые даются пациенту взамен прямого диагноза, это, скорее, программа, содержащая новые способы переработки конфликта.
  С помощью позитивной интерпретации терапевт воздействует не только на конкретную болезнь, как на субъективное представление о болезнях, которые сложились в традициях данной семьи (Пезешкиан Н., 1996)

Таблица 2. Хамид Пезешкиан “Основы Позитивной Психотерапии

  Смена точки зрения на болезнь позволяет пациенту более дистанцированно относиться к своему конфликту. Изменения же отношения открывает новые перспективы не только в терапии, но и в дальнейшей жизни пациента как разрешение конфликта и окончание курса терапии
  Позитивный подход позволяет использовать надежу как лекарство не только для решения внутренних проблем пациента, но и, прежде всего, для улучшения отношений в семье и социальном окружении. Таким образом, речь идёт о переоценке прежних концепций, приведших к возникновению проблемы. Не к тотальному их отрицанию, но к тщательному обсуждению: дифференцированию. Приобретение пациентом навыка позитивных интерпретаций своих конфликтов, использование этого навыка в семейных консультациях и обсуждениях - первый шаг на пути к помощи самому себе и тому, чтобы пациент стал психотерапевтом для своей собственной семьи и социального окружения. В Позитивной Психотерапии, помимо позитивной иинтерпретации мы используем межкультуральный подход.
  В традиционной, по преимуществу западно-ориентированной психотерапии, культуральные факторы почти не имеют отражения. Отсутствие «культуральной чувствительности» (Kleiwmann A., 1996) приводит к ошибочным диагнозам не только в этнических меньшинствах, но и у представителей преобладающих национальностей. Современное общество характеризуется культуральным многообразием. Благодаря миграции беженцев, всё увеличивающейся мобильности одиночек, возрастает количество межнациональных браков, становится пластичным понятие национальной идентификации. На Западе или Востоке, по всей видимости, нельзя найти больше ни одной мононациональной страны.
  Встреча психотерпевта и пациента, по мнению многих исследователей является особенной, ориентированной на «здесь и теперь». Зачастую это не просто встреча представителей двух разных семей, но и двух различныз культур. Без анализа факторов, влияющих на диалог в психотерапии, помощь пациенту не может быть действительно успешной.
  Восточная история «Про ворону и павлина»: В парке дворца на ветку апельсинового дерева села черная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: «Кто мог позволить такой нелепой птице появляться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной. Взгляните только, какие у нее безобразные ноги. А ее оперение - что за отвратительный синий цвет. Такой цвет я бы никогда не носила. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица». Ворона замолкла, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордячка потому, что хожу с высоко поднятой головой, так что перья у меня на плечах поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом же деле я — все что угодно, только не гордячка. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что мои ноги кожистые и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, поэтому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего и нравится во мне людям».
  (По Пезешкиан)
  В Позитивной Психотерапии транскультурные различия рассматриваются не как препятствия, а как возможность для психготерапевта и пациента прикоснуться к сокровищам мировой культуры. Обогатить себя новыми представлениями о привычых вещах.

Таблица 3.

  2. Принцип баланса. Согласно модели Позитивной Психотерапии конфликты и заболевания возникают только в тех сферах, где наблюдается дисбаланс. Либо на них не обращают внимание, их не развивали и тогда это будет проблема дефицита, либо сфера гипертрофированно развивалась - это будет проблема избытка. Для диагностики субъективного дисбаланса и в качестве терапевтической интервенции, позволяющей ознакомить пациента с принципом баланса ( гармоназации). В Позитивной Психотерапии ему даётся следующая инструкция: принимая во внимание, что вся ваша энергия составляет 100%, покажите, как в процентном отношении она распределяется у вас и у вашего партнёра по конфликту.
  Пример
  Женщина жалуется на отсутствие духовности в отношениях с мужем: у него нет на неё времени. Распределение энергии по 4 сферам она графически изобразила таким образом

Рис. 46

  При анализе становится очевидно, что клиентка перерабатывает конфликт в сфере контактов и традиций через уход в себя (проблема дефицита) и в сфере фантазий через уход в грезы (проблема избытка). Клиентка вспоминает, что действительно, когда она обижается на своего мужа, она ждёт, что она первым пойдёт на уступки, наказывает его: объявляет ему бойкот и т. д. И что «лучшими собеседниками для меня являются книги, их герои живут в мире действительно духовных отношений»
  В то же время, по ее словам, муж неоднократно жаловался на то, что ему некогда взять книгу в руки (сфера фантазий, проблема недостатка), что его работа выжимает его полностью (сфера деятельности, проблема избытка).
  Другой возможностью анализа дисбалансов в 4 сферах переработки конфликта является анализ времяпрепровождения, в этом случае клиенту предлагается следующая инструкция: принимая во внимание, что 24 часа составляют 100 %, как в процентном отношении вы распределяете время в сутках по 4 сферам.
  Исходя из принципа баланса (гармонизации), задача позитивного психотерапевта научить пациента равномерно распределять энергию по 4 сферам переработки конфликта. Это означает, что 25% своей энергии (но не времени) пациент посвятит свои телесным потребностям (сну, питанию, сексуальности, физическим контактам, физической активности, расслаблению), 25% своей энергии он направит на свою деятельность, достижение успеха в профессиональной сфере, в учёбе и домашней работе, 25 процентов энергии - на общение и поддержание традиций (семья, друзья, коллеги). И ещё 25% - отдавать на поиск ответов на вечные вопросы: в чём смысл жизни, есть ли жизнь после смерти, что будет со мной и близкими мне людьми завтра, о чём напоминают сны и т. д.
  Конечно, такое распределение энергии является идеальным. К нему можно лишь стремиться. В этом смысле можно говорить о принципе баланса (интеграции) в сочетании с принципом надежды
  Вопросы позволяющие проанализировать распределение энергии и времени по четырем сферам.
  Сфера Тело/ощущения.
  1. Какие у вас есть физические жалобы? Какие части вашего тела болят?
  2. Нравится ли вам ваш внешний вид?
  3. Вы относитесь к своему телу как к другу или как к врагу?
  4. Важно ли для вас как выглядит ваш партнёр?
  5. Какие из 5 чувств наиболее важны для вас?
  6. Какая/ие часть/и вашего тела вовлечены, когда вы гневаетесь?
  7. Как реагирует ваш партнер (семья) когда вы заболеваете?
  8. Как болезнь меняет ваш взгляд на жизнь и отношение к будущему?
  9. Уделялось ли в вашей родительской семье большое внимание внешнему виду, еде, спорту, физическому здоровью?
  10. Кто в семье вас больше обнимал, целовал, «возился» с вами?
  11. Продолжаете ли вы работать и делать дела, даже если вы больны?
  Сфера Работа/достижения.
  1. Что вас больше интересует (физическая, интеллектуальная, художественная активность, административная работа и т. д.)
  2. Легко ли вам признавать достижения вашего партнера, детей, родителей?
  3. Когда вы знакомитесь с человеком, насколько важно для вас его образование и интеллект?
  4. Чувствуете ли вы себя комфортно, когда вам нечем заняться?
  5. Для кого из ваших родителей достижения были наиболее важны?
  6. Кто из членов семьи играл с вами в детстве?
  7. Как вас наказывали, когда вы ошибались?
  8. Объясняли ли вам ваши родители, зачем вы должны делать то, что они вам говорят?
  Сфера Контакты/традиции.
  1. Кто из ваших родителей чаще приглашал друзей в гости?
  2. Что наиболее вероятно удержит вас от приглашения друзей: траты, беспорядок и гора немытой посуды после гостей, что к этому нужно готовиться и т.д.?
  3. Как вы себя чувствуете, когда вы среди большого количества людей на вечеринке?
  4. Вы придерживаетесь семейных (политических, религиозных, бытовых) традиций?
  5. Сильно ли вас заботит, что скажут другие?
  6. Кто из ваших родителей был более общителен?
  7. Много ли друзей было у вас в детстве?
  8. Много ли внимания ваши родители уделяли правильному поведению и учтивости?
  Сфера Интуиция/фантазия.
  1. Чем наиболее часто заняты ваши фантазии: телом (секс, сны, спорт и т. д.), карьерой (успех), общением, будущим (желания, мечты, философия, религия)?
  2. Часто ли вы погружаетесь в воспоминания?
  3. Думаете ли вы о том, какова была бы ваша жизнь с другим супругом, с другой профессией, если бы... ?
  4. Нравится ли вам размышлять о будущем? Читать фантастику?
  5. Думали ли вы когда-нибудь о возможности самоубийства?
  6. Если бы у вас была возможность уехать с кем-нибудь на недельку, кто бы это был? Почему?
  7. Кто из членов вашей семьи лучше понимает (понимал) ваши мечты, планы?
  8. Как вы относитесь к искусству? Вы рисуете? Что ваши картины выражают?
  9. Кто из ваших родителей больше интересовался религией, философией?
  10. Какой религии/философии придерживаются (придерживались) ваши родители?
  11. Молились ли ваши родители? Если да, то кто из них молился с вами?
  12. Какова цель в жизни ваших родителей? Какова ваша цель?
  13. Размышляете ли вы о смерти и о жизни после смерти?
  3. Принцип консультации. Пятишаговая модель в Позитивной Психотерапии является стратегией, в рамках которой соотносятся основные положения индивидуальной, семейной, групповой терапии, супервизии и самопомощи. Восточная поговорка гласит «если тебе нужна рука помощи, то ищи её на конце своей собственной руки», советский афоризм спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
  Пять ступеней психотерапии ориентируются на четыре формы переработки конфликта, а их целью является расширение репертуара переработки конфликтов
  1. Стадия наблюдения и дистанцирования.
  Восточная история «Любопытные и слон»: Слона выставили для обозрения ночью и в темном помещении. Любопытные толпами устремились туда. Так как было темно, люди не могли ничего увидеть, тогда они стали его ощупывать, чтобы представить себе, как он выглядит. Слон был огромен, а потому каждый из посетителей мог ощупать только часть животного и таким образом составить свое представление о нем. Один из посетителей ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой потрогал бивни и сказал, что слон - это острый предмет; третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер; четвертый, который гладил слона по спине, утверждал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка.
  В момент обращения за психологической помощью конфликт, как правило, находится в острой фазе и уже приобрел определенную инерцию. Клиент и другие участники вовлечены в конфликт и уже не могут посмотреть на происходящее со стороны. Часто истинные причины конфликта уже забыты и вместо них появляются вторичные травмирующие факторы, т.е. защитные реакции партнёра на поведение пациента. По выражению Пезешкиана участников конфликта можно сравнить с людьми, которые так близко подошли к картине, что видят фактуру, холст, сгустки краски, но не могут увидеть сам образ. В этом случае высказывания могут касаться недостаточно хорошо загрунтованного холста, небольших дефектов рамы и других деталей, обсуждение которых уводит от понимания произведения.
  На этой стадии основной задачей является изменение масштаба, поиск дистанции, с которой клиент будет способен увидеть ситуацию в целом. Уже при заполнении первого интервью, терапевт интересуется конфликтом, его связью с самыми различными сторонами жизни пациента. Клиент восстанавливает контекст возникновения и динамики конфликта. Клиент должен приглядеться к своему окружению и записать, с кем, в каких ситуациях он вступает в конфликты. Одновременно консультант спрашивает, а как клиент хотел бы поступить в этих случаях, и как, на его взгляд, поступили бы другие люди - его друзья, представители другой культуры, книжные и киногерой.
  Наблюдение: клиенту предлагается следить за поведением партнера по конфликту, записывать, что раздражает, а что радует. Руководящие вопросы для клиента: «С кем и когда Вы чувствовали себя рассерженным или подавленным? Что порадовало Вас и дало Вам ощущение счастья? Что Вам нравится в Вашем партнере? Что не нравится? Что Вас соединило, и что удерживает вместе?» Подразумевается, что общий дискомфорт примет, таким образом, форму, которая позволит найти новые аспекты и будет способствовать переориентации в поле взаимоотношений. Ведение дневника наблюдений, кроме того, выполняет дополнительно функцию клапана: клиент занимается своим конфликтом, но не обостряет его.
  Воздержание от критики: клиенту во время наблюдения за партнером по конфликту запрещается критиковать его. Рекомендуется отмечать способности проявляемые партнером по конфликту, например, неспособность чувствовать время, педантичность, грубость и так далее. Благодаря отстраненному наблюдению и воздержанию от критики конфликт может быть раскрыт. Повседневное взаимодействие воспринимается теперь с новой точки зрения. Такие привычки, как игра в критику, отбрасываются, по крайне мере на время, что разрушает связанные с ними установки и ожидания.
  Запишите распорядок дня (недели): клиенту дается задание подробно записать и проанализировать, как он проводит свой день, неделю. Это упражнение на самоконтроль. Можно обнаружить и диспропорции, и области интересов, и игнорируемые области. Для анализа используется модель Баланса. Это упражнение помогает раскрыть центральные концепции человека и его семьи.
  Улаживание проблемы с партнером: клиенту подчеркивается, что проблемы - дело личное, запрещается обсуждать их с кем-то третьим. Вместо того, чтобы говорить о тревоге, агрессии и депрессии, клиенту предлагается обратить внимание на условия, в которых они возникают. Обсуждение проблемы рекомендуется ограничить кругом тех, кто непосредственно вовлечен в нее. Таким образом, избегается раздувание конфликта, когда конфликт никак не улаживается не потому, что участники не могут справиться с ним, а потому, что о нем не могут забыть другие люди.
  Реальные и идеальные действия: клиенту предлагается спланировать реальные и идеальные действия в конфликтной ситуации. Акцент делается на новые, неожиданные, альтернативные действия. Уменьшение эмоциональной вовлеченности клиента в конфликт открывает для него дорогу к пониманию происходящего, показывает, что люди способны на различные поступки, не только те которые кажутся обязательными, с точки зрения семейных концепций и личных догм. Клиент описывает реальную конфликтную ситуацию. Реальное действие описывает его реакцию, исходящую из некоторой концепции. Идеальное действие заключает в себе контр-концепцию, которая представляется клиенту как осуществимая альтернатива.
  Антистрессовая сыворотка: клиент обучается приемам самопомощи помогающим бороться со страхом, гневом, нерешительностью. Консультант оказывает психологическую поддержку клиенту, находящемуся в ситуации конфликта. Многие люди боятся столкновения со своими конфликтами и проблемами, потому что из-за них эти люди чувствуют себя неуверенными и беспокойными, они страдают, когда не могут избежать конфликтов. Но психотерапия требует именно столкновения с ними. По выражению Пезешкиана, - это очень похоже на посещение зубного врача, который сверлит больной зуб. Усиление боли происходит только до определенной степени. Затем врач пломбирует канал, и боль прекращается.
  2. Стадия инвентаризации.
  Восточная история «Угроза». У муллы украли осла. Разгневанный потерпевший бегает по базару и кричит во всю глотку: «Тот, кто украл моего осла, должен немедленно его привести». Возмущенный, с покрасневшим лицом и вздувшимися жилами на шее мулла продолжает вопить, прерывающимся голосом: «Если мне немедленно не вернут осла, произойдет нечто ужасное, я сделаю то, чего я не должен делать». Толпа любопытных заметно напугана этими словами, и вдруг неожиданно осел оказывается около муллы, хотя никто не видел, кто его привел. Тем не менее, все рады, что дело так благополучно закончилось. Но тут один солидный человек спрашивает муллу: «Скажи мне, что бы ты сделал, чего тебе нельзя делать, если бы тебе немедленно не вернули осла?» Тогда мулла ответил: «Что бы я сделал? Я купил бы себе другого осла. Но теперь ты скажи мне, разве это было бы разумно при моем тощем кошельке?»
  На этой стадии клиент с помощью консультанта проводит ревизию конфликтной ситуации. Взвешивает все «за» и «против», оценивает собственный боевой арсенал и арсенал партнера по конфликту. Проведя ревизию, клиент выбирает «снаряжение» из имеющегося в наличии или конструирует новое.
  Актуальные способности: Консультант выясняет, какие актуальные способности, по мнению клиента, задействованы в конфликте, различие в развитии каких способностей наносит микротравмы, какие способности недостаточно сформированы, какие гипертрофированны и т.д.
  Механизмы реакции на конфликты: клиент совместно с консультантом анализирует как, проблемы и конфликты влияют на профессиональную деятельность и общее состояние, отношения с партнёром, на отношения в семье и другие межличностные отношения, на вопросы смысла жизни, на перспективы и планы его самого и партнера по конфликту. Исследуется «цена вопроса», оставляет ли ситуация возможность заинтересованным сторонам уступить друг другу, без «потери лица». Стоит ли возможный выигрыш переносимых участниками конфликта страданий.
  Эталонные образы: консультант помогает клиенту исследовать «корни» конфликта, как он связан с ситуацией в родительской семье, похожи ли отношения в конфликте на отношения с матерью или отцом, братьями, сёстрами, другими значимыми фигурами детства. Консультант проясняет, какие употребляемые клиентом пословицы и поговорки, девизы и концепции лежат в основе конфликта.
  3. Стадия ситуативного одобрения.
  Восточная история «Иногда отчаянье дает нам шанс». Расскажу вам, как один любящий человек долгие годы страдал от разлуки с возлюбленной и как его пожирал огонь этих мучений. Могучая сила любви лишило его сердце терпения, а тело его устало от жизни. Жизнь без любимой казалась ему пустой, лишенной смысла, и чем дальше, тем больше он угасал. Сколько дней и бессонных ночей юноша провел в тревоге и тоске, с болью в сердце, думая о ней. Он весь превратился в тень, а раненое сердце — в горестный стон. Он готов был отдать тысячу жизней только за то, чтобы на один миг испытать упоение от ее присутствия. Но ему это не было суждено. Ни один врач не мог исцелить больного, а друзья стали избегать его. У врачей нет средств, чтобы излечить от любви, только прикосновение руки возлюбленной смогло бы ему помочь.
  В конце концов, древо его тоски породило плод отчаяния, а пламя его надежды погасло, превратившись в пепел. И вот однажды вечером несчастный влюбленный, уставший от жизни, покинул свой дом и отправился в путь. Вдруг он заметил, что его догоняет ночная стража. Он попытался спастись бегством, но стражники преследовали его по пятам, их становилось все больше и больше, и, наконец, все пути для спасения были отрезаны. В отчаянии он простонал: «Все ясно, стража — это Израиль, мой ангел смерти, он спешит поймать меня, это палач, который вот-вот схватит меня». Измученный, едва чувствуя под собой ноги, с бьющимся сердцем он подбежал к стене, окружавшей сад, и с великим трудом взобрался на нее. Оказавшись наверху, он увидел ее головокружительную высоту, но, забыв об опасности, бросился вниз, в сад.
  И какое же зрелище предстало его взору! Там была его возлюбленная с лампой в руке. Она искала потерянное кольцо. И когда он, потерявший свое сердце, увидел ту, которая похитила его, вздох облегчения вырвался из груди юноши, и он воскликнул, подняв руки к небу: «О господи, пошли моим преследователям славу, богатство и долгую жизнь, потому что теперь я понял, что стража была для меня ангелом Габриэлем, который пел меня, или Израфилем, ангелом жизни, который мне, измученному, придавал свежие силы».
  Этот человек был прав, ибо, сколько справедливости и милосердия скрывалось за кажущейся жестокостью стражи. Преследуя его, она привела страждущего в пустыне страдания к морю любви и развеяла мрак разлуки светом свидания. Она направила томившегося в одиночестве в сад близости и страждущую душу к врачевателю сердца.
  ( по Н. Пезешкиан)
  Ситуативное поощрение и сопровождающий его позитивный процесс занимают центральное место в Позитивной Психотерапии. Консультант смещает фокус внимания клиента на то, что удерживает его и партнёра по конфликту вместе. Акцент делается на ресурсы, а не на проблемы. Что удерживает вместе? Одна голова хорошо, а две лучше. Тем самым появляется общий контекст, в рамках которого можно изменять ситуацию. Клиент учится видеть относительность собственных ценностей. Убеждения партнёра по конфликту исследуются в связи с его биографией, нормами его родительской семьи, культуральными аспектами.
  Поощрение положительных качеств: консультант дает клиенту задание поощрять положительные качества партнера по конфликту, говоря, например: «Это здорово, что ты сделал». Клиент поощряет и позитивные стороны нового поведения, проводя позитивную интерпретацию: «Я привык думать, что ты не считаешься с мнением и потребностями других, теперь же я заметил, как хорошо ты добиваешься своего в отношениях с другими людьми и как мало ты поддаешься их влиянию. Я же слишком большое значение придаю тому, что думают другие». Другой техникой позитивного подхода является сбалансированная критика, при которой одновременно отдается должное партнеру, и делаются оговорки: «Ты - пример для меня в том, что касается профессиональных обязанностей и я был бы рад, если бы мы стали товарищами» или «Конечно, мне хотелось бы, чтобы у тебя было больше времени на меня, в тоже время одиночество дает мне возможность поразмышлять о себе и развить собственные интересы».
  Психологическая сыворотка: Одним из способов познакомить пациента с дифференцированными концепциями и контрконцепциями является использование медитативных техник. После релаксационного тренинга (аутогенной тренировки, прогрессирующей мышечной релаксации, медитации), в спокойную минуту - например, перед сном - консультант предлагает клиенту образно представить себе концепцию лежащую в основе конфликта и сопровождающую ее контр-концепцию. В Позитивной Психотерапии такая альтернативная концепция называется психологической сывороткой. Это - цели и смыслы, сокращенные в представлении до формулы. Психологическая сыворотка вырабатывается, чтобы дать возможность пациенту исправить свое конфликтогенное поведение и укрепить сознательный импульс, который облегчает изменение поведения. Примеры психологической сыворотки: «Учись различать вежливость искренность» (для людей, игнорирующих интересы других из-за стремления к правде); «Учись различать порядок и терпение» (в случае трудностей в воспитании ребенка, возникающих у родителей из-за его непоседливости); «Учись различать любовь и справедливость» (для пациента, который хотел бы отомстить за неверность жены) и так далее.
  4. Стадия вербализации.
  Восточная история «Идеальный верблюд». Много лет тому назад четверо ученых брели с караваном по пустыне Кавир. Вечером они все вместе сидели у большого костра и делились впечатлениями. Все в один голос хвалили верблюдов: их непритязательность, выносливость, сила и непостижимое терпение приводили друзей в восторг. «Мы все владеем пером, - сказал один из них. - Давайте напишем или нарисуем что-нибудь в честь верблюда и прославим его». С этими словами он взял пергаментный свиток и направился в шатер, освещенный лампадой. Спустя несколько минут он вышел и показал свое произведение друзьям. Он нарисовал верблюда, встающего после отдыха. Рисунок так хорошо удался, что было впечатление, будто
  верблюд живой. Второй вошел в шатер и вскоре вернулся с кратким деловым очерком о той пользе, какую приносят верблюды. Третий написал очаровательное стихотворение. Наконец, четвертый отправился в шатер и попросил его не беспокоить. Прошло несколько часов, огонь в костре давно погас и друзья спали, а из слабо освещенного шатра все еще доносился скрип пера и монотонное пение. Напрасно друзья ждали своего товарища целых три дня. Шатер спрятал его так же надежно, как земля, что сомкнулась за Алладином. Наконец, на пятый день, наиприлежнейший из всех прилежных вышел из шатра. Черные тени обрамляли его глаза, щеки впали, подбородок оброс щетиной. Усталой походкой и с кислым выражением лица, будто съел зеленых лимонов, он подошел к друзьям и с досадой бросил перед ними связку пергаментных свитков на ковер. На внешней стороне первого свитка было написано крупными буквами во всю ширь: «Идеальный верблюд, или Верблюд, каким ему надлежало бы быть...»
  ( по Н. Пезешкиан)
  На стадии вербализации фокус консультирования находится на противоречии вежливость-искренность. Эти способности берутся в конкретной ситуации и подвергаются углубленному анализу. Вежливость означает пренебрежение собственными потребностями ради потребностей и интересов других людей. Искренность же, напротив, означает противопоставление собственных интересов потребностям других людей.
  Консультант рассматривает базовый конфликт пациента через призму вежливости- искренности. Вместе с клиентом он выясняет особенности формирования его убеждений, касающихся этих способностей.
  В Позитивной психотерапии клиент учится тому, что до момента обсуждения конфликта на стадии вербализации надо пройти ещё три стадии, а именно: дистанцирование, инвентаризацию, ситуативное поощрение. Только после того, как пройдены все три этапа, состоится разговор о проблеме. Благодаря этому алгоритму в Позитивной Психотерапии неосознанные конфликты конкретизируются. Консультант советует клиенту раз в неделю обсуждать свои проблемы с партнёром по конфликту, семьёй и социальным окружением. Само обсуждение должно быть организовано, назначено время, выбрано место. В остальное время объявляется мораторий на конфликты.

Таблица 4

  Правила ведения диалога:
  • конфиденциальность: участники разговора обязуются его не разглашать
  • смелость и открытость: лишняя осторожность приносит больше вреда, чем своевременный открытый разговор
  • конструктивность - не критиковать, а предлагать, как можно исправить положение.
  1. Стадия расширения целей.
  Восточная история «О вечной жизни». Царь Ановширван, которого народ называл также Справедливым, однажды отправился в паломничество по стране как раз в то время, когда родился пророк Мухаммад. На освещенном солнцем склоне горы он увидел сгорбившегося над работой почтенного старого человека. В сопровождении своих придворных царь подошел к нему и увидел, что старик сажает маленькие, не больше года, саженцы. «Что
  же ты делаешь?» - спросил царь. «Я сажаю ореховые деревья», - ответил старик. Царь удивился: «Ведь ты уже так стар. Зачем тебе саженцы, листву которых ты не увидишь, в тени которых не будешь отдыхать и не вкусишь их плодов?» Старик взглянул на него и ответил: «Те, кто был до нас, сажали, а мы пожинали плоды. Теперь мы сажаем, чтобы те, кто будет после нас, тоже могли бы пожинать плоды».
  Основной целью этой стадии является расширяющаяся контр-концепция. Консультант в беседах с клиентом, используя анализ его поведения в повседневной жизни, проводит тест на экологичность проводимых им вмешательств и провозглашенных целей консультирования. Клиент учится использовать освободившуюся после разрешения конфликта энергию. Учится распределять её, учитывая своё знание 4 сфер переработки конфликта. Следуя концепции Позитивной Психотерапии, клиент, исходя из своих фантазий и планов, учится развивать в себе недостаточно сформированные способности, находит дополнительные эталонные образцы, развивает не доминантные сферы переработки конфликта. «Новая жизнь прямо сейчас» и «изменение - это средство, а не цель» вот лозунги этой стадии. Поощряемый консультантом, клиент ставит перед собой новые цели. Стремится стать психотерапевтом для своей семьи и социального окружения.
  На каждой стадии терапии человек рассматривается как существо, наделённое бесконечным числом добродетелей, живущее в сообществе. Вследствие конфликтов, возникающих в социуме, развивается способность человека помогать самому себе и другим. Для позитивного психотерапевта пятишаговая модель является руководством, которое помогает ему структурировать терапию, картой, посредством которой он может корректировать свой собственный терапевтический подход, воздушным шаром, с которого он может наблюдать ход лечения, самого себя, пациента. Она позволяет ему сохранить собственную идентичность в чужом для него мира пациента и его семьи. Терапевтическое взаимодействие происходит на двух уровнях.
  Уровень 1. Поскольку ситуация требует профессиональной компетенции вмешательство осуществляется терапевтом. Способы воздействия могут быть самыми разнообразными: они зависят от индивидуальной и профессиональной подготовки консультанта. Вне зависимости от диагноза и плана консультирования позитивный психотерапевт должен быть способен:
  • терпеливо слушать, сочувствовать и предлагать различные точки зрения: обеспечивать условия поддержки, искренности, приятия, транскультурного и позитивного изменения взглядов;
  • Задавать точные вопросы, определять содержание, хронологию, динамику и возможности. Определять психогенез, соматогенез, социогенез и предоставлять пациенту полное понимание ситуации, основанное на систематизированном первом интервью и структуре терапии;
  • Сопровождать пациента на пути к самопомощи: путь к самопомощи, что означает веру в способности клиента и знание способа их развития;
  • Фокусировать на конфликтах путем консультаций и осознавать ответственность за последствия изменений. Практиковать честность, открытость, терпение и вежливость в решении конфликтов;
  • Предвидеть будущее пациента после разрешения конфликта и окончания курса терапии: использовать надежду как лекарство не только для решения внутренних проблем пациента, но и для улучшения отношений в семье и социальном окружении пациента;
  • Обмениваться с коллегами и терапевтическими институтами результатами исследований терапевтического влияния и результатами специального образования по Позитивной Психотерапии в разных странах;
  • Соблюдать и осознавать сущность терапевтических отношений.
  Уровень 2. На этом уровне понимания терапевтический процесс рассматривается как процесс самопомощи. Клиент отказывается от пассивной роли и начинает пересматривать свои взаимоотношения, со своей семьёй, пробовать другие модели поведения. Таким образом он приобретает навыки, необходимые для разрешения своих конфликтов. Пятишаговая модель помогает пациенту составить собственную картину терапевтического процесса и взять на себя решение задачи последовательной помощи самому себе и своему окружению.
  Использование историй в психотерапии. Позитивная Психотерапия - это метод, опирающийся на психотерапевтические традиции различных культур. От западной традиции взята научная объективность, структурность, ориентация на результат, метод анализа. Из восточной культуры воспринята традиция к восприятию пациента в семейном контексте, понимание важности духовного опыта и, конечно же, использование историй, мудрых высказываний, пословиц. Как хорошее лекарство, данное в нужное время в правильной дозировке, история, в нужное время рассказанная клиенту, играет большую терапевтическую роль.
  Несмотря на своё разнообразие, истории могут быть распределены на две группы.
  1. Истории, подтверждающие нормы, принятые в культуре.
  2. Истории, которые рассматривают эти нормы как относительные.
  Несмотря на кажущуюся противоречивость, обе группы дополняют друг друга. Во- первых, смысл каждой истории зависит от контекста, в котором она была рассказана, от личности пациента, от контекста, в котором она была рассказана, от акцентов, расставленных терапевтом, рассказавшим историю. Во-вторых, когда человек постигает один из смыслов истории, то начинает понимать остальные смыслы, содержащиеся в ней. «Смена позиций» происходит не за счет утраты ценностей, а за счет приобретения навыка многоуровневой метафорической коммуникации. И наоборот, усиление акцента на существующие, общепринятые нормы приводит к возникновению тени сомнения. Так, ярко светящая лампа позволяет увидеть тень от предмета.
  Можно сказать, что истории позволяют терапевту научить пациента «танцу с миром», а всякий танец содержит как обязательные фигуры, так и импровизации.
  Процессы, приводящие к переживанию и духовной переработке истории в Позитивной Психотерапии, называются функциями историй.
  Функции историй по Н. Пезешкиану:
  1. Функция зеркала - образность историй, даёт возможность увидеть схожесть ситуации с ситуацией героев. Облегчает идентификацию с ними. Найти собственный смысл в их высказываниях. Эти реакции, в свою очередь, могут стать предметом терапевтической работы. Снимая эмоциональное напряжение, истории помогают клиенту увидеть свои проблемы со стороны. Таким образом, пациент может определить своё отношение к привычным возможностям решения конфликтов. История становится зеркалом, которое отражает реальность, превращая её в ассоциативные образы.
  2. Функция модели. Истории - это по своей сути модели. Они отображают в виде алгоритмов конфликтные ситуации и предлагаются различные варианты разрешения проблем. Однако модель, которая предлагается в истории, не статична, а способна меняться вслед за изменением клиента. В этом случае в истории клиент находит новые грани, открывает для себя точку зрения другого персонажа.
  3. Функция медиатора. Клиент, пришедший на приём к консультанту, находится в затруднительном положении. Для него многое непривычно: манера разговора, необходимость быть откровенным важность доверия в отношениях. Клиенту бывает трудно расстаться с привычным и, как ему кажется, единственно возможными представлениями. Сложно осознать, что реальность может и отличаться от его внутренней мифологии. «Подобно тому, как не умеющий плавать боится отпустить спасательный круг, клиент боится расстаться с привычными способами самопомощи, хотя они и затащили его в заколдованный круг конфликтов».
  4. Часто эта ситуация связана с недоверием клиента, с его неуверенностью в том, что врач может ему предложить нечто равноценное или лучшее. Клиент начинает показывать своё недоверие самыми различными способами: молчанием, пропуском психотерапевтических сеансов, прямой конфронтацией с консультантом, обсуждением стоимости лечения сетованием на то, что это для него дорого, объяснением, что если консультант не поможет ему за 1-2 сеанса, то он не сможет из-за своей занятости ходить дальше. Ситуация недоверия воспринимается консультантом как сопротивление в терапии. Эта ситуация неприятна и для консультанта и для клиента. В зависимости от своих индивидуальных особенностей и от особенностей практикуемого метода, консультант может применить самые различные способы проработка сопротивления. Подобная проработка не всегда бывает приятной для пациента и может вызвать усиление защитных механизмов. В Позитивной психотерапии консультант в таких случаях использует истории, ослабляя тем самым противостояние консультант-клиент. Рассказанная о ком-то другом история успокаивает пациента, в то же время удовлетворяет его нарциссические желания. Обсуждая историю, клиент говорит как бы не о себе, а только о персонаже истории. Критикуя поведение этого персонажа, клиент способен объединиться с консультантом. Так ситуация консультант-клиент меняется на ситуацию консультант-история-клиент. Функция истории как посредника в дальнейшем может использоваться для решения супружеских конфликтов или конфликтов, связанных с воспитанием детей. Особенно в тех случаях, когда партнёр по конфликту готов к агрессивной реакции.
  5. Функция пролонгирования. Вследствие того, что истории рассказываются из поколения в поколение, из них уходит лишнее. Портреты героев становятся яркими, язык - сочным, характеры - выпуклыми. Благодаря своей образности, истории легко запоминаются. Клиент вспоминает их и после окончания сеанса, вносит в них свои изменения, рассказывает другим людям. Таким образом, история выполняет функцию хранения опыта, помогает клиенту стать психотерапевтом для собственной семьи.
  6. Истории как носитель традиций. В историях запечатлены культурные традиции, семейные истории, индивидуальные ситуации. О чем бы ни шла речь в истории, это всегда будет типичная, неоднократно повторяющаяся ситуация. В этом смысле истории направляют мысль за пределы индивидуального опыта. Обогащают пациента ассоциациями, размышлениями, находками других поколений и культур. Многие школы психотерапии используют истории для объяснения своих теоретических концепции. История царя Эдипа в психоанализе признаётся метафорой центрального конфликта. В трансакционном анализе истории составляют суть жизненных сценариев.
  7. Истории как межкультурные посредники. В качестве носителей традиций истории представляют различные культуры. Истории содержат общепризнанные понятия, нормы поведения, стереотипы решения конфликтов. Истории, принадлежащие другим культурам, передают информацию о тех жизненных принципах, которые считаются вечными в этих культурах. С этим связан процесс снятия эмоциональных границ и предрассудков. Зачастую истории, переходя в другую культуру, адаптируются к ней. У персонажей появляются другие имена, изменяется контекст, история начинает восприниматься как своя и тем самым обогащает принявшую её культуру. «Узнавая иной образ мыслей, можно многое позаимствовать для себя. Конечно, истории не знакомят нас со способом мышления, характерным для современного общества. Но, как побуждение к сомнению, к размышлению относительно правильности существующих представлений, как посредник при ознакомлении с иными, неизвестными нам жизненными понятиями, они, хотя и являясь анахронизмами, способствуют расширению горизонта и постановке новых целей»
  8. Истории как помощники в регрессии. Атмосфера, в которой рассказывается история, может быть первоначально различной, но сам факт рассказа истории меняет отношения между клиентом и консультантом. Терапевтическая атмосфера становится в каком-то смысле семейной, непринуждённой, дружественной, партнёрской. Через истории консультант обращается к фантазии, интуиции, творческим способностям клиента. Ситуация в терапии начинает напоминать ситуации в семье, когда ребёнку на ночь рассказывали сказки. Клиент получает разрешение вернуться к своему детскому опыту. Обогащается воспоминаниями о ситуациях опёк и заботы. Этот возврат на ранние стадии развития направляется выбором темы и истории. Консультант учитывает индивидуальные особенности клиента и регулирует скорость и глубину регрессии
  9. Истории как контр-концепции. С помощью истории консультант предлагает клиенту не теорию и контр-концепцию, которая может быть воспринята по-разному. Истории дают возможность терапевту и клиенту придать общению глубину, многозначность, помогая тем самым пациенту принять ответственность за своё поведение. В психотерапевтической ситуации контр-концепции могут предлагаться в виде рецепта. Консультант даёт пациенту задание прочесть историю в книге, обдумать её, высказать своё суждение устно или письменно. В определённых случаях консультант может настаивать на том, чтобы пациент ознакомил с историей членов своей семьи и обсудил её с ними.
  10. Изменение концепции. Большая часть историй не просто информируют клиента о чём- либо. Они неожиданно вызывают новое переживание, подобное тому, какое бывает при оптических обманах: в сознании человека без особого труда происходят изменения позиции, которые воспринимаются с изумлением и вызывает переживание «ага!»

Назад Содержание Вперед