9.1. Социально-экономическое развитие России в первой половине ХIX в.
Социальная структура населения
К началу ХК в. на территории России проживало около 40 млн. человек. Наиболее населенными были центральные губернии. В 1800 г. плотность населения составляла здесь около 8 чел. на 1 кв. версту (в развитых европейских странах в это же время - 40-49 чел.), в других губерниях плотность населения была гораздо ниже.
Население России делилось на сословия - замкнутые группы, обладавшие разными правами и обязанностями и имевшие неодинаковое юридическое положение. Сословная принадлежность передавалась по наследству. К неподатным сословиям относились дворянство и духовенство, к податным - купечество, мещанство, крестьянство и казачество.
Главенствующим, но малочисленным сословием было дворянство (его численность - 127 тыс. человек - 1% населения). Закон закреплял за дворянами ряд привилегий: право владеть крепостными крестьянами и землей, право свободного выезда за границу, свобода от обязательной военной службы, от телесных наказаний.
К числу привилегированных сословий относилось и духовенство. В середине ХК в. их насчитывалось примерно 60 тыс. человек (0,5%). Оно разделялось на черное (7 тыс. человек) и белое (53 тыс.). Черное духовенство составляли монахи и монахини. Из числа монахов назначались высшие священнослужители - архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты). Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (диаконов и псаломщиков). Секуляризация лишила монастыри больших земельных площадей, однако денежные капиталы монастырей увеличивались за счет богомольцев. Только небольшая часть белого духовенства получала государственное жалование. Большинство же «питалось от алтаря», то есть за счет платы за обряды. Образ жизни сельского священника мало отличался от крестьянского.
Самым многочисленным и угнетенным сословием было крестьянство. К середине ХК в. его численность составляла более 30 млн. человек (90% населения). Крестьянство подразделялось на несколько категорий. Самую большую группу составляли государственные крестьяне (около 15 млн. человек), считавшиеся «свободными сельскими обывателями», но выполнявшие натуральные повинности в пользу государства. Крепостных крестьян насчитывалось более 14 млн. человек. В центральных губерниях 2/3 крепостных выплачивало оброк, тогда как на юге 2/3 крестьян отрабатывало барщину. Примерно 0,5 млн. составляли удельные крестьяне, принадлежавшие царской семье (имели большие наделы и состояли на оброке). Особую группу российского крестьянства составляли малочисленные народы Севера и Сибири, платившие ясак. Выделяются также «капиталистые» крестьяне. Они владели мельницами, маслобойнями, трактирами, постоялыми дворами, имели небольшие предприятия, использовали наемный труд. На большей части России в ХК в. по-прежнему сохранялась крестьянская община.
Особым сословием являлось казачество (1,5 млн. человек) - военное сословие, представители которого обязаны были нести военную службу со своим снаряжением, обмундированием, оружием. В середине ХК в. в России существовало 9 казачьих войск: Донское, Черноморское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское, Амурское. Правительство установило полный контроль над казачеством. Атаманом всех казачьих войск считался наследник престола. Во главе каждого войска стоял наказной (назначенный) атаман. Станичные атаманы избирались на станичных сборах. Только в этом, низшем звене еще сохранялся казачий демократизм.
Купечество было единственным сословием, для вступления в которое необходимо было уплатить денежный взнос. Купечество делилось на три гильдии; первая и вторая обладали привилегиями, сходными с привилегиями дворянства и духовенства. Купцы 1-й гильдии имели право вести внешнюю и внутреннюю торговлю, купцы 2-й гильдии обладали привилегией вести крупную внутреннюю торговлю, а 3-й - право мелкой городской и уездной торговли.
Примерно 10 млн. человек составляли так называемые средние слои города, большая часть из которых принадлежала к мещанскому сословию. Это были мелкие служащие, ремесленники, домашняя прислуга, студенты. Их положение характеризовалось гражданским и политическим бесправием и достаточно низким жизненным уровнем.
Сословный строй постепенно себя изживал, особенно в городах. Там зарождались классы капиталистического общества - буржуазия и рабочий класс. Они формировались не на юридической, а на чисто экономической, имущественной основе, что характерно для капиталистического общества. В рядах предпринимателей оказывались дворяне, купцы, разбогатевшие мещане и крестьяне. Среди рабочих преобладали крестьяне, отпущенные на заработки, и городская беднота.
Развитие промышленности
Российская промышленность в первой половине ХК в. была представлена несколькими типами мануфактур: казенной, вотчинной, посессионной и частнокапиталистической. Первые три из них основывались на крепостном труде.
Для России данного периода характерно также широкое распространение мелкой, преимущественно крестьянской, промышленности. В сфере обрабатывающей промышленности, изготавливавшей предметы массового потребления, мелкие крестьянские промыслы занимали господствующее положение. Возникали новые виды промыслов: шелкоткачество, изготовление орденских лент, кружевное дело. Наибольшее распространение мелкая крестьянская промышленность получила в центральных губерниях России. Среди мелких товаропроизводителей-кустарей выделялись представители будущей промышленной буржуазии. Династии известных фабрикантов - Морозовых, Гучковых, Гарелиных - вышли из крепостных крестьян-кустарей.
Растет число частнокапиталистических мануфактур. Промышленность, основанная на крепостном труде, переживала глубокий кризис. На принудительном труде вотчинных и посессионных рабочих базировалась преимущественно горнодобывающая промышленность.
Важным фактором экономического развития страны явилось начало промышленного переворота. По мнению большинства историков, это 30-40 гг. ХРЖХв., но есть и другие мнения. Ряд исследователей относит этот период к 50-60 гг., а некоторые распространяют его и на 90-е гг. ХК в. Под промышленным переворотом понимают совокупность экономических, социальных и политических сдвигов, вызванных переходом от мануфактуры, основанной на ручном труде, к фабрике, базирующейся на машинной технике. Промышленный переворот приводит как к широкому применению машин, так и к формированию промышленной буржуазии и наемных рабочих. Раньше всего этот процесс начался в текстильной промышленности, позднее - в горнодобывающей. Новая машинная техника требовала перехода к наемному труду, ибо только рабочий, свободно продающий свою рабочую силу, более заинтересованный в результатах своего труда и обладающий более высокой профессиональной подготовкой, был в состоянии освоить машины. Поэтому применение машин - важнейший фактор увеличения доли наемного труда в промышленности. В связи с переходом к машинной технике производительность труда к середине 50-х гг. ХК в., по сравнению с началом века, выросла в 3 раза, и на долю машинного производства приходилось уже свыше 2/3 продукции крупной промышленности. Но крепостной строй задерживал темпы технической и социальной перестройки промышленности. Фабричное производство заняло господствующее положение лишь после 1861 г.
Сельское хозяйство
Россия оставалась аграрной страной, сельское хозяйство являлось преобладающей отраслью ее экономики. Развитие сельского хозяйства продолжало носить экстенсивный характер: оно происходило не столько за счет улучшения обработки почвы и применения новых агротехнических методов, сколько путем расчистки лесов и распашки лугов в центре страны и освоения новых площадей на ее окраинах. С 1802 г. по 1860 г. площадь посевов в России возросла на 53%. Урожайность хлебов в течение всей первой половины ХК в. находилась на низком уровне: обычные урожаи составляли примерно сам-3, в благоприятные годы - сам-4 - сам-6. Весьма частым явлением были неурожаи, вызывавшие голод населения и падеж скота. Среди сельскохозяйственных культур преобладали рожь, овес, ячмень, В центрально-черноземных губерниях, в Среднем Поволжье, на Украине и в Новороссии значительным был удельный вес пшеницы. На Украине широкое распространение получили посевы сахарной свеклы, используемой в сахароварении. В 40-е гг. ХК в. в центральных губерниях, в Белоруссии и Прибалтике расширились посевы картофеля. В центральных, северных и северозападных губерниях выращивался лен. Господствующей системой земледелия было традиционное трехполье: яровые - озимые - пар. В северных регионах страны при нехватке пахотных земель существовала еще подсечно-огневая система.
Важнейшей отраслью сельского хозяйства являлось животноводство. Скот разводился главным образом «для домашнего употребления». Товарное животноводство развивалось в Ярославской, Тверской, Вологодской губерниях, в Прибалтике, в степной полосе России и в Заволжье.
В сельском хозяйстве России в первой половине ХК в. возникали явления капиталистического характера: покупка и аренда земли, применение наемного труда. В 50-х гг. ХК в. в сельском хозяйстве России насчитывалось свыше 700 тыс. наемных рабочих, главным образом в южных степных губерниях, в Заволжье и в Прибалтике.
Классическое барщинное хозяйство в первой половине ХК в. исчерпало себя. Некоторые помещики стремились повысить доходность своих имений путем применения новых методов ведения сельского хозяйства: вводили многопольный севооборот, приглашали из-за границы специалистов- фермеров и агрономов, выписывали дорогостоящие сельскохозяйственные машины, минеральные удобрения, новые сорта семян. Однако высокодоходные помещичьи хозяйства были большой редкостью.
Развитие торговли и транспорта
В связи с ростом промышленности и углублением разделения труда развивался внутренний рынок. Повысилась роль ярмарок. В стране насчитывалось 64 ярмарки с оборотом 1 млн. руб. каждая.
Расширялись внешнеторговые связи. Страны Европы покупали в России хлеб и сырье; развивающаяся российская промышленность нуждалась в машинах, инструментах, хлопке, красках. Среднегодовой вывоз товаров из России за 1801-1861 гг. возрос с 59 млн. до 226 млн. руб., а ввоз - с 42 млн. до 206 млн. руб. Для внешней торговли был характерен активный торговый баланс - превышение вывоза товаров над ввозом, который в значительной степени обусловливался и протекционистской таможенной политикой правительства. Главным торговым партнером России была Англия, на долю которой приходилось свыше 1/3 экспорта и импорта, тогда как на долю Германии - 11%, Франции - 10%. Торговля России с европейскими странами велась в основном через Балтийское море. К середине века значительно возросла роль черноморской торговли.
Основными видами транспорта были водный и гужевой. Главной транспортной артерией являлась Волга. Большое транспортное значение имели Северная Двина, Западная Двина, Неман, Днепр, Днестр, Дон. В обслуживании внутренних водных путей была занята огромная армия бурлаков, коноводов, грузчиков, которых в 30-40-х ХК в. насчитывалось до 450 тыс. человек.
В начале ХК в. были проведены новые каналы, соединившие Волгу с Балтийским морем. Однако пропускная способность каналов была невелика. Во втором десятилетии ХК в. было положено начало пароходному сообщению. Первый пароход появился на Неве в 1815 г.; с 1817 г. стали ходить пароходы по Волге и Каме. К 1860 г. на внутренних водных путях России насчитывалось 339 пароходов.
Гужевой транспорт действовал главным образом зимой, когда устанавливался санный путь. В первой половине ХК в. началось строительство шоссейных и железных дорог. Шоссейные дороги соединили Петербург с Москвой и Варшавой, Москву с Варшавой, Ярославлем и Нижним Новгородом. Однако протяженность шоссейных дорог составляла к 1860 г. около 9 тыс. верст, что для огромных пространств России было ничтожно мало. Первая железная дорога протяженностью в 25 верст была построена в 1837 г. между Петербургом и Царским Селом. В 1843-1851 гг. была построена Петербургско-Московская железная дорога, имевшая большое экономическое значение. В 1859 г. была пущена в эксплуатацию железная дорога, соединившая Петербург с Варшавой. Всего к 1861 г. в России насчитывалось 1,5 тыс. верст железнодорожных линий, в то время как сравнительно небольшие по своей территории западноевропейские страны - Англия, Германия, Франция - были покрыты густой сетью железных дорог. Слабое развитие транспорта в дореформенной России существенно тормозило развитие торговли и промышленности.
Назад | Содержание | Вперед |