2. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации. Функции органов прокуратуры
В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются централизация, независимость, законность, гласность.
Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами, назначаемыми в соответствии с Конституцией РФ, стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.
Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры состоит в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.
Основной функцией органов прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов.
Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Следует заметить, что сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями. Прокуратура РФ осуществляет надзор также за исполнением Указов Президента РФ.
Закон о прокуратуре выделяет в надзоре четыре направления:
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Актами прокурорского реагирования на установленные факты нарушений закона в зависимости от их характера, степени опасности и других обстоятельств могут быть:
- внесение представления об устранении нарушений;
- принесение протеста на противоречащий законам правовой акт;
- обращение в суд или арбитражный суд с требованием о признании правового акта недействительным;
- вынесение постановления об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебного органа;
- постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
- постановление о возбуждении уголовного дела;
- письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности.
Указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовнопроцессуальную, осуществляемую органами дознания и следователями независимо от их ведомственной принадлежности, а также оперативно-розыскную. Последняя относится к компетенции оперативных подразделений милиции, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ.
Полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия установлены уголовно-процесуальным законодательством. К наиболее важным из них относятся следующие:
- право на отмену незаконных и необоснованных постановлений;
- право на истребление и проверку уголовных дел, материалов и иных сведений о совершенных преступлениях;
- право давать следователям и органам дознания (лицам, производящим дознание) письменные указания;
- право санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу или залога;
- право санкционировать производство обыска, отстранения обвиняемого от должности;
- право давать согласие на освобождение от уголовной ответственности и направление материалов без возбуждения уголовного дела для применения мер общественного воздействия или на прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным УПК РФ;
- право продлевать сроки следствия и дознания, а также сроки содержания обвиняемых под стражей;
- право возвращать уголовное дело со своими письменными указаниями для продолжения предварительного расследования;
- право утверждать обвинительное заключение, постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.
Предметом четвертого направления из числа обозначенных Законом о прокуратуре направлений прокурорского надзора являются:
- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
При осуществлении этого надзора прокурор вправе:
- посещать в любое время указанные выше органы и учреждения;
- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами.
Назад | Содержание | Вперед |