Процессуальные потери при групповой деятельности
Вообще-то проблема производительности труда, хоть индивидов, хоть производственных коллективов традиционно рассматривается в экономических теориях. Тем не менее, за её решение в свое время взялись и, кстати, успешно, социальные психологи. Это и неудивительно, если учесть, что все экономические проблемы создаются самими людьми и, следовательно, уходят корнями в человеческую психику.
Данное утверждение справедливо не только в отношении экономических, но также и социологических, политических, исторических и других обществоведческих проблем. Выше я уже отмечал, что впервые эту мысль вполне отчетливо сформулировал Г. Тард, считавший, что психология масс (читай - социальная психология) является основополагающей, базовой, наиболее фундаментальной наукой об обществе, и что её законы предопределяют действие всех других социальных (экономических, юридических, политических, исторических и т.д.) законов. К сожалению, эта мысль до сих пор осталась не услышанной и не воспринятой ни политиками, ни бизнесменами, ни экономистами, ни юристами, ни другими учеными-обществоведами.
Наиболее обстоятельный анализ эффективности групповой деятельности был осуществлен социальным психологом Иваном Стайнером, который разработал модель потенциальной производительности группы (1966). Исследователь полагал, что степень эффективности групповой деятельности зависит от двух факторов:
1. ресурсов, которыми обладают члены группы;
2. от типа задания, которое группе необходимо выполнить, или от характера задачи (Бэрон, Керр, Миллер, 2003).
Стайнер исходил из того, что в процессе деятельности группа никогда не может максимально реализовать свою потенциальную производительность. Проще говоря, она никогда не сможет работать со 100% эффективностью. Причиной тому - процессуальные потери. Поэтому реальная производительность группы (РПГ), согласно Стайнеру, рассчитывается по формуле: РПГ = потенциальная производительность - процессуальные потери (Steiner, 1972). В свою очередь, процессуальные потери складываются из координационных и мотивационных потерь.
Назад | Содержание | Вперед |