Глава 2. Отношения России с государствами СНГ и Балтии
Российско-украинские отношения. После распада СССР отношения с Украиной заняли одно из первых мест в российской внешней политике. Это вполне естественно, ведь две страны - Россия и Украина - крупнейшие и по экономике, и по промышленному потенциалу на постсоветском пространстве. Между ними существуют давние и тесные связи в разных областях.
В отношении России к Украине можно выделить два основных этапа. Первый ограничивается временем 1992-2004 гг. Главной его особенностью была идея межгосударственной интеграции двух стран, которая определяла во многом «романтический» подход Москвы к отношениям с Киевом в тот период.
Второй период начался в 2004 г. после победы на Украине «оранжевой революции» и приходом к власти команды В. Ющенко и Ю. Тимошенко. Новые украинские лидеры заявили о безусловном европейском выборе своей страны, с новой силой поставили вопрос о вступлении Украины в НАТО и ЕС. Следует, правда, отметить, что «оранжевая» политическая элита под «европейским выбором» понимала скорее декоративную европеизацию, нежели подлинную стратегию сближения Украины с экономическими стандартами ЕС, что в конечном итоге и предопределило неуспех Ю. Тимошенко на президентских выборах 2010 г.
С 2004 г. отношение России к Украине изменилось. Теперь, осознав призрачность надежд на союз с Украиной, Москва стала перестраивать свои отношения с ней на новых, прагматических принципах. Теперь российский подход к Украине сделался, в сущности, таким же, как и к любой другой стране «дальнего зарубежья».
В политике же Украины к России выделить какие-либо «поворотные точки» гораздо труднее. На самом деле все украинские лидеры постсоветского периода стремились к присоединению своей страны к евро-атлантическим структурам. Другое дело, что темпы этого процесса зависели не от Украины, а от НАТО и ЕС, которые в 1990-е и начале 2000-х гг. не спешили открывать свои двери для Украины.
Поэтому вплоть до 2004 г., когда вопрос о присоединении Украины к военно-политической структуре НАТО не был положительно решен в США, Украина проводила политику сближения с Россией, чтобы, во- первых, снизить цену на российские энергоресурсы и получить более широкий доступ к рынку сбыта своей продукции, а во-вторых, «напугать» западных лидеров грядущей «потерей» Украины, что должно было смягчить их позицию по отношению к Киеву.
Но и тогда, подписывая с российским президентом Б.Н. Ельциным в мае 1997 г. стратегический Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, президент Украины Л. Кучма «держал в уме» Хартию об особом партнерстве между НАТО и Украиной, которая была заключена им с натовскими лидерами в июле того же года в Брюсселе. Во время своего визита в столицу НАТО украинский президент произнес знаменитые слова «пригласите нас, и мы вступим», которым Россия не придала должного значения.
В том же 1997 г. Россия и Украина подписали три соглашения по Черноморскому флоту, а в феврале 1998 г. был заключен Договор об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 гг.
На рубеже веков казалось, что Россия и Украина - близкие союзники. В 2002 г. Украина стала ассоциированным членом ЕврАзЭС, затем вошла в ЕЭП. Между ней и Россией развивалась промышленная кооперация в авиационной, атомной и нефтегазовой отраслях, шло формирование единого экономического пространства двух стран. Интеграционные процессы ускорялись тем, что лидеры ЕС и НАТО посылали украинскому руководству четкие сигналы о невозможности в обозримом будущем присоединения Украины к этим организациям. Большие надежды на ускорение интеграции Россия возлагала на премьер- министра Украины В. Януковича, которого она морально поддерживала на президентских выборах в 2004 г. В своих публичных выступлениях В. Янукович говорил о союзе с Россией, о придании русскому языку статуса второго государственного, что находило отклик у избирателей, проживающих прежде всего в восточных областях Украины.
Президентские выборы 2004 г. в Украине, однако, закончились победой оппозиционной «оранжевой коалиции» во главе с В. Ющенко. Возглавляемый им избирательный блок «Наша Украина» шел под националистическими и прозападными лозунгами и опирался на поддержку населения, в основном, Западной Украины. «Победа Виктора Ющенко на выборах на Украине, - отмечал в 2005 г. А.Г. Арбатов, - по большей части воспринимается и там, и в России, и на Западе как крупнейшее за последние годы поражение российской внешней политики». Россия была вынуждена налаживать контакты со своими оппонентами, которые обвиняли Москву в организации «голодомора» на Украине в 1930-х гг., требовали украинизации русскоязычной части страны. Первая встреча В.В. Путина с В. Ющенко состоялась вскоре после инаугурации нового украинского президента и завершилась прояснением позиций сторон по двусторонним отношениям.
Основными темами отношений двух стран после 2004 г. стали: членство Украины в ЕЭП, газовый вопрос, демаркация границы, членство Украины в НАТО, проблема пребывания Черноморского флота РФ в Севастополе. Для решения конкретных вопросов в марте 2005 г. была создана комиссия «Путин - Ющенко» в рамках четырех комитетов: по обороне, внешней политике, экономическому и гуманитарному сотрудничеству.
В 2005 г. Украина пересмотрела свое участие в ЕЭП отказом от поддержки каких-либо наднациональных органов внутри этой организации, подчеркнув, что ЕЭП устраивает Киев только в формате свободного экономического пространства. В начале 2006 г. «Газпром» подписал с украинскими партнерами 5-летний контракт на поставки газа в Украину и в Европу по украинской газотранспортной системе. Стоимость российского газа для украинских потребителей была повышена до 230 долл. за тысячу кубометров, цена же за транзит российского газа через Украину в Европу повысилась до 1,6 долл. за тысячу кубов/100 км, что соответствовало европейским нормам.
Одновременно с решением ценовых и транзитных вопросов Россия поставила перед Украиной вопрос о погашении украинского долга за газ. Формально эта проблема была решена на встрече в феврале 2008 г. президентов В. Ющенко и В.В. Путина в Москве. Кроме того, была достигнута договоренность о переводе всех газовых отношений на линию «Газпром» - «Нафтогаз», минуя непрозрачную компанию RosUkrEnergo. При этом базовая цена российского газа для Украины была снижена до отметки 179 долл. за тысячу кубометров.
Вопрос о границе, а именно о разграничении Азовского моря и Керченского пролива, обсуждался в 2008 г., но решения не получил. В 2009 г. стороны продолжили переговоры.
На упомянутой встрече в Москве в феврале 2008 г. В.В. Путин и В. Ющенко подписали План действий Украина - Россия до 2009 г.
В рамочном документе были определены первоочередные мероприятия, которые должны быть осуществлены в двусторонних отношениях за этот период. В частности, стороны обязались содействовать дальнейшему углублению российско-украинского сотрудничества в торговоэкономической сфере, топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, машиностроении, транспорте и связи, промышленной политике, авиастроении, науке и технике, использовании космоса и атомной энергии в мирных целях. Объем взаимной торговли в 2007 г. превысил 30 млрд долл. Важнейшими областями экономического сотрудничества были энергетика и атомное машиностроение. Среди наиболее острых проблем экономических отношений - рейдерство по отношению к российским компаниям на территории Украины.
После решения газовой и пограничной проблем главным в российско-украинских отношениях был вопрос о вступлении Украины в НАТО. С ним была тесно связана и другая проблема - пребывание в Севастополе российского Черноморского флота. По соглашению от 1997 г. последний российский матрос должен покинуть Севастополь в 2017 г. К тому времени Украина надеялась быть в НАТО, на территории которого не могут быть расквартированы войска не членов альянса. Как известно, уже в январе 2008 г. в т. н. «письме трех» (президента В. Ющенко, премьера Ю. Тимошенко и спикера Верховной рады А. Яценюка) Украина обратилась к руководству НАТО с просьбой о начале процесса присоединения к Североатлантическому альянсу. Говоря о вступлении в НАТО, президент В. Ющенко, однако, подчеркивал, что такое решение состоится только после проведения всенародного референдума на Украине.
Отметим, что стремление Украины в НАТО не было обусловлено прямой военной угрозой для этой страны ни со стороны России, ни со стороны третьих стран или даже террористических организаций. Подлинная причина заключается не столько во внешних, сколько во внутренних обстоятельствах. Речь здесь идет о так называемом «синдроме малых стран», который толкал Украину в объятия заботливого «патрона», коим для нее виделся НАТО. Однако НАТО интересовался Украиной не из благотворительных, а из военно-стратегических соображений. Увязнув в Афганистане, Альянс терял поддержку своих «старых» членов - Германии и Франции, а потому все больше нуждался в новых участниках, которые могли бы взять на себя часть военной работы в этой стране. Опасения быть втянутыми в военные конфликты под эгидой США и НАТО, несомненно, сдерживали украинцев от присоединения к НАТО. Однако, с другой стороны, Украина уже принимала участие в западных военных операциях, но не как полноправный участник НАТО, а как сочувствующее ему государство. То есть по своим обязанностям Украина - натовское государство, а по правам - нет, что играло на руку сторонникам вступления Украины в НАТО.
В 2008 г. российско-украинские отношения В.В. Путин оценил как позитивные, а главной помехой на пути их развития назвал недостаток политической воли с обеих сторон. «Главное - мобилизовать политическую волю... все остальные ресурсы для развития отношений имеются» , - отметил российский лидер.
В начале 2009 г. отношения двух стран прошли через новый газовый кризис, затронувший интересы европейских потребителей. 20 января 2009 г. руководители ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз» А. Миллер и О. Дубина подписали прямой контракт купли-продажи газа на 2009-2019 гг. Комментируя это событие, премьер В.В. Путин отметил: «В результате напряженных и деятельных переговоров достигнуты договоренности по всему комплексу вопросов, связанных с поставкой природного газа в Украину и с транзитом российского природного газа в Европу». Вместе с тем, глава правительства России подчеркнул необходимость строительства альтернативных каналов транспортировки российского газа европейским потребителям. Идея газопровода «Северный поток» перешла в стадию практической реализации в апреле 2010 г.
В феврале 2010 г. победивший на президентских выборах в Украине В. Янукович выдвинул новые внешнеполитические ориентиры: повышение экономической отдачи от внешних контактов при сохранении нейтрального статуса страны. По мнению В. Януковича, стратегической целью Украины является вступление в ЕС, а не в НАТО. Кроме того, интересам Украины не отвечает идея союза государств России, Украины и Белоруссии. Европейский выбор Украины, по мнению В. Януковича, связан с повышением экономической эффективности страны, соблюдением прав всех проживающих на Украине национальных меньшинств, а также утверждением Украины в качестве надежного делового партнера. В апреле 2010 г. состоялся визит в Украину (Харьков) Д.А. Медведева. Президенты двух стран достигли соглашения о продлении на 25 лет пребывания в Крыму российского Черноморского флота и о поставках на Украину российского газа по льготным ценам.
Российско-белорусские отношения. Отношения России с Белоруссией являются для нашей страны вторыми по значимости после Украины. Стратегический интерес России к Белоруссии обусловлен тем, что эта страна, единственная на европейском направлении, поддерживает с Россией формальные отношения стратегического союзничества, отказывается от вступления в НАТО и держит на своей территории два военных объекта России - РЛС «Волга», которая входит в состав системы предупреждения о ракетном нападении, и 43-й узел связи Военно-морского флота (ВМФ), который обеспечивает связь на сверхдлинных частотах Главного штаба ВМФ России с атомными подводными лодками, несущими боевое дежурство в районах Атлантического, Индийского и частично Тихого океанов. Россия заинтересована в Белоруссии и как в транспортном коридоре для своих энергоносителей и других товаров в Европу; определенный интерес для российского бизнеса представляет и белорусская промышленность, которая отличается достаточно высоким уровнем конкурентоспособности.
В российском подходе к Белоруссии можно выделить два периода.
Первый связан с временами правления президента Б.Н. Ельцина. Его отличительной чертой были хорошие личные отношения российского лидера и белорусского президента А. Лукашенко, избранного на этот пост в 1994 г. В этот период стороны заключили: соглашение о Таможенном союзе (6 января 1995), Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет (21 февраля 1995), Договор о создании Сообщества России и Белоруссии (2 апреля 1996), Договор о Союзе Белоруссии и России (2 апреля 1997), Декларация о дальнейшем единении Белоруссии и России (25 декабря 1998).
Отношения между государствами постепенно улучшались, причем степень этого улучшения была уникальной на просторах СНГ. Однако уже в то время добрые слова и дела белорусского лидера в адрес России не были безвозмездными. Белоруссия закупала российские энергоресурсы по внутрироссийским ценам, перепродавала их в Европу, имела беспошлинный доступ на российский рынок, который потреблял до 40 % белорусского экспорта. Точная сумма российских субсидий белорус - ской экономике в 1990-е гг. не известна, но речь идет о многих миллиардах долларов, изымаемых из скудного бюджета тогдашней России. В сфере военного сотрудничества с Москвой официальный Минск сконцентрировался на охране спокойной границы Белоруссии с Евросоюзом, избегая при этом любого участия своих вооруженных сил в урегулировании «горячих точек» на просторах СНГ. Белоруссия - одно из немногих государств Европы, которым практически полностью удалось избежать издержек нынешней глобальной войны с терроризмом.
Принято считать, что в основе российско-белорусского сближения 1990-х гг. лежала давняя симпатия обоих народов, а также отсутствие в Белоруссии националистических движений, которые так отравляли отношения России с Украиной. В то же время из внимания ученых- международников порой выпадал тот факт, что не только политики и бизнесмены, но и рядовые белорусы - это деловые и весьма практичные люди. По своему менталитету они, пожалуй, даже большие европейцы, чем украинцы или россияне.
Второй период в отношениях двух стран начался с избранием президентом России В.В. Путина. Его личные отношения с белорусским лидером никогда не были такими теплыми, как у Б.Н. Ельцина, кроме того, в 2002 г. В.В. Путин решил ускорить процесс объединения двух государств, но на своих условиях. Суть его предложений А. Лукашенко сводилась к тому, что при объединении государств должен учитываться размер их экономик. План В.В. Путина в будущем союзном государстве Россия - Белоруссия белорусскому лидеру отвел роль представителя президента России в Белорусском федеральной округе, а сама Белоруссия подлежала разделению на шесть областей.
С этого момента все разговоры об интеграции двух стран прекратились. В 2003 г. А. Лукашенко отказался от идеи единой валюты с Россией и занял жесткую позицию по покупке «Газпромом» 50 % акций газотранспортной системы Белоруссии «Белтрансгаз». В 2004 г. «Газпром» начал отключения газа для потребителей в Белоруссии в связи с отсутствием соглашения о его покупке по новым, более высоким ценам и прогрессу с покупкой «Белтрансгаза». В 2005-2006 гг. стороны вели переговоры по газовому вопросу, которые порой переходили в торговую войну. Президент А. Лукашенко тогда произнес свои известные слова: «увеличение до таких размеров цены на газ - это однозначно разрыв всех отношений. В экономике - это точно». В воздухе витала идея, что Белоруссия вот-вот уйдет от России на Запад. В конечном итоге соглашение между Россией и Белоруссией о цене на газ на 2007- 2011 гг. удалось заключить лишь за минуту до наступления нового, 2007 г. Цена установлена в 100 долл. за 1 тыс. кубометров, тариф на транзит - 1,45 долл. за 1 тыс. кубометров на 100 км. Условия оплаты «Газпромом» 50 % акций «Белтрансгаза» - 2,5 млрд долл. в течение четырех лет.
Сложными были отношения и по нефти. В начале 2007 г. Россия ввела пошлины на экспорт нефти в Белоруссию в размере 180 долл. за тонну, в ответ на что Белоруссия ввела тариф 45 долл. за тонну за транзит российской нефти в ЕС по нефтепроводу «Дружба», проходящему по ее территории. Россия отказалась от уплаты пошлин, а Белоруссия начала откачивать нефть из нефтепровода в счет погашения тарифа, что вызвало перебои с поставкой нефти в ЕС и большое беспокойство Еврокомиссии. Чуть позже страны договорились о снижении российской пошлины на экспорт нефти до 53 долл. (при этом Россия сохранила за собой право бесплатной аренды земли под газопроводом «Ямал- Европа» и нефтепродуктопроводом «Запад-Транснефтепродукт»), а также о сохранении неизменными условий для российских военных объектов на территории Белоруссии. Россия строит новый нефтепровод «Унечи - Приморск». Он обогнет белорусскую территорию и будет способен перебрасывать 50 млн тонн нефти для Польши и Германии, ныне прокачиваемой по нефтепроводу «Дружба». На очереди другой проект газопровода в обход Белоруссии - «Северный поток». В то же время в 2007 г. В.В. Путин заявил, что Россия продолжит «прямую либо скрытую поддержку белорусской экономики» - в 2007 г. она составит «по газу примерно 3,3 млрд долл., а по нефти и нефтепродуктам - 2,5 млрд долл.».
В вопросах создания союзного государства в 2008 г. сохранялись прежние разногласия по условиям объединения. А. Лукашенко заявил, что подписание Конституционного акта Союзного государства с Россией произойдет только на равноправной основе. По его словам, в вопросах внешней политики Белоруссия заинтересована развивать отношения с США и ЕС, но не намерена вступать в НАТО и размещать на своей территории западные ракеты. Сближение Белоруссии с западными странами осложняется характером режима А. Лукашенко, которого не пускают в западные столицы, а США называют его «последним диктатором Европы».
Цель внешней политики Белоруссии заключается не в присоединении к каким-либо блокам, а в грамотном использовании противоречий между соседними державами, эксплуатации их страхов, желаний и трудностей в своих прежде всего политических и экономических интересах. Внешняя политика Белоруссии театрализована, рациональна и, вероятно, является примером наибольшего профессионализма в данной области на просторах всего бывшего СССР.
В 2009 г. Россия и Белоруссия возобновили диалог о переходе на единую валюту - рубль и ускорили продвижение к единому таможенному пространству. При этом Россия согласилась предоставить Белоруссии кредит в размере 2 млрд долл. в обмен на признание Минском независимости Абхазии и Южной Осетии от Грузии.
Отношения России со странами Балтии. В системе отношений России со странами Балтии наиболее конструктивными являются ее отношения с Литвой - наиболее экономически и культурно развитой страной этого региона. По иронии судьбы, именно с Литвы начался развал СССР в 1990 г. Литва в 1991 г. получила признание СССР и установила с ним дипломатическое отношения.
В дальнейшем Россия успешно решала с Литвой проблемы двусторонних отношений. Литва согласилась предоставить всем постоянно проживающим на ее территории свое гражданство, решить на конструктивной основе проблему российских военных пенсионеров, а Россия без проволочек вывела с территории Литвы все свои войска. Важной предпосылкой налаживания хороших отношений между странами было отсутствие в Литве идеологии радикального национализма, что объяснялось как высоким уровнем жизни в Литве в советский период, так и относительной немногочисленностью русскоязычной диаспоры. В 1990-е гг. нерешенной осталась лишь проблема российского доступа по Литовской территории в Калининградскую область.
Наиболее важными межгосударственными соглашениями являются: Договор об основах межгосударственных отношений между РСФСР и Литовской Республикой (1991), Договор о российско-литовской государственной границе (1991), Договор о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море (1997).
В политической области стороны поддерживали постоянные контакты на уровне глав государств, глав правительств, высокопоставленных военных и пр. Сторонам при посредничестве ЕС в 2003 г. удалось решить вопрос об упрощенном режиме пересечения литовской территории гражданами России в рамках т. н. транспортной визы.
В 2004 г. Литва вступила в НАТО и стала членом Европейского союза. Москва восприняла этот шаг как попытку Литвы отдалиться от России. В 2005 г. произошел неприятный инцидент с падением на территорию Литвы российского самолета Су-27. Стороны заговорили об охлаждении взаимных отношений.
В 2006 г. главной проблемой в отношениях стал энергетический вопрос. Россия прекратила поставки нефти в эту страну по нефтепроводу «Дружба» в связи с его ремонтом, поэтому Литва стала импортировать нефть по морю, что для нее было намного дороже. Это вызвало раздражение литовских политиков и переориентацию Литвы с России на западные страны в строительстве объектов атомной отрасли. Литва также активно поддержала идею прокладки нефтепровода Одесса- Броды-Плоцк-Гданьск, т. е. прямого нефтетранспортного коридора из Каспийского региона в Центральную Европу в обход России.
Оценивая в 2008 г. состояние российско-литовских отношений, экс-президент Литвы А. Бразаускас отметил: «На мой взгляд, всегда очень глупо звучат высказывания о том, что Литва якобы не любит Россию или, наоборот, что Россия плохо относится к Литве. Это голословные утверждения, в которых не учитывается целый комплекс признаков, указывающих на наше взаимодействие. Пять миллиардов евро в ежегодном торговом обороте с Россией для такой небольшой страны, как Литва, - это немало. В Калининградской области сегодня функционирует около шестисот литовских предприятий. И все эти цифры свидетельствуют о конструктивном развитии отношений между двумя нашими странами».
Президент Литвы В. Адамкус об отношениях с Россией: «Мы хотим хороших, корректных отношений со своими восточными соседями. Но то, что энергетические вопросы создают в них напряжение, не является тайной. Я об этом говорю публично и думаю, что это никоим образом не должно повредить отношениям Литвы и России» . Свою оценку двусторонним отношениям дал и председатель Комитета по иностранным делам сейма Литвы Ю. Каросас: «Наши отношения с Россией, по сравнению с другими балтийскими странами, до сих пор были самыми лучшими».
Отношения России с Латвией развивались по иному сценарию. В 1990-е гг. и в период до 2005 г. они обострялись из-за таких проблем, как массовое безгражданство национальных меньшинств в Латвии, ущемление прав русскоязычного населения на образование и участие в выборах, попустительство властей попыткам героизации нацизма и официальная поддержка новой версии истории Латвии, в которой Россия изображается в качестве оккупационной державы. В отличие от Литвы, Латвия не признала постоянно проживающих на своей территории русскоязычных лиц гражданами, сделав их «негражданами». Эта категория лиц имеет латвийские паспорта, но не красного, как у граждан, а фиолетового цвета. Неграждане подлежат дипломатической защите Латвии за рубежом, обладают правом жить в Латвии, не запрашивая вида на жительство. Вместе с тем, они лишены избирательных прав, не могут служить в армии, правоохранительных органах, работать чиновниками, адвокатами, нотариусами и судебными заседателями. Существуют ограничения и в приобретении недвижимости, в подсчёте пенсионного стажа, в праве ношения оружия, в возможности обучения в некоторых вузах, в выезде без виз в ряд стран. Дискриминация прав неграждан до сих пор является основной проблемой в отношениях двух стран. В 2004 г. Латвия вступила в НАТО и ЕС.
Восходящая фаза отношений приходится на 2005 г., когда президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга посетила Москву, где участвовала в праздновании 60-летия окончания Второй мировой войны в Европе и провела переговоры с российскими лидерами.
Следующий год был насыщен политическими контактами. В конце мая начался первый официальный визит в Ригу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в июне 2006 г. состоялись встречи премьер- министра Латвии А. Калвитиса с председателем правительства России М.Е. Фрадковым и президентом России В.В. Путиным, а в октябре министр экономического развития Г.О. Греф и министр экономики Латвии А. Штокенбергс подписали крупное соглашение об экономическом сотрудничестве между Латвией и Россией. В 2007 г. достигнутый уровень отношений закрепился подписанием пограничного договора и соглашениями о социальном обеспечении и сохранении воинских захоронений.
В 2008 г. в Латвии окончательно возобладал разумно-прагматический подход к восточному соседу. «Никакой практической пользы, - пишет латвийский политолог К. Даукштс, - от подсчета ущерба и выдвижения претензий Москве для Латвии не будет. Это выгодно только определенным политическим группам, желающим обострить отношения с Россией. Российская сторона категорически отрицает любые претензии. И, главное, Россия не готова взять на себя какую-либо ответственность за факт оккупации. Мне кажется, сейчас Россия не ищет каких-то специальных путей или поводов, чтобы испортить отношения с Латвией. От нас ждут прагматичного поведения и, кажется, латвийские власти это хорошо понимают». Экономические контакты двух стран сосредоточены в энергетической области. Российские компании «Газпром» и «Транснефтепродукт» владеют акциями и осуществляют проекты на территории Латвии.
Российско-эстонские отношения по степени конструктивности находятся на последнем месте в ряду отношений России со странами
Балтии. Виной тому - снос эстонскими властями в апреле 2007 г. в г. Таллинне т. н. «бронзового солдата» - памятника советским воинам, погибшим во время Второй мировой войны. Это событие подлило масла в огонь и без того сложных отношений России и Эстонии, которая, как и Латвия, отказалась автоматически предоставить гражданство всем русскоязычным гражданам, постоянно проживающим на ее территории. В политическом плане были заморожены все контакты на высоком уровне, ведущие российские политики даже потребовали разрыва ди- потношений с Эстонией. Разрыва, однако, не произошло. Эстонская сторона призывала не драматизировать ситуацию. «Нельзя сказать, - заявил премьер-министр Эстонии А. Ансип, - что эстонско-российские отношения сегодня являются хорошими. Это всем понятно. Но надо жить дальше. Эстония хочет иметь добрососедские, прагматичные отношения со всеми государствами, со всеми нашими соседями, в том числе и с Россией». Первый вице-премьер С. Иванов выразил надежду на то, что «отношения России и Эстонии в ближайшем будущем будут прохладно-корректными».
В экономической сфере отношения России и Эстонии развиваются противоречиво. Из прибалтийских государств только с Эстонией Россия не заключила договор о режиме наибольшего благоприятствования в торговле, тем не менее наша страна стабильно занимает второе место в эстонской внешней торговле. Россия покупает эстонские продукты питания и транспортные средства, продает энергоносители. Другой областью сотрудничества является транзит - через Эстонию проходит самый короткий путь из Европы на Восток. В знак протеста против сноса памятника Россия ускорила строительство собственных портов в финском заливе.
Российско-молдавские отношения распадаются на два периода. Первый укладывается в рамки 1991-2002 гг., второй приходится на 2003-2008 гг. В течение первого этапа стороны достаточно успешно развивали отношения. В декабре 1991 г. Россия и Молдова признали друг друга в качестве независимых государств, а 6 апреля 1992 г. между ними были установлены дипломатические отношения. Дальше отношения развивались по нарастающей, и 19 ноября 2001 г. в Москве президентами России и Молдовы был подписан и в мае 2002 г. вступил в силу Договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Республикой Молдовой. В преамбуле документа значились положения о стратегическом партнерстве. Кроме того, Россия обязалась участвовать в политическом урегулировании приднестровской проблемы как посредник и гарант территориальной целостности Молдовы.
Ситуация вокруг Приднестровья была и остается важнейшим вопросом двусторонних отношений. Приднестровский конфликт 1989-1992 гг. привел к образованию независимой от Молдовы Приднестровской молдавской республики (ПРМ), которую возглавил гражданин России И. Смирнов. Россия силами своей 14-й армии принимала участие в разведении сторон конфликта и заключила с Молдовой соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы», которое перевело конфликт в мирную стадию, но не сняло всей остроты проблемы.
Второй период - это время резкого снижения уровня двусторонних отношений. Его старт связан с отказом в 2003 г. Молдовы от российского плана Приднестровского урегулирования. Президент этой страны В. Воронин принял это решение «по совету» председателя ОБСЕ Яапа де Хооп Схеффера. В 2004 г. Молдова запретила прямую трансляцию передач российских телеканалов «REN-TV», «ТНТ» и «ДТВ» и усилила свое стремление в НАТО и ЕС. В 2005 г. Россия отказалась от импорта молдавской говядины, продукции виноделия, фруктов и овощей. Ущерб Молдовы от этих санкций превысил 100 млн долл. - таковой была цена ее сделки с ОБСЕ. С начала 2006 г. для Молдовы была повышена цена на российский газ до европейского уровня - 150-160 долларов за 1 тыс. м . Со временем, за счет развития экономических контактов с ЕС, Молдове удалось смягчить экономические последствия ухудшения своих отношений с Россией.
Россия - важный экономический партнер Молдовы. На нашу страну приходится 17,3 % ее внешнеторгового оборота. В 2006 г. торговый оборот между странами составил 986,9 млн долл. (на 1 % меньше чем в 2005 г.), экспорт в Молдову - 663,6 млн долл. (рост на 48 % к уровню 2005 г.), импорт - 323,3 млн долл. (меньше на 41 % к уровню 2005 г.). Россия инвестировала в экономику Молдовы более 200 млн долл. В 2008 г. отношения между странами несколько улучшились. По мнению В.В. Путина, они «в целом развиваются неплохо». Является ли это улучшение реверансом Молдовы в свете смены власти в России или, действительно, сторонам удастся решить противоречия взаимных отношений, покажет будущее.
Российско-азербайджанские отношения. Азербайджан - одно из наиболее богатых и быстроразвивающихся государств Кавказа. Основное богатство страны - нефть. Политические отношения между Россией и Азербайджаном в постсоветский период были и остаются проблемнопредсказуемыми, как и положено отношениям, в основе которых лежит экономический расчет.
Специфика подхода Азербайджана к России проявляется в том, что он устанавливает контакты с Москвой только в тех областях, где видит для себя явные плюсы. Например, в вопросах миграции граждан Азербайджана в Россию или в экспорте своей продукции на российский рынок. В России проживает до 2 млн граждан этой страны, которые ежегодно вывозят из нашей страны более 2,5 млрд долл. В главном, энергетическом секторе своей экономики официальный Баку ориентируется на Запад, постепенно вытесняя Россию не только из добычи нефти на своей территории, но и из ее транзита. Баку ввел в строй трубопровод «Баку - Джейхан» (2005) в обход России, готовит еще один аналогичный проект по маршруту Актау-Баку для транзита казахской нефти на Запад через территорию Азербайджана. Раздражает российское руководство и вежливый отказ Азербайджана от закупки российских вооружений в пользу западных. Официальный Баку входит в блок ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), который известен, как явно антирос- сийский. США рассматривают возможность аренды территории Азербайджана для своих военных баз. Нарастает и сотрудничество официального Баку с НАТО. «Трудно указать на постсоветском пространстве другую страну, - отмечал депутат Азербайджанского парламента З. Оруджана, - где так часто проводились бы мероприятия НАТО. Даже Украина и Грузия, чьи евроатлантические устремления давно уже не секрет, уступают в этом Азербайджану» .
Внешне российско-азербайджанские отношения выглядят нормально. Азербайджан не закрыл у себя ни одной русской школы, поддерживает русский язык, лояльно относится к русскоязычной диаспоре численностью 150 тыс. чел. В 2005 г. прошел Год Азербайджанской Республики в Российской Федерации, в декабре 2006 года завершился Год России в Азербайджане. В феврале 2006 г. В.В. Путин нанес официальный визит в Баку. По его итогам стороны выступили с совместным заявлением, в котором объявили о намерении вывести межгосударственные отношения на более высокий уровень. Россия арендует у Азербайджана Габалинскую радиолокационную станцию (РЛС) в качестве элемента системы слежения за пусками баллистических ракет. Главной проблемой в двусторонних отношениях является статус НагорноКарабахской Республики (НКР) - неподконтрольного Баку армянского анклава в Азербайджане. Россия развивает отношения с НКР, что раздражает азербайджанских политиков.
Торговый оборот между странами развивается достаточно быстро. Стороны взаимодействуют в энергетике, включая транзит азербайджанской нефти по российской территории и поставки из России природного газа в Азербайджан. По итогам 2007 г. объем торговли составил почти 2 млрд долл.
Российско-армянские отношения. Отношения России и Армении находятся на высоком уровне и имеют устойчивую динамику. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (1997), Декларация о союзническом взаимодействии, ориентированном в ХХРЖ в. (2000) и более 160 других соглашений заложили основу дружественных отношений между странами. Политические контакты носят регулярный и интенсивный характер. Армения входит в ОДКБ и разделяет российскую позицию о роли СНГ и путях его реформирования.
В области военного сотрудничества стороны совместно охраняют границу Армении с Турцией и Ираном, на территории этой страны находятся российские военные объекты, в том числе 102-я военная база в Гюмри (в 2010 г. лидеры России и Армении продлили ее существование до 2044 г.), а противовоздушная оборона Армении участвуют в Объединенной системе ПВО СНГ. Армения заинтересована в сохранении военных связей с Россией в свете турецкой и исламистской угроз. В последние годы участились ее контакты с НАТО, что вызывает настороженность в Москве. Не случайно, комментируя армянско-натовские связи, российский дипломат А. Двинянин в 2007 г. посоветовал армянским политикам «учитывать те рамки и механизмы, в которых мы находимся». То есть армянский подход к России в области безопасности носит избирательный характер, а Россия, похоже, готова к любому варианту развития отношений с Арменией.
В экономике отмечается рост товарооборота, который по итогам 2007 г. превысил 713 млн долл. Россия - ведущий инвестор в экономику Армении - сумма инвестиций превысила в 2007 г. 1 млрд долл. Основными объектами сотрудничества являются энергетика, банковский сектор, металлургия, строительство и отрасль связи. Российские компании владеют в Армении рядом крупных объектов - Разданской ТЭС, Сева- но-Разданским каскадом ГЭС, распределительными сетями Армянской АЭС и др. Между странами действует железнодорожная паромная переправа между портами Кавказ-Поти. Армения участвует в экономической жизни России через свою 2 миллионную диаспору, представители которой добились высоких результатов в российской культуре, науке и бизнесе. Отношение общественности России к проживающим на ее территории армянам в целом положительное, хотя в последние годы было отмечено несколько нападений и убийств этнических армян на национальной почве. В 2007 г. в Армении проживало не более 8 тыс. русских, хотя в 2001 г. их было около 15 тыс., а в советский период около 55 тыс. чел. Законом о языке (1993) Армения перевела все внутреннее делопроизводство на армянский язык, что подхлестнуло русскую эмиграцию. На территории Армении действуют филиалы 9 российских вузов, вещают основные телевизионные каналы «Первый канал», «РТР Планета» и «Культура», на коммерческой основе - НТВ, ТВЦ, РЕН-ТВ.
Российско-грузинские отношения. Особенностью этих отношений является плохое, даже кризисное их состояние на государственном уровне и хорошее на уровне отношений простых людей. Не случайно, посол Грузии в России З. Абашидзе называл их «парадоксальными». Возможно, плохие отношения Москвы и Тбилиси - лишь плод субъективного воображения. Е.М. Примаков отмечал, что в ухудшении двусторонних отношений виноваты СМИ. «Проблема в том, - отмечал в 2007 г. глава Торгово-промышленной палаты России, - что электронные и печатные СМИ не контролируются с двух сторон руководством. В Москве часто по этим публикациям судят, какую позицию занимает Грузия, а Грузия - по публикациям нашей печати судит о позиции Рос- сии». Примерно в том же духе рассуждал и грузинский дипломат Г. Кунадзе. «Объективных оснований, - отмечал он, - для ухудшения отношений с Грузией у России, наверное, не больше, чем со многими другими странами СНГ, а, может быть, как с некоторыми и меньше».
В период после распада СССР стороны то и дело строили друг другу неприятности. Между странами был введен визовый режим, остановлена почтовая, телефонная и телеграфная связь, из России массовым образом депортировали нелегально проживающих грузин, а Грузия действовала России на нервы - захватывала российские военные объекты, задерживала транспортные средства российской дипломатической миссии, обвиняла Россию в шпионаже, нарушении воздушного пространства Грузии и пр.
Главной проблемой в отношениях России и Грузии был и является сепаратизм. Для Грузии - это ситуация в Абхазии и Южной Осетии, для России - в Чечне. Тбилиси рассматривает независимую Абхазию и Южную Осетию как часть Грузии, а Россия, официально не признавая независимость Абхазии и Южной Осетии, выдавала жителям этих областей российские паспорта. Грузия же укрывала чеченских сепаратистов в своем Панкисском ущелье. Грузия - член ГУАМ и, вероятно, будущий член НАТО, с ее территории в 2008 г. ушли все российские войска.
В феврале 2008 г. президент Грузии М. Саакашвили участвовал в саммите СНГ в Москве, одним из первых поздравил Д.А. Медведева с победой на президентских выборах в России 2 марта 2008 г. Оба политика выразили заинтересованность в улучшении отношений России и Грузии. Обращаясь к России в марте 2008 г., М. Саакашвили сказал: «Мы рассчитываем если не начать отношения с чистого листа, то, по крайней мере, придать нашим отношениям новую энергию».
Будущие события, однако, выявили всю степень проблемности российско-грузинских отношений. Эпицентром противоречий стали Южная Осетия и Абхазия. В начале августа 2008 г. между Грузией и Южной Осетией обострились пограничные столкновения с человеческими жертвами с обеих сторон.
В ночь с 7 на 8 августа грузинские войска начали массированный обстрел объектов военной и гражданской инфраструктуры на территории Южной Осетии. Большие людские потери и разрушения понес город Цхинвал - столица Южной Осетии. Были также убиты и ранены десятки российских военнослужащих, выполнявших миротворческие задачи в зоне грузино-южноосетинского конфликта. 8 августа российская армия приступила к реализации «операции по принуждению грузинской стороны к миру», которая была завершена 12 августа. В период с 14 по 16 августа конфликтующие стороны подписали мирный план Медведева - Саркози, который положил конец активным военным действиям. Отношения между Россией и Грузией прошли через острейший кризис. По окончании конфликта президент Грузии М. Саакашвили объявил о выходе Грузии из СНГ и разрыве дипломатических отношений с Россией. 26 августа президент России Д.А. Медведев своими указами признал независимость Абхазии и Южной Осетии.
В экономике контакты между странами очень интенсивные. В основном они связаны с российскими инвестициями в Грузию. Дочерняя компания РАО ЕЭС - Интер РАО ЕЭС планирует строительство 100-мегаваттной ГЭС. «Вымпелком» заявил о том, что за 12,6 млн долл. приобрел 51 % акций грузинской компании «Мобител» и владеет опционом на выкуп остальных 49 %, «Russian Media Ventures» намерен закупить в Грузии телеканал. «Вимм-Билль-Данн» полностью приобрел акции третьей по величине компании по производству молочных продуктов в Грузии - «Картули продуктеби».
Российско-казахстанские отношения. Как и западные республики бывшего СССР, Казахстан в своей внешней политике сделал прагматический выбор. Одновременно это был и европейский выбор, но в силу географического фактора, Европой для Казахстана стала не Германия или Франция, а Россия. С ней уже в самом начале постсоветской эпохи у Казахстана сложились стратегические, партнерские отношения. Бессменный лидер страны Н. Назарбаев неизменно поддерживал интеграционные процессы на постсоветском пространстве, находился в постоянном контакте с ведущими российскими политиками. Символом межгосударственного согласия в 1990-е гг. стала декларация «О вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в ХХРЖ столетие» (1998). Отметим, что ориентация на Россию позволила Назарбаеву, с одной стороны, получать прибыль от торговли с северным соседом, а с другой, подспудно развести казахское общество по национальному признаку, потеснить этнических русских и представителей других неказахских этносов с руководящих постов, сократить ареал русского языка в Казахстане, не вызывая при этом большого гнева Москвы.
Основными вопросами двусторонних отношений были аренда Байконура, пограничный вопрос, экспорт казахстанской нефти через Россию, освоение ресурсов Каспийского моря, военно-техническое сотрудничество.
В 2002 г. стороны подписали межправительственное соглашение на 15 лет о транзите казахской нефти по нефтепроводам Атырау - Самара и Махачкала - Тихорецк - Новороссийск. В 2004 г. было подписано соглашение по Байконуру. Россия получила право аренды этого космодрома до 2050 г. (стоимость аренды 150 млн долл. в год). В 2005 г. было достигнуто соглашение в энергетической сфере о развитии проекта «Курмангазы» на Каспийском шельфе. Прибыль от этого проекта оценивается в 50 млрд долл. В 2007 г. товарооборот между Россией и Казахстаном достиг 16 млрд долл., что составляет одну пятую всей российской торговли со странами СНГ.
Разногласия между странами, по-видимому, сводятся лишь к разному видению роли Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Как уже отмечалось, Россия - за то, чтобы ШОС была только военнополитической организацией, Казахстан же выступает за ее превращение в экономическое сообщество, что сближает его позицию с китайской.
Тем не менее в 2008 г. Н. Назарбаев отметил - «Мы надежные союзники, и этим все сказано».
Российско-туркменские отношения. Ключом к развитию международных связей Туркмении лежат вторые после России в СНГ запасы природного газа. В других же областях экономика Туркмении слаборазвита, ее политическая организация долгое время представляла собой типичный пример изолированной от остального мира азиатской деспотии во главе с культовым лидером С. Ниязовым. После его смерти в конце 2006 г. новым президентом стал Г. Бердымухамедов, который стал проводить прагматичный курс. Туркмения открылась миру, расширился диапазон ее международных контактов.
Постсоветская Россия поддерживала с Туркменией тесные связи, оставаясь при этом лояльной режиму С. Ниязова, от которого отшатнулись почти все крупные державы. В 1992 г. заключен Договор о дружбе и сотрудничестве, всего же в 1990-е гг. стороны подписали более 60 соглашений. В 2000 г. состоялся официальный визит в Ашхабад В.В. Путина, в 2003 г. подписано рассчитанное до 2028 г. соглашение о сотрудничестве России и Туркменистана в газовой отрасли. Россия является как покупателем туркменского газа, так и его транзитером в Украину. Основным транспортным маршрутом для экспорта туркменского газа является газопровод «Средняя Азия - Центр», построенный еще в годы существования СССР. Кроме энергетики, стороны сотрудничают в машиностроении, транспорте и сельскохозяйственном производстве. По итогам 2007 г. товарооборот между Россией и Туркменией превысил 420 млн долл., что не так много. Туркмения осуждает терроризм и поддерживает усилия по урегулированию положения в Афганистане, с которым она имеет общую границу.
В 2007 г. основной темой в отношениях России и Туркменистана стал газовый вопрос. Ашхабад заявил, что намерен выйти из заключенного в 2006 г. трехлетнего соглашения о поставках в Россию газа по цене 100 долл. за 1000 кубов, что грозит повышением цен на газ не только для российских, но и для украинских потребителей. Острым является и вопрос о судьбе Прикаспийского газопровода, который должен пройти по восточному берегу Каспия из Туркменистана через Казахстан в Россию. Его главным конкурентом является американо-европейский газопровод Nabucco, идущий в обход России. Судьбы этих газопроводов будут во многом зависеть от готовности России согласиться с новыми ценами Ашхабада. Таким образом, либеральным выбором во внутренней политике Г. Бердымухамедов ослабил международную изоляцию Туркменистана, диверсифицировал внешнеэкономическую политику, позволив себе тем самым проводить самостоятельную линию с Россией, чего не наблюдалось во времена С. Ниязова. Иными словами, смена лидера Туркменистана стала отправной точкой начала нового периода в отношениях этой страны с Россией.
Российско-киргизские отношения. Отношения между Россией и Киргизстаном (по терминологии МИД РФ Киргизией) в постсоветский период развивались достаточно стабильно. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (1992), Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве (2000) и Договор об экономическом сотрудничестве на 2000-2009 гг. (2000) заложили прочный фундамент отношений между Россией и Киргизией.
На рубеже веков Киргизия столкнулась с угрозой терроризма в Баткенской области, которая сблизила ее как с Россией, так и с США. Обе эти страны разместили на территории Киргизии свои военные объекты. База ВВС США в Бишкеке сегодня играет важную роль в операциях НАТО в Афганистане. Во внешней политике Киргизия взяла на вооружение прагматизм. Умело используя в первую очередь опасения США относительно повторения у себя терактов 11 сентября, официальный Бишкек не только ослабил для себя угрозу исламского экстремизма, но и заработал на предоставлении своей территории в аренду США и России. Своим главным стратегическим союзником Киргизия называет Россию, с которой она тесно связана и политически, и экономически. К США же она относится, как к временному союзнику, заявляет о своем намерении вывести в будущем со своей территории американскую военную базу. В 2005 г. Киргизия пережила так называемую «тюльпановую революцию», которая привела к падению режима А. Акаева, подмявшего под себя основные богатства страны. Новый президент страны К. Бакиев, осудив внутреннюю политику Акаева, продолжил его внешнеполитический курс. Однако и ему не удалось решить главных проблем своей страны: в апреле 2010 г. К. Бакиев потерял власть в результате народных волнений. Россия выделила Киргизии срочную финансовую помощь в размере 150 млн. долл.
Современная Киргизия - неизменный сторонник укрепления СНГ и всех военно-политических и экономических организаций на его территории. Она активно участвует в деятельности ОДКБ, ЕврАзЭС и ШОС. На государственном и общественном уровнях эта страна осуждает терроризм, экстремизм, наркопреступность и другие угрозы современности. В отношении же русскоязычного населения Киргизия проводила политику мягкого «выдавливания», что привело к сокращению его численности почти в два раза в течение 1990-х гг.
Экономически Киргизия - второе по бедности государство в СНГ после Таджикистана. Поэтому экономические отношения России с Киргизией развиваются в основном в форме российского участия в экономике этой страны. Активен на киргизском рынке «Газпром», которому в счет уплаты долгов Киргизии достался государственный пакет крупнейшей нефтегазовой компании страны «Кыргызнефтегаз». Свои филиалы в Киргизии создали «Рособоронэкспорт» и «Внешторгбанк». Россия намерена инвестировать более 2 млрд долл. в развитие алюминиевой отрасли, ферросплавных заводов, строительство гидроэлектростанций «Камбараты-1» и «Камбараты-2». Если в 2006 г. товарооборот двух стран составил 800 миллионов, то по итогам 2007 г. его объем превысил 1,2 млрд долл. По объемам инвестиций в экономику Киргизии наша страна занимает пятое место после США, Канады, Турции и Казахстана. Личные отношения глав государств России и Киргизии являются хорошими, свой диалог они ведут в рамках «поступательного развития двусторонних отношений на основе принципов союзничества и стратегического партнерства».
Российско-таджикские отношения. В 1992 г. Россия и Таджикистан заключили дипломатические отношения и за первые десять лет после распада СССР отношения между ними развивались достаточно стабильно. Стороны заключили более 180 межгосударственных и межправительственных соглашений, установили высокий уровень взаимного доверия. Наиболее важной для Таджикистана стала его Договоренность с Россией о совместной охране таджикско-афганской границы с опорой на российские пограничные войска. Россия активно помогала Душанбе и в ходе гражданской войны в начале 1990-х гг., в том числе участием своей 201-й мотострелковой дивизии, размещенной на границе с Афганистаном.
В 1998 г. была создана Российско-таджикская межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. Основным объектом экономического сотрудничества стала гидроэнергетика. Россия начала участвовать в строительстве Рогунской ГЭС и других объектов.
Рубежом в развитии отношений стал 2001 г., когда Таджикистан усилил прозападные акценты в своей внешней политики в связи с начавшейся войной НАТО в Афганистане.
С 2005 г. Россия и Таджикистан открыто заговорили о проблемах экономического сотрудничества, трудовой миграции и формировании таджикской диаспоры в России, военно-технического сотрудничества, сохранении ареала русского языка. В 2007 г. в отношениях между ними произошло дальнейшее похолодание. Причина - в укреплении связей Душанбе с США и Францией, а также с региональными государствами. Американцы увеличивают свои инвестиции в экономику Таджикистана, оказывают ему военно-техническую помощь и планируют создание военной базы на его территории в обмен на свой уход из Узбекистана в 2005 г. Франция - это еще более тесный друг Таджикистана. С 2001 г. французские ВВС используют душанбинский аэродром для проведения операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане, с каждым годом учащаются политические контакты Душанбе и Парижа.
В начале 2008 г. Таджикистан столкнулся с небывало низкими температурами, которые поставили его население на грань гуманитарной катастрофы. Для выхода из кризиса Душанбе активизировал экономические контакты с Казахстаном и Ираном, но не с Россией. Тегеран планирует строительство Шуробской ГЭС на реке Вахш (в 110 км восточнее Душанбе), а также готов ускорить строительство Сангтудинской ГЭС-2. Казахстан, помимо конкретных проектов в энергетике, предлагает создать региональный Центрально-Азиатский экономический союз с участием Таджикистана и других стран региона. Россия полагает, что в данных энергетических проектах необходимо учитывать интересы Узбекистана, который делит гидроэнергетические ресурсы с Таджикистаном. Таджикистан - участник СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС.
Российско-узбекские отношения. Центральной в отношениях России с Узбекистаном является проблема исламского экстремизма. В 1999-2000 гг. Узбекистан подвергался нападениям с территории Афганистана исламских радикалов. Военные действия выявили неспособность этой страны самостоятельно защищать свой суверенитет. Поэтому Узбекистан попытался заручиться военной поддержкой России, но та была занята войной в Чечне и уклонилась от прямого участия в конфликте. Узбекистан вышел из ОДКБ, вступил в блок Грузия- Узбекистан-Азербаджан-Молдова (ГУАМ) и начал развивать контакты с США, с которыми после 2001 г. у Ташкента сложились союзнические отношения. Американцы разместили на территории Узбекистана военную базу в Ханабаде, в узбекских тюрьмах ЦРУ начало удерживать подозреваемых в терроризме.
Отношения Узбекистана с Россией продолжали ухудшаться примерно до 2003 г., когда В.В. Путин и И. Каримов встретились «без галстуков». В апреле 2004 г. во время официального визита В.В. Путина в Ташкент стороны заключили Договор о партнерских отношениях, в котором особо оговорили вопросы безопасности. Мощным импульсом к сближению России и Узбекистана стали т. н. «андижанские события» 2005 г., в которых Россия поддержала И. Каримова в его действиях против активистов Исламского движения Узбекистана, а США, напротив, осудили «чрезмерное применение силы». В ответ Узбекистан потребовал вывода из страны американской военной базы и максимально сблизился с Россией, а также Киргизией и Казахстаном. Особую активность в это время приобрело сотрудничество спецслужб этих стран по нейтрализации исламистского подполья в Узбекистане. Отношения с Западом оставались на низком уровне до 2008 г., когда неуспех НАТО в Афганистане осложнил обстановку в регионе и склонил Узбекистан к возобновлению военного сотрудничества с Западом, теперь уже при молчаливом согласии Москвы.
Экономическое сотрудничество осуществляется на основе Соглашения о торговых отношениях (1992) и Договора об углублении экономического сотрудничества на 1998-2007 гг. На долю РФ стабильно приходится 16-17 % всего узбекского товарооборота и свыше 50 % торгового оборота Узбекистана со странами СНГ. Основными статьями российского экспорта являются механическое и электрическое оборудование, транспортные средства, черные металлы и изделия из них, химическая продукция, фармацевтические препараты, древесина. Импорт из Узбекистана - хлопок, плодоовощная продукция, отдельные виды машинотехнической продукции (легковые автомобили), энергоносители.
В 2000-е гг. Россия активно увеличивает инвестиции в нефтегазовую отрасль Узбекистана. «Лукойл» инвестировал в Хаузакское газовое месторождение более 300 млн долл., «Газпром» запустил проект по добыче газа на месторождении Шахпахты. Узбекистан наряду с Казахстаном и Туркменией намерен участвовать в модернизации газопровода Средняя Азия - Центр. Товарооборот между Россией и Узбекистаном вырос в 2007 г. на 40 % по сравнению с 2006 г. и превысил 2 млрд долл.
В январе 2009 г. состоялся официальный визит президента России Д.А. Медведева в Узбекистан. В числе главных вопросов переговоров на высшем уровне - газовый и борьба с терроризмом. По газовой проблеме стороны пришли к соглашению о переходе на рыночные цены. Россия покупает узбекский газ и продает его в Европу, кроме того, Узбекистан выступает транзитером туркменского газа, идущего по газопроводу Средняя Азия - Центр. Д.А. Медведев и И. Каримов достигли договоренности о строительстве новых газопроводов. Региональная безопасность, по мнению, глав России и Узбекистана, осложняется ситуацией в Афганистане. Экономическое положение этой страны, остающееся крайне тяжелым, порождает как проблему экстремизма, так и наркотрафика. Стороны достигли согласия по вопросу созыва международной конференции по Афганистану с участием всех заинтересованных стран, включая и США.
Назад | Содержание | Вперед |