§ 1. Правовое регулирование и основные принципы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации
Кто считается «иностранцем» в Российской Федерации?
В обыденной речи иностранцем называют человека из другой страны. В принципе это верно, но еще не раскрывает юридического содержания и значения данного понятия. В российском законодательстве встречается ряд терминов, которые используются для характеристики лиц, не обладающих гражданством Российской Федерации: «иностранный гражданин», «лицо без гражданства» и - гораздо реже в отраслевом законодательстве: «иностранец», «иностранцы». Как эти понятия соотносятся между собой?
Каждая из названных категорий законно находящихся в пределах России категорий лиц имеет свой юридический статус, который, в определенной степени, схож с основами правового статуса российских граждан, но отличается от него некоторыми особенностями.
В главе II Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» говорится именно о правах и свободах человека и гражданина. Мы уже говорили, что в категорию «человек» наряду с гражданами Российской Федерации включаются и иностранные граждане. При этом говорится о двух категориях лиц: а) иностранных гражданах и б) лицах без гражданства, а в части 1 статьи 63 Конституции о лицах, получивших в Российской Федерации политическое убежище, которое могут получить обе названные категории иностранцев.
В части 2 статьи 2 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает, что понятие «иностранный гражданин» включает в себя и понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Кто считается в Российской Федерации иностранным гражданином, а кто - лицом без гражданства?
В части 1 статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» сказано: «иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства». К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы.
«Лицо без гражданства, - сказано в той же части 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г., - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства».
Правовое регулирование статуса иностранных граждан в Российской Федерации. Действующими в настоящее время в Российской Федерации являются, прежде всего, федеральные законы:
от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации в въезда в Российскую Федерацию»;
от 25 июля 2002 года « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
Принятие названных федеральных законов привело к необходимости принятия целого ряда других нормативных правовых актов, призванных обеспечить проведение в жизнь основных положений соответствующих федеральных законов. К таким нормативным правовым актам следует отнести:
Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 2008 года «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике или Эстонской Республике»;
постановления Правительства Российской Федерации, которыми утверждены:
1 ноября 2002 года Положение от выдаче иностранным граждан и лицам без гражданства разрешения на временное проживание;
I ноября 2002 года Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство
II ноября 2002 года Положение о миграционной картте; и др.
Основные принципы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. В международных договорах и законодательной практике современных государств предусматриваются в том или ином сочетании самые различные правовые режимы пребывания иностранцев в стране их пребывания. В СССР ведущее значение имели национальный режим и режим наибольшего благоприятствования, сочетающиеся нередко с принципом взаимности. Иногда применялся и специальный (преференциальный) режим.
Когда говорят о национальном режиме, то соотносят правовой статус иностранных граждан со статусом граждан страны пребывания. А означает это, что иностранцы, в принципе, но не безусловно, приравниваются к гражданам данного государства. Национальный режим пребывания иностранцев в Российской Федерации подтвержден частью 3 статьи 62 Конституции: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федераций правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Федеральный закон от 25 июля 2002 года не связывает применение национального режима с принципом взаимности. Права и свободы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, предоставляются иностранным гражданам независимо от того, имеют ли такие же права и свободы граждане Российской Федерации.
Из приведенного текста части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации следует:
во-первых, принцип национального режима понимается не только как предоставление иностранным гражданам тех же прав и свобод, что и гражданам Российской Федерации, но и как возложение на них тех же обязанностей, которые несут российские граждане;
во-вторых, предоставление национального режима не означает и не может означать полного и безусловного приравнивания иностранных граждан к гражданам Российской Федерации. Во всех случаях возможно установление изъятий;
в-третьих, изъятия имеются как в отношении прав, так и в отношении обязанностей. В названной статье и в других статьях Конституции выражен принцип, согласно которому обязанности, вытекающие из российского гражданства, не всегда могут быть возложены на иностранных граждан;
в-четвертых, возможность непредоставления национального режима может вытекать не только из Конституции и рассматриваемого федерального закона, а также и из других федеральных законов, о чем конкретно будет рассмотрено в § 3 настоящей главы «Учебного пособия»;
в-пятых, полного совпадения прав и обязанностей иностранного гражданина с правами и свободами гражданина Российской Федерации не может быть и потому, что иностранный гражданин, находясь на территорий Российской Федерации, сохраняет связь со своим государством и обязан выполнять обязанности, вытекающие из этого состояния гражданства.
К основным принципам правового положения иностранных граждан в Российской Федерации также следует отнести принцип равенства всех перед судом и законом. В части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации установлено: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также, других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В части 3 статьи 19 Конституция Российской Федерации подтверждает, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Принцип равенства иностранцев перед законом закреплен и в других федеральных законах, обеспечивающих реальное равноправие мужчины и женщины, отвергающих дискриминацию иностранцев по национальному и расовому признакам.
Назад | Содержание | Вперед |