12.2. Кризис мировой культуры. Преодоление духовного наследия тоталитаризма
Сущность кризиса мировой культуры - резкое снижение её конструктивной функции:
- по отношению к человеку (нарастание бездуховности как следствие отчуждения от подлинных ценностей культуры, способствующих развитию в человеке человеческого);
- по отношению к обществу (ослабление культуры как способа взаимосвязи людей в обществе - коммуникативной функции культуры);
- по отношению к природе (ослабление эколого-защитной функции культуры).
Общие причины кризиса - в технократическом и идеологизированном подходах к развитию общества. Технократический подход ведёт к абсолютизации материальной сферы, производственной деятельности человека, к остаточному принципу развития культуры, к дегуманизации условий труда и жизни человека. Идеологизированный подход ведёт к политизации всех видов духовной культуры, к конфронтационному характеру развития и взаимодействия различных субкультур.
Первый подход более типичен для стран рыночной ориентации, второй - для стран социалистического выбора. В соответствии с этим наблюдаются такие недостатки на Западе, как индустриализация, коммерциализация культуры, её деление на элитную и массовую. В тоталитарных режимах надо говорить о таких недостатках, как развитие политической цензуры, духовный кризис общества, сверхцентрализация и административно-командные методы руководства культурой, формирование двойной морали и безынициативности населения.
Исходя из этого, преодоление духовного наследия тоталитаризма должно означать не смену социалистической модели культуры на рыночную, а её переориентацию на объективные тенденции развития духовной культуры без недостатков западных рыночных моделей.
Достичь такой переориентации возможно следующими способами:
1. Гармонизацией, сбалансированностью развития основных сфер жизнедеятельности общества: экономики, политики, идеологии и культуры. Здесь прежде всего надо отказаться от остаточного принципа выделения капиталовложений на образование, науку, здравоохранение и культуру.
2. Гуманизацией культуры - усилением её человеко-творческой функции, ориентацией на общечеловеческие ценности.
3. Либерализацией культуры - её освобождением от всякой политической цензуры и насилия над учеными, литераторами, художниками.
4. Индивидуализацией культуры - её ориентацией на развитие творческой индивидуальности каждого человека.
5. Интернационализацией культуры - сближением национальных культур на основе общечеловеческих ценностей, их взаимообогащением.
Практикум по теме 12
1. Какое определение культуры Вы считаете наиболее правильным?
А - поведение человека;
Б - уровень развития общества;
В - наука, искусство, литература;
Г - мораль общества, усвоенное поведение.
2. Чем является для человека материальная культура общества?
А - она его непосредственно воспитывает;
Б - она является основой его духовной культуры;
В - она позволяет наслаждаться явлениями культуры разным поколениям людей.
3. Какую функцию в обществе выполняет культура?
А - задает рамки поведению человека;
Б - характеризует уровень развития человека;
В - характеризует уровень развития общества.
4. Может ли существовать в единой культуре общества множество субкультур - культур отдельных социальных групп?
А - да, может;
Б - нет, не может.
В - трудно сказать.
5. Что лучше: элитарная или массовая культура?
А - несомненно, элитарная культура;
Б - массовая культура как культура большинства;
В - важны и та, и другая.
6. В чем проявляет себя кризис мировой культуры?
А - в нарастании бездуховности, ослаблении культуры как способа взаимосвязи людей в обществе;
Б - в отходе элитарной культуры от традиций народа, его фольклора, самобытности.
В - трудно сказать.
7. Является ли развитие политической цензуры показателем кризиса мировой культуры?
А - да;
Б - нет;
В - трудно сказать.
8. Является ли интернационализация культуры проявлением кризиса мировой культуры?
А - да;
Б - нет;
В - трудно сказать.
Назад | Содержание | Вперед |