3.6.4. Организация мышления как решения задачи

  Взаимодействие полушарий в мыслительном акте. Чтобы оценить важность и сложность различных видов мышления, рассмотрим, как человек вообще решает задачу.
  В процессе мышления участвуют оба полушария. В каждый момент времени обработка информации происходит только в одном полушарии. При доминировании левого полушария у человека результаты его деятельности могут быть выражены вербально (в словах) и осознаны. При доминировании правого полушария результаты не вербализуются и не осознаются.
  Переходы из левого в правое полушарие и обратно происходят скачком, при этом только при переходе из правого (образного) в левое (вербальное) возникает ощущение внезапности полученного решения. В этом случае мы считаем, что решение найдено интуитивно или путем «инсайта». Другими словами, механизм интуиции связан с накоплением и обработкой информации в одном полушарии до момента достижения некоторого порога, при котором полуфабрикат решения скачком передается в другое полушарие для реализации, завершения или осознания.
  Стадии мышления. В процессе решения задачи можно выделить 4 стадии - постановка задачи и анализ проблемы, инкубация идеи, инсайт, оценка решения. По мере смены этих стадий развивается взаимодействие сознания и подсознания.
  В постановке задачи и анализе проблемы решающую роль играет сознание.
  На стадии «инкубации идеи» и порождения гипотезы решающую роль играет активность подсознательного. Этот этап наиболее длителен и может занять несколько часов или дней. Здесь сознательная работа над задачей может быть временно отложена, и исследователь занимается какими-то другими делами. В то же время факты и понятия, которые он накопил, часто позволяют ему взглянуть на проблему под другим углом зрения, добавить к ней какие-то элементы или убрать ненужные. В частности, многие ученые сообщают, что новые комбинации или связи, ведущие к решению проблемы, у человека возникают во время засыпания.
  В момент инсайта (его еще можно назвать озарением, неожиданным открытием) идея прорывается в сознание благодаря «короткому замыканию» по принципу «ключ-замок». На этом этапе элементы проблемы самоорганизуются, как если бы их логически связала воедино невидимая подсознательная нить. Часто этот момент сопровождается яркими эмоциональными переживаниями.
  На стадии отбора и проверки гипотез, а также оценки решения опять доминирует сознание.
  В ситуации теоретического мышления весь этот процесс принципиально не ограничен временем и другими ресурсами. Идеальный вариант здесь - это положение хорошо финансируемого кабинетного ученого. Однако в реальной жизни значительно чаще встречается ситуация практического мышления, когда мыслительный процесс развивается при ограниченном времени и повышенной ответственности за его результативность, т.е. в ситуации стресса большей или меньшей силы - это, например, ситуация полководца, бизнесмена и т. д.
  Доказано, что в напряженном, взволнованном состоянии, в обстановке аварии или конкуренции возрастает тенденция к стереотипным решениям и падает вероятность нахождения новых, нетривиальных идей и подходов к задаче. С другой стороны, слишком низкий уровень эмоциональной включенности, когда субъективно задача воспринимается как неинтересная, существенно понижает возможность ее оригинального решения. Поэтому задачи, оцениваемые субъективно как интересные и значимые, обычно решаются быстрее, и для них предлагается большее разнообразие подходов.
  У каждого человека в его конкретных условиях существует некий оптимальный уровень стресса, на котором он решает задачу наиболее эффективно. Здесь проявляется общая закономерность, согласно которой стресс - это неотъемлемая часть нашей жизни, его нельзя и не нужно избегать. Каждый человек - с учетом того, что он собою представляет и какие испытания в жизни готов перенести - способен поддерживать оптимальный для себя уровень стресса, позволяющий действовать наиболее эффективно. Если некоторые люди с трудом могут преодолевать ситуации, лишающие их спокойствия и выводящие из привычного мирного окружения, то другие ищут действия и большего жизненного простора, где могут полностью реализовать свои возможности, учась преодолевать связанные с этим опасности.
  Стратегии мышления. Теперь обратимся к стратегиям мышления, рассмотрим возможные тактические подходы, к которым осознанно прибегает человек при решении задач. Здесь можно выделить три подхода, различающихся как по эффективности, так и по уровню сложности - случайный перебор, рациональный перебор, систематический перебор.
  Случайный перебор. На этой стадии случайным образом формулируется гипотеза либо осуществляется выбор, а затем оценивается их правомерность. В случае отрицательной оценки выдвигается новое предположение и т. д. - иначе говоря, это метод проб и ошибок. Такую стратегию используют, как правило, дети или лица со слабо структурированным мышлением. Помимо очевидной неэффективности, связанной с неполнотой поиска, такая стратегия неудачна и с психологической точки зрения, так как быстро приводит к отказу от дальнейших попыток.
  Рациональный перебор. При такой стратегии исследуют некое центральное, промежуточное или наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, «отсекают» неверные направления поиска. Например, если нужно отгадать задуманную букву алфавита с наименьшим числом попыток, то рациональной стратегией будет последовательность вопросов - расположена ли искомая буква в первой половине алфавита или в нижней, и так далее до локализации самой буквы.
  Систематический перебор. Субъект охватывает умом всю совокупность возможных гипотез и анализирует их одну за одной. Эта стратегия считается самой строгой и самой трудоемкой.
  Очевидна аналогия этих стратегий, применяемых человеком в своем мышлении, с теми стратегиями, которые он закладывает в программы компьютера. Рациональный перебор соответствует эвристическому методу, при котором процессор занимается поисками частичных решений, чтобы максимально повысить вероятность правильного решения при минимальных затратах времени и ресурсов. В то же время систематический перебор соответствует алгоритмическому методу, при котором систематически просматриваются все возможные (в имеющемся наборе данных) решения с целью найти наиболее эффективное из них. Случайный перебор в компьютере, как правило, не используется, за исключением отдельных специальных стратегий поиска.
  Прокомментируем эти стратегии. Рациональный перебор, как он здесь описан, соответствует решению многокритериальной задачи с разделяющимися переменными. Если, как бывает в большинстве жизненных задач, это не так, стратегия рационального перебора переходит в стратегию систематического перебора, т.е. становится менее эффективной.
  Именно здесь и лежит генеральное отличие деятельности человека от деятельности компьютера по решению задач: у человека существует некий мощный механизм обработки информации на подсознательном уровне, путем инсайта, приводящий к решению. К сожалению, этот алгоритм науке пока не известен, поэтому компьютер еще не в состоянии заменить человека на уровне принятия решения.
  Методы стимуляции мыслительного процесса. Что можно сделать, чтобы стимулировать мозг к решению задачи?
  Как улучшить обработку информации левым полушарием, известно уже достаточно хорошо. Соответствующие приемы практически постоянно используются в учебной и профессиональной деятельности. Это уточнение и переформулирование задачи, постановка вопросов, осознанный поиск в памяти подходящей гипотезы, логические способы проверки решения на достаточность и непротиворечивость. Эти приемы представляют собой обобщение правил правдоподобного предсказания и опираются на рациональные ожидания, т.е. на веру людей в существование причинной связи между явлениями, определенного постоянства объектов, структурного сходства, простоты и симметрии законов природы, а также пространственно-временной непрерывности явлений.
  Способы улучшения обработки информации правым полушарием изучены еще крайне мало. Здесь теоретической базой служат, в основном, работы Зигмунда Фрейда, который выделил три операции подсознательной обработки информации:
  • конденсация (совмещение разнородных элементов в единый образ - метафору, обобщенный портрет);
  • смещение (замена мысли о значимом событии одной эмоционально несущественной деталью - основа амулетов как символьных намеков);
  • символическая трансформация (замещение мысли о сложном событии эмоционально значимыми символами).
  Смещение и символическая трансформация, будучи намеками, инициируют появление аналогий между двумя смысловыми или же образными структурами или между парами объектов в разных областях, что порождает новую информацию. Другими словами, очевидное отношение в одной области позволяет «открыть» такое же отношение и в другой области.
  Понятно, что аналогии не могут возникнуть на пустом месте. Именно поэтому для успешной научной работы необходимо, чтобы в мозгу уже была сформирована структура понятий; при этом существенно, чтобы они была сформированы самим человеком, то есть частично уже перешли на подсознательный уровень.
  Как можно стимулировать появление аналогий? Например, сместить внимание с центральной детали на задачу в целом или провести эмоциональную (эстетическую) оценку данных ( то есть ответить себе на вопрос «красиво ли будет такое решение?»). Известно, что именно так решают задачи дети на генетически ранних этапах своего развития, то есть они воспринимают в объекте его целостность и отношения (вспомним понятие «гештальт»).
  Таким образом, для стимулирования правосторонней обработки информации можно применить следующие приемы:
  • вместо обозрения проблемы по частям оперировать с нею как с единым объектом, т.е. одновременно держать в памяти все существенно важные ее аспекты (так называемая одномоментная обозримость проблемы), повысить эмоциональную вовлеченность в проблему, личную значимость результата;
  • сводить словесные задачи к образному представлению, что облегчает параллельную обработку информации в мозгу;
  • представлять задачу с недостающими элементами как уже решенную, но с потерянным решением;
  • повысить познавательное напряжение (ощущение проблемы как диссонанса между имеющимся и желаемым) до такой степени, чтобы произошёл срыв логического мышления и скачок к правостороннему мышлению. Этот прием практически неизвестен в западной цивилизации, но очень широко применяется в восточных культурах. К сожалению, выход решения в левое полушарие и его вербализация в таких случаях не гарантируется. Чаще всего этот прорыв остается на субъективном уровне. Хорошо известны многочисленные явления «мистических откровений», результатом которых являются предельно банальные фразы.
  В завершение этого раздела еще раз подчеркнем, что процесс обучения нужно рассматривать как процесс субъективного решения задач. Его результатом должна стать сформированная самим обучаемым структура представлений о мире. Именно она создает основу успеха профессиональной деятельности мыслительного характера.

Назад Содержание Вперед