6.1. Понятие и система административного права
С административными правом и отношениями люди сталкиваются каждый день: соблюдая правила дорожного движения или обращаясь в какой-либо орган государственной власти. Что же в целом это за отношения, которые регулирует административное право?
Для ответа на этот вопрос следует обратиться к самому слову «административное». Оно производно от латинского термина ad-ministro (исполнять, управлять) (в свою очередь ministro значит служить). И действительно, административное право (управленческое право) регулирует управленческие отношения. Но управление можно понимать широко, включая в него как деятельность всего аппарата государства, так и деятельность органов всех организаций. Для понимания же административного права значим лишь узкий смысл управления как деятельности государственных органов исполнительно-распорядительного характера, т. е. исполнения законов с использованием своих полномочий (распорядительство). Такова деятельность органов исполнительной власти. Значит, административными будут отношения, обладающие следующими признаками:
1) это отношения управляющих с одной стороны и управляемых с другой, т. е. отсутствие равенства сторон;
2) управляющими субъектами в этих отношениях выступают государственные органы исполнительной власти;
3) органы исполнительной власти участвуют в этих отношениях в связи с практическим выполнением своих властных полномочий. Это важно помнить, т. к. они могут участвовать и в иных не административных отношениях: трудовых, принимая кого-то на службу, или гражданских, заключая договор поставки для государственных нужд. Примеры административных отношений были уже приведены в начале параграфа.
Административное право - это отрасль публичного права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с управленческой деятельностью государственных органов исполнительной власти.
Административное право складывается не только из законодательных норм, посвященных административным правоотношениям. Органы исполнительной власти, в свою очередь, принимают многочисленные подзаконные нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровней. Поэтому нормативная база административного права, в сравнении с иными отраслями, просто огромна, изменчива и лишь в малой части кодифицирована.
Система административного права состоит из следующих подотраслей: 1) органы исполнительной власти и государственная служба; 2) административная ответственность; 3) производство по делам об административных правонарушениях (административный процесс сейчас регулируется административным, а не самостоятельным законодательством); 4) управление экономикой; 5) управление таможенным делом; 6) управление социально-культурной сферой; 7) управление политической сферой (оборона, безопасность, юстиция и иностранные дела).
Назад | Содержание | Вперед |