14.3. Проблемы становления ювенальной юстиции в России
В настоящее время под ювенальной юстицией в РФ принято понимать уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних. Отсутствие законодательной базы, определяющей сферу деятельности ювенальной юстиции, ее цели и задачи, не позволяет говорить о ней как о свершившемся юридическом факте, хотя в порядке эксперимента ювенальные суды действуют в ряде регионов РФ, например, в Санкт-Петербурге, Москве. В Ростовской области их уже 14.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» на российские суды возложена обязанность при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних применять международные нормы ювенального правосудия, рассматривать такие дела должны специально подготовленные судьи с позиций защиты интересов несовершеннолетних.
В проекте Закона «О ювенальной юстиции в Российской Федерации», разработанного в 2000 г. в рамках Федеральной президентской программы реализации судебной реформы в РФ (но так и не принятого) под ювенальной юстицией понимается судебная система, осуществляющая правосудие по делам несовершеннолетних, которая имеет следующие задачи:
- судебная защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
- судебное разбирательство дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних (ст. 1 проекта Закона).
В проекте Закона ювенальная юстиция рассматривается как часть системы общего правосудия, действующая на общей правовой базе. Несовершеннолетний выделяется как особый субъект правовой защиты и судебного преследования, а одним из принципов ювенальной юстиции провозглашается приоритет судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Суд по делам несовершеннолетних рассматривается как суд комплексной юрисдикции, в компетенцию которого входят и гражданские дела по искам несовершеннолетних, иски их законных представителей о посягательствах на имущественные, личные неимущественные, трудовые, жилищные и иные права несовершеннолетних.
В проекте Закона были предусмотрены следующие виды судов по делам несовершеннолетних:
- судья, рассматривающий дела несовершеннолетних единолично (ст. 11);
- коллегиальный суд по делам несовершеннолетних, состоящий из трех судей (ст. 12);
- суд присяжных по делам несовершеннолетних (ст. 13).
В 2005 г. Советом при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и прав человека был подготовлен проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции».
В проекте Закона под системой ювенальной юстиции понимается совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).
В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику и реабилитацию ребенка (несовершеннолетнего) (ст. 2).
Деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов осуществляется в отношении:
- детей (несовершеннолетних), нуждающихся в защите их прав, свобод и законных интересов, в том числе, в первую очередь, в отношении беспризорных и безнадзорных детей (несовершеннолетних);
- детей (несовершеннолетних), признанных потерпевшими в соответствии с уголовно-процессуальном законодательством РФ;
- детей (несовершеннолетних), находящихся в различных формах конфликта с законом, а также в отношении родителей и лиц, их заменяющих, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних) (ст. 3).
Цель профилактики прямо обозначена в ст. 2 проекта Закона и закреплена в одном из принципов построения и функционирования системы ювенальной юстиции, приведенных в ст. 4:
- приоритет прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего);
- открытость и прозрачность процедур деятельности всех ее институтов;
- приоритет профилактического подхода;
- защита прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего) специализированными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными и неправительственными некоммерческими организациями, в том числе учреждениями;
- расширение восстановительного подхода при осуществлении правосудия в отношении детей (несовершеннолетних);
- создание условий для всесторонней социализации ребенка (несовершеннолетнего) как предпосылки для его наилучшего развития;
- поддержка государством семьи в качестве наиболее благоприятной и естественной среды для воспитания ребенка (несовершеннолетнего);
- взаимодействие государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и неправительственных некоммерческих организаций, в том числе учреждений, в ходе реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего);
- доступность для детей (несовершеннолетних) социально-правовой помощи;
- создание условий, обеспечивающих деятельность лиц, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних);
- создание системы активного взаимодействия с ребенком (несовершеннолетним).
Любое физическое и юридическое лицо вправе осуществлять деятельность по реализации и обеспечению прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).
Согласно ст. 5 проекта Закона законодательство о ювенальной юстиции включает:
- Федеральный конституционный закон «О ювенальных судах в РФ»;
- Федеральный закон «Об основах системы ювенальной юстиции»;
- законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- законодательство об уполномоченных по правам ребенка;
- иное федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, касающееся реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).
Следует заметить, что Закон «О ювенальных судах в РФ» и Закон «Об уполномоченном по правам ребенка в РФ» до сих пор не приняты.
В соответствии со ст. ст. 6, 7 и 8 проекта Закона субъектами системы ювенальной юстиции являются государственные органы и учреждения, входящие в систему ювенальной юстиции, к ним относятся:
- ювенальные суды;
- уполномоченные по правам ребенка;
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- должностные лица и иные работники прокуратуры, органов следствия и дознания, специализирующиеся на работе с детьми (несовершеннолетними;
- специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, государственной службы занятости, государственные органы, осуществляющие молодежную политику;
- воспитательные колонии и иные специализированные пенитенциарные учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.
Муниципальные органы и учреждения, входящие в систему ювенальной юстиции:
- органы опеки и попечительства;
- приемные семьи;
- муниципальные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные и реабилитационные центры служб и учреждений.
Неправительственные некоммерческие организации, работающие с детьми (несовершеннолетними):
- общественные объединения и иные неправительственные некоммерческие организации, действующие в интересах детей (несовершеннолетних) и занимающиеся обеспечением и защитой их прав, свобод и законных интересов;
- негосударственные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные, реабилитационные центры, службы и учреждения, в том числе учреждения для круглосуточного пребывания беспризорных и безнадзорных детей (приюты);
- коллегии адвокатов.
В соответствии с проектом Федерального конституционного закона «О ювенальных судах в РФ» для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве системы специальных судов, действующих на основании Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» создаются ювенальные суды.
К делам в отношении несовершеннолетних относятся дела, в которых несовершеннолетний является подсудимым либо потерпевшим - при рассмотрении уголовных и административных дел, или одной из заинтересованных сторон - при рассмотрении гражданских дел.
Проект Закона предусматривает создание ювенальных судебных коллегий в составе Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов.
Дела в отношении несовершеннолетних рассматриваются федеральными ювенальными судьями единолично, а в вышестоящих ювенальных судебных коллегиях - в составе трех профессиональных судей.
Сущность функций субъектов системы ювенальной юстиции заключается в направленности их непосредственной деятельности (при взаимодействии с другими субъектами ювенальной юстиции) на профилактику нарушений прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и предупреждение правонарушений несовершеннолетних.
Формы их деятельности зависят от содержания законодательства, которое в настоящее время находится в стадии проектов и обсуждений.
13-14 декабря 2005 г. в Москве состоялась Международная конференция «Перспективы становления и развития ювенальной юстиции в современной России», где Российская Федерация была подвергнута критике за медлительность в учреждении суда по делам несовершеннолетних и создании системы ювенальной юстиции.
Необходимо избегать медлительности и в то же время не допускать излишней поспешности в процессе принятия и апробирования ювенального законодательства в России, так как темпы роста преступности, в том числе преступности несовершеннолетних, не позволяют оставлять указанные проблемы без их оперативного, но взвешенного решения.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. История ювенальной юстиции в России.
2. История ювенальной юстиции в зарубежных странах.
3. Зарубежные модели ювенальной юстиции.
4. Признаки суда по делам несовершеннолетних.
5. Проблемы становления ювенальной системы в России.
6. Проекты законов в области ювенальной юстиции
7. Профилактика в сфере ювеналистики.
8. Обосновать необходимость внедрения ювенальной юстиции в судебную систему РФ.
Назад | Содержание | Вперед |