12.1. Предпосылки и этапы реформ М.С. Горбачева . Политический и экономический кризис, «двоевластие». Крах внешней политики
К середине 80-х годов насущная необходимость системных реформ стала очевидной для большинства в обществе. Попытка их проведения в рамках социалистической системы связана с правлением М.С. Горбачева (1985-1991).
Предпосылки реформ можно разделить на несколько групп: внутриэкономические - 1) падение стимулов к труду и его производительности, как следствие ослабления репрессивной системы при отсутствии материальных рычагов; 2) начинавшийся экономический кризис, проявлением которого стали нараставшие товарные дефициты и порожденные ими очереди; отсюда - 3) рост неконтролируемой «теневой» (подпольной) экономики; внешнеэкономическая - 4) проигрыш соревнования с Западом, включая отставание в НТР; социальные - 5) коррупция; 6) разложение партии и общества, двойная мораль и политическая апатия; системная - 7) неудача попыток реформ прежними, административными методами («закручивание гаек» Андропова и «ускорение» Горбачева в начале его правления), как следствие исчерпания сталинской модели экономики; ситуацию усугубили катастрофа на Чернобыльской АЭС 1986 г. и неудачная антиалкогольная кампания Горбачева.
Таким образом, реальные реформы начались не сразу, а примерно с начала 1987 года, когда стала окончательно очевидной бесперспективность административных попыток. Период реформ, получивших клише «перестройка» с легкой руки их инициатора, можно разделить на два этапа: управляемый, длившийся до тех пор, пока власть контролировала ситуацию в стране (1987-1989), и неуправляемый кризис, когда этот контроль был фактически утрачен (1989-1991).
Первый этап (1987-1989) характеризовался двумя основными тенденциями:
1. Политика гласности - смягчение цензуры и «железного занавеса», а к концу данного этапа - их фактическое снятие.
2. Демократизация управления, начавшаяся с выборов директоров предприятий и закончившаяся переходом к свободным политическим выборам, историческое решение о котором было принято XIX партийной конференцией в июле 1988 года.
Однако в дальнейшем реформы перешли в неуправляемый кризис, причинами которого стали:
1. Политические: А. Одним из следствий снятия «железного занавеса» и информационной блокады стала наглядность отставания СССР от Запада по всем параметрам. В свою очередь, это вызвало всплеск антикоммунистических настроений в обществе. Б. На республиканских выборах в России в мае-июне 1990 года победила прозападная демократическая оппозиция во главе с Б.Н. Ельциным, следствием чего стало противостояние союзных и республиканских властей.
2. Экономическая - ослабление старых рычагов управления при отсутствии реальных реформ в экономике (были только слова об аренде земли и зажатые в узкие рамки кооперативы).
В партийном руководстве этого периода выделялись 2 крыла: ортодоксально-консервативное во главе с Е. Лигачевым и либеральное во главе с А. Яковлевым. Парадоксально, но никто не выступил за альтернативный вариант реформ по образцу, успешно апробированному в Китае начиная с 1982-1984 гг. Китайский вариант заключался в экономических реформах образца советского НЭПа при сохранении тоталитарного режима. Вопрос о том, была ли реальной возможность избежать распада СССР и других катаклизмов при таком варианте, остается предметом дискуссий историков, политологов и социологов. Главный аргумент против: советское общество 80-х годов было уже далеко не таким идеально управляемым, как современное ему китайское общество, в нем уже господствовали неверие и апатия. Вероятнее поэтому, что «китайская альтернатива» для СССР была упущена гораздо раньше, в 1953 году, т. е. на момент смерти Сталина. С другой стороны, в то время соревнование тоталитарно-коммунистической советской модели с западной было еще не законченным, внушительные успехи СССР подавали надежды, и вряд ли тогда кто-либо в советской правящей элите решился бы на это. Но несомненно и другое: легкость, с которой М.С. Горбачев пошел на политическую демократизацию, оказалась неоправданной и не подкрепленной стабилизацией экономики. В результате «джинн вышел из бутылки», и реформы перешли в неуправляемый кризис.
Основные черты общего кризиса 1989-1991 гг. и этапы их углубления можно проследить по 3 направлениям.
В политической сфере все началось с формирования легальной парламентской оппозиции на 1-м съезде народных депутатов СССР в мае-июне 1989 года, созванном на основе первых в Советском Союзе свободных выборов. В стране впервые за 72 года повеяло воздухом свободы. Начались митинги и демонстрации оппозиции с постепенным переходом от критики действующего руководства во главе с М.С. Горбачевым к критике всей системы. В дальнейшем Горбачев, отступая, лавируя и сдавая одну позицию за другой, пошел на такие меры, подрывавшие «святая святых» тоталитарной системы, как официальная отмена монополии на власть КПСС, провозглашение многопартийности и экономической многоукладности. Последовавшее избрание лидера оппозиции (в прошлом - высокопоставленного деятеля КПСС, карьера которого в партии закончилась крахом) Б.Н. Ельцина председателем Верховного совета РСФСР в июне 1990 года и провозглашенный им лозунг приоритета республиканских законов над общесоюзными (с целью вырвать власть у Горбачева) привели к двоевластию, равносильному анархии. Не помогло и введение института президентской власти в 1990 г. М.С. Горбачев стал президентом СССР, но уже в июне 1991 г. Б.Н. Ельцин был избран президентом РСФСР. В результате правительство М.С. Горбачева оказалось в ситуации, аналогичной Временному правительству А.Ф. Керенского в 1917 году.
В экономике кризис начался с тотального дефицита потребительских товаров вследствие ослабления старых рычагов управления при отсутствии новых. Первым грозным симптомом социального недовольства стала прокатившаяся по стране осенью 1989 года волна шахтерских забастовок.
Национальный кризис СССР, вызванный ослаблением власти и подготовленный предшествующей непоследовательной политикой преемников Сталина в национальном вопросе (начиная с Хрущева), ознаменовался серией кровавых межэтнических конфликтов (начиная с армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе в 1988 году). Следующим этапом стал выход на легальную арену сепаратистов (начиная с республик Прибалтики) с 1989 года, стремившихся к выходу из состава СССР. Положение осложнялось тем, что финансируемая США демократическая оппозиция во главе с Б.Н. Ельциным в борьбе за власть поддержала их. Подобно большевикам в 1917 году, «демократы» были готовы на любые средства ради своих целей. Начиная с марта 1990 года некоторые национальные республики (Литва, Латвия, Эстония, Грузия) провозгласили независимость от Союза. Союзные власти не признали этого, но вместе с тем фактически бездействовали, не решаясь на силовой путь решения вопроса. Идя на уступки, Горбачев инициировал переговоры в Ново-Огарево с республиканскими лидерами о пересмотре союзного договора 1922 года с расширением прав и полномочий республик. Однако в переговорах приняли участие лишь 9 из 15 республик. Во весь рост встала угроза поэтапного распада Союза.
Во внешней политике М.С. Горбачев начал с провозглашения концепции «нового мышления», состоявшей в переходе от противостояния капиталистической и социалистической систем к сотрудничеству и партнерству. Однако если США при этом стремились максимально сохранить свои позиции, то со стороны СССР «новое мышление» в реальности обернулось односторонними уступками Западу. Наряду с шагами, представлявшими действительно назревшую потребность, - такими как вывод войск из Афганистана в 1988-1989 гг. и нормализация отношений с Китаем - Горбачев в 1988 г. заключил крайне невыгодный договор с США о взаимной ликвидации ракет средней и малой дальности (РМСД), которых у СССР было в 4 раза больше, чем у американцев.
Последующие события ознаменовали крах политики «нового мышления». Отказавшись от контроля над странами-сателлитами, Горбачев по существу подал сигнал к крушению социалистического лагеря, произошедшему осенью 1989 года в результате цепной реакции антикоммунистических революций в странах Восточной Европы. Следствием этого стали распад военного блока Варшавского договора и объединение Германии вокруг ФРГ в 1990 году.
Назад | Содержание | Вперед |