4.2.6. Стимулирование воспроизводства интеллектуальной собственности
Создание различных «объектов» интеллектуальной собственности является труднейшей задачей, в связи с чем она предполагает опору на какие-то общие принципы в мотивировании и стимулировании людей, занятых ее реализацией. Рассмотрим это на примере правил, которые неукоснительно стремится выполнять один из известнейших и богатейших людей планеты, президент компании MICROSOFT Билл Гейтс. Свою головокружительную карьеру в мире интеллектуального бизнеса он начал с простого программиста, достигнув за короткое время грандиозных вершин. Один из аналитиков предпринимательского пути Гейтса Дез Деарлав так резюмирует наиболее значимые положения его деловой философии:
1. С самого начала Гейтс всегда настаивал на том, чтобы компания нанимала самые лучшие умы. В MICROSOFT их называют людьми с высоким IQ. Если требуется, Гейтс лично вмешивается в набор талантливых сотрудников.
2. Стимулируй творчество. В главном штабе компании в Редмонде (Вашингтон) с простой эстетикой и зелеными зонами все напоминает атмосферу колледжа, близкую тем, кто приходил в компанию сразу после университета.
3. Не опускай планку. Не смотря на постоянный рост, Гейтс никогда не поддавался искушению снизить качество команды MICROSOFT, особенно в группах разработчиков.
4. Работай больше всех. Знаменитое трудолюбие Гейтса находит выражение в культуре MICROSOFT , которую можно определить как «работать, работать и еще раз работать». Уже много лет Гейтс рассматривает отпуска как признак слабости.
5. Выплачивай своим работникам вознаграждение акциями. MICROSOFT всегда предоставляла своим работникам долгосрочный доступ к акциям, причем по фиксированной цене. С помощью акций Гейтс сделал миллионерами больше людей, чем какой-либо другой предприниматель в истории (см.20,с.99-100)
Конечно, далеко не каждая компания может освоить «высокие планки» такой деловой культуры. Существует и более простая тактика. Поскольку значимость объектов интеллектуальной собственности существенна для любых организаторов производства и услуг, многие из них предпринимают все возможные меры для усиленного стимулирования их авторов. За рубежом широко распространено материальное поощрение разработчиков интеллектуальной собственности разных видов. Например, в некоторых фирмах разработана следующая градация вознаграждений:
• Небольшое вознаграждение выплачивается изобретателю при подаче заявки на патент,
• Большее по размеру вознаграждение выплачивается изобретателю, если фирма использует его изобретение. Компетентная комиссия (назначается фирмой же) оценивает его по шестиразрядной шкале и в зависимости от эффекта, полученного при использовании, авторам выплачивается от 6 до 200 тысяч йен и более,
• Вознаграждение за проданную лицензию выплачивается ежегодно, а за обмен лицензиями - раз в пять лет,
• Особое вознаграждение выплачивается, если оно принесло большой доход фирме.
В целом же можно отметить, что при поощрении труда изобретателей применяется достаточно широкий спектр стимулирующих факторов.
Наряду с материальным стимулированием рационализаторской работы постоянное внимание следует уделять моральным стимулам. Для всех ведущих компаний характерен принцип «не оставлять ни одного предложения, пусть даже незначительного, без ответа». С этой целью, к примеру, на фирме «Тойота» ведется ежемесячный учет предложений, которые рассматриваются на различных уровнях (цеховом, заводском, общефирменном) в зависимости от ценности предложения. Результаты рассмотрения предложений публикуются в газете компании, причем если идея отвергается, то ее автор получает объяснительное письмо. Такой подход позволяет работникам всех уровней постоянно чувствовать причастность к делам фирмы, ощущать важность своей работы и внимание со стороны администрации. В компании «Тойота» за год подается около миллиона предложений (десять на одного работающего), большинство из которых (более 90%) принимаются и внедряются немедленно.
Необходимо стимулирование действий по совершенствованию условий и предоставлению частных инвестиций в интеллектуальных видах собственности технологических кластеров в следующих областях:
• телекоммуникации;
• информационные и нанотехнологии;
• биотехнологии и медицина (прежде всего генная инженерия: создание вакцин и диагностик нового поколения);
• новые материалы;
• авиационные и космические технологии;
• новые энергетические технологии.
Другой ведущий стимул в изобретательской работе - признание. Моральные стимулы здесь различны: от простого поздравления до всеобщего признания заслуг изобретателя. Задача фирмы - сделать успехи конкретного исполнителя достоянием гласности, дать ему почувствовать значимость своего открытия (да и свою собственную значимость). Вместе с тем целесообразно также вознаграждать преуспевающих новаторов, доверяя им дополнительные обязанности и новые проекты. Действует известный принцип игральных автоматов: выигравшему дается еще одна возможность сыграть и выиграть.
Как показывают примеры многих отечественных и зарубежных фирм, моральное поощрение разработчиков изобретений и рационализаторских предложений может осуществляться в следующих формах:
1) внутреннее профессиональное звание изобретателя,
2) публикация информации в своем печатном органе,
3) вручение удостоверения изобретателя - рационализатора,
4) присуждение звания члена научного общества фирмы,
5) предоставление возможности посещения научных конференций и симпозиумов,
6) предоставление дополнительных отпусков и свободного времени для изобретательства,
7) продвижение научно - практических публикаций в различные журналы,
8) организация чествований в коллективах разного уровня,
9) подарки,
10) грамоты и т.п.
Различные фирмы ищут и находят все более и более специфические формы материального и морального поощрения разработчиков интеллектуальной собственности. Руководствуются они в этом немногими ведущими принципами: максимально поднять благосостояние человека, усилить его гордость за принадлежность к эффективным творческим структурам, помочь самосовершенствоваться и самоактуализироваться.
Назад | Содержание | Вперед |