§ 4. Политическая ответственность за ущерб, причиненный космической деятельностью, и возможные случаи ее применения
Как и в общем международном праве, политическая ответственность в международном космическом праве признается в качестве нормы, но ее реализация базируется, в основном, на обычном праве. Комиссия международного права ООН еще не завершила работу по кодификации норм международно-правовой ответственности. Это, естественно, отражается и на ответственности субъектов космической деятельности.
Политическая ответственность субъекта международного права возникает в результате нарушения им какой-либо международно-правовой обязанности — принципа международного права, договорной нормы, охраняющей интересы другого государства. Политическая ответственность возникает даже в том случае, если правонарушение не повлекло имущественного ущерба или иных видимых негативных последствий. Считается, что всякое правонарушение наносит вред другому субъекту или субъектам хотя бы в форме морального вреда, подрывая тем самым международный авторитет пострадавшего субъекта и устойчивость самого международного правопорядка.
Действие (или бездействие), выразившееся в несоблюдении нормы права, считается международным деликтом, а соответствующий субъект — делинквентом. Особо опасные деликты, подрывающие существенные основы международного права (например, незаконное применение силы) именуются международными преступлениями. В связи с этим незаконное применение силы, например, на поверхности небесного тела следует относить к категории международных преступлений.
Деликт является основанием для постановки вопроса о международной ответственности непосредственно затронутым государством (государствами). Международное преступление является основанием для постановки такого вопроса любым членом международного сообщества.
Политическая ответственность за соблюдение международного права при осуществлении космической деятельности признается в ст. VI Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Признается ответственность государств за обеспечение того, чтобы вся национальная космическая деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в Договоре по космосу. Это означает, в свете ст. III Договора по космосу, что международная ответственность возникает в случае несоответствия космической деятельности не только положениям Договора по космосу, но и всему международному праву, включая Устав ООН. Деятельность неправительственных юридических лиц в космосе может осуществляться только с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства.
В Соглашении о Луне (ст. 14) положение о международной ответственности за национальную деятельность на Луне повторяет формулировку ст. VI Договора по космосу.
В случае, когда космическая деятельность осуществляется международной организацией, за нарушение общего международного права и международного космического права солидарную ответственность несут сама международная организация и участвующие в ней государства. Это означает, что претензии могут предъявляться как к самой международной организации, так и к государствам-членам этой организации.
Политическая ответственность по международному космическому праву определяется таким же образом, как и политическая ответственность по международному публичному праву. Здесь, в частности, также выделяется, с одной стороны, ответственность за международное правонарушение, наносящее ущерб правам и интересам отдельного государства, а с другой — ответственность за наиболее тяжкие международные правонарушения, представляющие собой посягательства на коренные основы международных отношений. Сюда же следует отнести и посягательства на коренные основы международных отношений, связанные с исследованием и освоением космического пространства и небесных тел.
Международное нарушение первого вида налицо, например, когда государство умышленно производит посадку своего космического летательного аппарата (или сбрасывает отдельные части космического аппарата) на поверхность Земли или небесного тела таким образом, чтобы повредить объект, сооруженный другим государством с целью воспрепятствования деятельности последнего. Действия членов исследовательской партии, умышленно создающие препятствия исследовательской партии другого государства в проведении изучение конкретного района небесного тела также необходимо отнести к категории правонарушений такого рода.
Примером наиболее тяжкого международного правонарушения было бы размещение на Луне средств ракетно-ядерного нападения. Такие действия следовало бы квалифицировать как нарушение ст. IV Договора по космосу, установившей принцип полной демилитаризации небесных тел.
Политическая ответственность в общем международном праве реализуется в формах сатисфакции (предоставление затронутому государству удовлетворения, т. е. выражение сожаления, публичное извинение, наказание своих виновных должностных лиц, оказание особых почестей затронутому государству и т.п.), репрессалий — ответных насильственных действий со стороны затронутого государства в отношении государства — правонарушителя. Сюда же могут быть отнесены действия по коллективной и индивидуальной самообороне в отношении агрессора.
Международное преступление влечет ответственность в форме коллективных санкций, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Если считается, что репрессалии должны быть соразмерными, то на санкции принцип соразмерности не распространяется. Санкции по существу могут представлять собой форму наказания за совершение международного преступления.
Лица, непосредственно виновные в совершении международных преступлений, могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Формы реализации политической ответственности в международном космическом праве такие же — сатисфакция, репрессалии и санкции.
Вместе с тем здесь необходимо оговориться, что при реализации международной политической ответственности какое- либо применение силы на поверхности небесного тела даже в отношении государства-правонарушителя является недопустимым. А поэтому любые насильственные действия, применяемые к правонарушителю, должны иметь место на Земле. В противном же случае реализация политической ответственности в таких формах на небесном теле будет нарушением ч. 2 ст. IV Договора по космосу, устанавливающей принцип использования небесных тел «исключительно в мирных целях» и п. 2 ст. 3 Соглашения о Луне, предписывающей, что «на Луне запрещается угроза силой или применение силы». Каких-либо оговорок приведенные нормы не содержат.
Кроме этого, применение силовых методов на поверхности небесных тел может стать поводом к развязыванию вооруженных конфликтов в таких районах, где подобные действия безоговорочно запрещены основными принципами международного космического права, что может привести к превращению небесного тела в театр военных действий.
Соглашение о Луне предусматривает порядок разрешения споров по вопросам политической ответственности.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 15 этого Соглашения, если государство считает, что другое государство не выполняет обязательство по Соглашению или нарушает его права по Соглашению, оно может запросить проведение двусторонних консультаций. Участие в таких консультациях обязательно. В случаях, когда консультации не приводят к взаимоприемлемому урегулированию, стороны прибегают к другим мирным средствам по своему выбору.
Если консультации не дают результата, любая сторона может обратиться без согласия другой стороны за содействием к Генеральному секретарю ООН.
Назад | Содержание | Вперед |