Формирование коллегии присяжных заседателей
Из смысла ст. 328 УПК РФ председательствующий должен разъяснить кандидатам в присяжные заседатели цель отбора таким образом, чтобы у них не возникло негативного отношения к судебной процедуре из-за возможного их отвода. В частности, в кратком напутственном слове следует упомянуть о том, что если кто-то из кандидатов в присяжные заседатели будет отведен, то это будет обусловлено лишь спецификой рассматриваемого дела, а также теми ограничениями, которые установлены законом и распространяются также на председательствующего и на других участников процесса.
Разъяснение председательствующим кандидатам в присяжные заседатели их обязанности правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и представлять иную информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства является обязательным условием формирования коллегии присяжных заседателей. Невыполнение вышеизложенных обязанностей кандидатами в присяжные заседатели может явиться основанием для отмены приговора.
Другие права и обязанности присяжных, помимо вышеназванных, на данном этапе кандидатам в присяжные не разъясняются (см. ст. 333 УПК РФ).
Исполняя требования ст. 80 разд. V Закона "О судоустройстве РСФСР" в редакции закона РФ от 16.07.1993, председательствующий судья должен освободить от обязанностей присяжных заседателей:
1) подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;
2) лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, - при необеспеченности в суде синхронного перевода;
3) немых, глухих, слепых и других лиц, являющихся инвалидами, - при отсутствии организационных либо технических возможностей их полноценного участия в судебном заседании;
4) лиц, указанных в части четвертой этой статьи, - по их просьбе, заявленной до окончания их отбора для исполнения обязанностей присяжных заседателей по конкретному делу (см. ст. 326 УПК РФ).
Обсуждая вопрос о формировании коллегии присяжных заседателей, Пленум Верховного Суда РФ указал: "Надлежит иметь в виду, что в соответствии с ч. 5 ст. 80 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" руководители и заместители руководителей органов представительной и исполнительной власти, военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты и другие лица, перечисленные в ч. 4 ст. 80 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", подлежат освобождению от исполнения обязанностей присяжных заседателей по их просьбе, заявленной до окончания их отбора для исполнения обязанностей присяжных заседателей по конкретному делу.
Если такой просьбы не последовало, эти лица наряду с другими присяжными заседателями освобождаются от участия в рассмотрении дела лишь при наличии у председательствующего судьи обоснованных сомнений в их объективности вследствие оказанного на них незаконного воздействия, наличия у них предвзятого мнения, их осведомленности о деле, подлежащем рассмотрению, а также по другим причинам.
Согласно ч. 6 ст. 80 Закона "О судоустройстве РСФСР" председателем суда или председательствующим судьей могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению:
1) лица старше 60 лет;
2) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
3) лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;
4) лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может повлечь существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, учителя, пилоты авиалиний и другие);
5) иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.
От исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья необъективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам.
Представляется, что при опросе кандидатов в присяжные заседатели, когда есть сомнения в целесообразности публичных пояснений относительно их ответов на заданные вопросы, их следует приглашать к судейскому столу, где они дадут необходимые пояснения в присутствии сторон.
После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком.
Требование ч. 10 ст. 328 УПК РФ о необходимости передачи сторонами письменных мотивированных отводов связано с ограждением кандидатов в присяжные заседатели от возможного разглашения обстоятельств их частной жизни.
Письменные ходатайства сторон с мотивированными отводами кандидатов в присяжные заседатели приобщаются к материалам дела, что дает возможность кассационной инстанции при наличии представления или жалобы об отмене приговора в связи с нарушением норм уголовно-процессуального закона при формировании коллегии присяжных заседателей, проверить их обоснованность и принять соответствующее решение.
Следующий этап формирования коллегии присяжных заседателей - разрешение немотивированных отводов может состояться лишь при одном условии, если в результате предыдущих этапов по отбору осталось не менее восемнадцати кандидатов.
Такие условия обеспечивают гарантированное право сторонам на заявление каждым по два немотивированных отвода кандидатам в присяжные заседатели (п. 2 ч. 2 ст. 327). Если в списке осталось менее восемнадцати кандидатов в присяжные заседатели, председательствующий принимает меры, предусмотренные ч. 3 ст. 327.
При наличии более восемнадцати кандидатов в присяжные заседатели первым заявляет немотивированный отвод государственный обвинитель, а затем другая сторона - обвиняемый и защита.
При этом, если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их согласию, а при отсутствии согласия путем разделения между ними количества отводимых кандидатов в присяжные заседатели поровну, если это возможно.
В этом случае подсудимые реализуют свое право по большинству голосов или по жребию.
Жеребьевка проводится председательствующим или секретарем судебного заседания. Представляется, что жеребьевку могут проводить и сами обвиняемые или их защитники под наблюдением председательствующего.
Ранее действовавший Уголовно-процессуальный кодекс (ч. 5 ст. 439 УПК РСФСР) после предоставленного права государственному обвинителю на безмотивный отвод, которым он либо не воспользовался, либо отвел одного кандидата в присяжные заседатели, предоставлял право подсудимому и его защитнику безмотивно отвести более двух кандидатов, с условием, чтобы их осталось не менее 14.
Следует заметить, что ст. 328 УПК РФ предусматривает иной порядок разрешения аналогичной ситуации.
Во-первых, такое право может быть представлено сторонам председательствующим судьей, что вовсе не является обязательным.
Во-вторых, такое право может быть предоставлено не только обвиняемому и его защитнику, но и сторонам, на равное число дополнительных немотивированных отводов (ч. 16 ст. 328).
По окончании процесса немотивированных отводов первые по списку 14 кандидатов заносятся в протокол судебного заседания по указанию председательствующего из расчета - 12 комплектных и два запасных.
С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего количество запасных присяжных заседателей может быть увеличено.
Последнее обстоятельство вызвано тем, что в процессе рассмотрения объемных многоэпизодных дел комплектные присяжные заседатели освобождались по различным причинам (болезнь, несчастные случаи, проявление необъективности, нарушение правил, предусмотренных - ч. 2 ст. 333 и ст. 328 УПК РФ, и др.), после чего приходилось заново формировать коллегию присяжных заседателей и рассматривать дело.
Обстоятельством, исключающим участие гражданина в качестве присяжного заседателя, является его отказ от подписки о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
Такой присяжный заседатель отводится председательствующим судьей непосредственно перед рассмотрением уголовного дела, в котором содержатся вышеуказанные сведения.
Назад | Содержание | Вперед |