3.1.4. Эффективность функционирования политической системы
Функционирование политической системы отражает ее динамику, эффективность. Функции политической системы могут определяться различными способами, что вызвано сложностью и многообразием политической жизни. Д. Истон важнейшее значение в функционировании политической системы придает ее стабильности, способности к самосохранению. При этом он не отвергает изменений, преобразований, видя в них наиболее эффективный путь к политической стабилизации. Важной функцией при этом является самопреобразование, осуществляемое либо с помощью насилия (революция или государственный переворот), либо путем ненасильственных реформ.
Классическая классификация функций политической системы принадлежит Г. Алмонду. Он утверждает, что все системы имеют два базовых набора функций - входные и выходные. К первым он относит политическую социализацию, политическое рекрутирование, артикуляцию (выражение) интересов, агрегирование (согласование) интересов, политическую коммуникацию. Ко вторым - нормотворчество, нормоприменение, контроль за выполнением норм.
Политическая социализация выражается в приобщении граждан к политической деятельности. С помощью политического рекрутирования заполняются ячейки в политической системе, в его основе лежит та или иная форма отбора.
Артикуляция интересов осуществляется путем предъявления требований к тем, кто вырабатывает политические решения. Требования могут предъявляться как отдельными людьми, так и группами (ассоциированными и неассоциированными), как по официальным, так и по неформальным каналам.
Агрегирование интересов происходит в форме обобщения и согласования претензий и требований, превращения их в некую политическую позицию, придания ей вида политической платформы, политического заявления, программы. Чаще всего эта функция осуществляется партиями, профсоюзами и другими общественными организациями.
Политическая коммуникация представляет собой процесс различных взаимодействий, в том числе обмена информацией между различными элементами политической системы, а также между политической системой и средой. С помощью этой функции обеспечивается связь между различными структурами политической системы.
Одной из важнейших выходных функций системы Алмонд считает нормотворчество, в процессе которого разрабатываются правила и законы, регулирующие политическое поведение. Процесс нормотворчества состоит из ряда этапов: выработка политики и выбор общих целей, разработка решений и конкретных правил для достижения целей. В соответствии с этим они подразделяются на нормы-цели и нормы-средства. Политические нормы не сводятся только к правовым нормам, имеющим частный характер, функцию нормотворчества выполняют законодательные, а также исполнительные и судебные органы.
Применение правил и норм предполагает введение их в действие и выполнение. Эту функцию выполняют не только исполнительные органы и административная бюрократия, но нередко также законодательные и правовые структуры.
Контроль за соблюдением норм - это истолкование законов, пресечение действий, нарушающих нормы, урегулирование конфликтов, наложение санкций за нарушение норм. Эта функция осуществляется преимущественно судебными органами.
Функции политических систем
С функционированием системы связан вопрос о ее эффективности. Эффективность политической системы заключается в успешном выполнении функций. Политическая система эффективна, если она не разделяет общество, а способствует его объединению. Эффективность политической системы выражается и в ее способности сохранять свою целостность и известную автономию от общества, а также в формировании гармоничных отношений со средой. Результативность политической системы, как считал Алмонд, обеспечивается определенными способностями: экстрактивной (извлечение ресурсов из среды), регулятивной (контроль и регулирование), дистрибутивной (распределение ценностей), респонсивной (ответ на вызовы среды), символизирующей, обеспечивающей легитимность (законность) и поддержку с помощью символов, лозунгов и мифов.
Назад | Содержание | Вперед |