3.3.1. История возникновения и развития
История развития методик Релаксации своими корнями уходит в глубокую древность. В традициях многих народов можно найти оригинальные методики, позволяющие человеку быстро восстановить силы, сконцентрироваться на решении задачи, продемонстрировать нетипичные способности. Методики Релаксации находили свое применение в религиозных мистериях, в особенности ритуалах инициации и духовного развития. Зачастую само прохождение обряда становилось возможно, только если человек, проходивший испытание, владел этими методиками, в противном случае у него практически не было шансов справиться с заданием. Системы боевой подготовки профессиональных воинов обязательно включали в себя изучение психофизиологических методов саморегуляции. Зачастую в бою побеждал не самый сильный, но самый медитативный боец. В подготовке рожениц, также использовались определенные «настои» и тренинг. В настоящее время, спорт высших достижений не мыслим без психофизиологических тренировок, психологической реабилитации спортсменов.
Современная история методик Релаксации, началась с работ Франса Месмера (1734 - 1815). Ф. Месмер родился в Австрии, в 1766 году получил степень доктора медицины Венского университета за диссертационную «О влиянии звезд и планет как лечебных сил». Позже этот университет закончили такие яркие терапевты и исследователи как З Фрейд, Дж. Морено, З. Фуолкс, Э. Гуссерль. Под влияние преобладающих в его время научных идей Ф. Месмер сформулировал понятие «животного магнетизма», образующегося под влиянием универсального флюида. Ф. Месмер полагал, что, находясь в состоянии гипнотического сна, некоторые люди могут предвидеть будущее, видеть далекое прошлое, внутренние органы других людей и т.д. Любопытно, что традиция идеализировать возможности человека практикующего методики Релаксации, не изжита и в настоящее время. Возможно, с этим связан феномен их широкой распространенности в среде непрофессиональных консультантов, хелперов, целителей, суррогатных психотерапевтов. Сущность механизма лечебного магнетизма для Ф. Месмера была наполнена, прежде всего, физиологическим, а не психологическим содержанием. Ф. Месмер вошел в историю психотерапии, прежде всего благодаря разработанному им методу внушения. Этот метод индукции и использования транса, как в групповом, так и в индивидуальном варианте был полностью невербальным. Ф. Месмер ввел использующийся по настоящее время термин «раппорт» описывающий особый контакт, благодаря которому происходит передача флюида от магнитезера к пациенту. Термин «гипноз» впервые был введен английским врачом Дж. Бредом в 1843 году и с конца 70-х годов девятнадцатого столетия вошел в практику психотерапии. Прежде всего, стоит упомянуть Сальпетриерскую школу Ш. Шарко и Нансийскую школу Г. Бернгейма соперничество которых послужило мощным катализатором научных исследований в области гипноза. В нашей стране наибольший вклад в изучение гипноза внесли В. М. Бехтерев (1857-1927) и И. П. Павлов (1849 - 1936). Авторитет этих ученых был настолько велик в научных кругах, что известен случай отмены Европейского конгресса, в связи с отсутствием представителей России.
В Приморском крае применение гипносуггестивной психотерапии в целом и методик Релаксации, в частности связано с работой профессора Л. П. Яцкова, д.м.н. (1937 - 2001). Несомненной заслугой Л. П. Яцкова стало открытие во Владивостокском Государственном Медицинском Университете пятой в СССР кафедры психотерапии, что явилось поворотным моментом в развитии не только психотерапии, но и психологии и социальной работы на Дальнем Востоке.
Леонид Петрович Яцков родился 15 октября 1937 года в крестьянской многодетной семье в селе Субочь Хмельницкой области. Средняя школа, которую он окончил с золотой медалью, находилась за 20 км от села. В детские годы пережил немецкую оккупацию. С 1957 года служил в артиллерийских войсках в п. Смоляниново Приморского края, в годы службы работал и на целинных землях Казахстана, Кустанайской области, участвовал в битве за урожай пшеницы. В 1959-1964 гг. учился и с отличием окончил Владивостокский Государственный Медицинский Институт.
Учебу в институте совмещал с работой в психиатрической больнице: до 3-го курса санитаром, затем мед братом. В 1966 окончил ординатуру по неврологии. В 1968 г. прошел специализацию в Харьковском Институте усовершенствования врачей по специальности психиатрия. В 1970 году успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Клиническая характеристика заболевания у пораженных медузой-крестовиком» и перешел преподавать с кафедры нервных болезней на кафедру психиатрии. В 1974 г. был утвержден в звании доцента на кафедре психиатрии.
В 1987 г. блестяще защитил в Москве докторскую диссертацию на тему: «Психические нарушения церебрально-органического генеза». В 1989 г. Л.П. Яцкову было присвоено звание профессора психиатрии.
С 1994 г. до последних дней заведовал созданной им кафедрой психиатрии, психотерапии, наркологии с курсом сексологии. Основными направлениями исследований кафедры были: морская психиатрия, психические заболевания населения края, профилактика наркомании и др. Постоянно вел прием больных города и края, часто выезжал в командировки, изучал психическое здоровье малочисленных народностей, беженцев, занимался оказанием помощи населению в зонах катастроф и кризисных состояний, организовывал морские медицинские экспедиции.
В 1996г. Леониду Петровичу было присвоено звание академика Международной Славянской Академии и академика Тихоокеанской Международной Медицинской Академии. Под его руководством защищено 5 докторских и 23 кандидатских диссертации. Благодаря его авторитету, энергии и организаторским способностям во Владивостоке ежегодно с 1990 г. проводились международные конференции по вопросам психического здоровья. Он автор более 250 научных работ. В течение последних 10 лет директор созданного по его инициативе Дальневосточного филиала НИИ Психического здоровья ТНЦ СО РАМН, участник конгрессов и съездов психиатров, конференций, проводимых в других городах России и за рубежом.
Леонид Петрович - основоположник психиатрической и психотерапевтической школы в Приморье. Много лет он был главным краевым психотерапевтом, председателем Приморского филиала Всероссийского общества психиатров. Основал на базе ВГМУ факультет клинической психологии, курсы валеологии и сексологии. Отличник здравоохранения, имел награды от губернатора Приморского края. В 1999 г. был награжден Орденом почета. Основал, развивал и до последних дней поддерживал научно-практические связи с коллегами Японии, Китая, США, Канады, Чехии, Польши, Австралии. Занесен в психотерапевтическую энциклопедию как основатель метода пролонгированной психотерапии.
Именем профессора Л. П. Яцкова названа Городская клиническая психиатрическая больница № 1 г. Владивостока.
Учась на 2-м курсе, Леонид Петрович встретил свою супругу, с которой и прожил более сорока лет, воспитал 3-х сыновей и 3-х внуков. Л. П. Яцков писал стихи, пьесы, рисовал, любил работать на даче, ежедневно выполнял сложные физические упражнения, в течение всей жизни он не употреблял спиртное, не курил и вел абсолютно здоровый образ жизни. Талантливый педагог, воспитал целую школу специалистов, в числе которых можно назвать профессоров И. Г. Ульянова, Н. Д. Белокобыльского, С. П. Генайло. В настоящее время дело отца продолжает сын - Петр Леонидович Яцков.
Говоря об опыте вне клинического применения методик Релаксации, можно отметить работу В. Ю. Слабинского, активно использовавшего данные методики в работе организованного им психологического клуба «Катарсис» (1993 - 1995). Клуб «Катарсис» был первым учреждением подобного рода в Приморье и пользовался большой популярностью у специалистов, студентов и людей, интересующихся практической психологией. В настоящее время во Владивостоке действует несколько подобных клубов.
Назад | Содержание | Вперед |