13.1. Либеральные экономические реформы 90-х годов, их результаты
В 1992 году в России начались либерально-буржуазные экономические реформы, прозванные «шоковой терапией». Главная роль в их проектировании и проведении принадлежала первому главе ельцинского правительства Е. Гайдару и А. Чубайсу.
Основными этапами реформ стали:
январь 1992 г. - освобождение (либерализация) цен;
октябрь 1992 г. - начало приватизации государственной собственности с помощью ваучеров (приватизационных чеков), выданных бесплатно каждому взрослому гражданину России с правом приобретения на них акций частных компаний или предприятий.
Главными особенностями реформ были:
1. Поспешные ускоренные темпы, с целью не допустить реставрации социализма. Уже к 1995 г. было приватизировано 60 % государственных предприятий.
2. Некритическое использование рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ), игнорирование реальной социально-экономической ситуации и национального менталитета страны.
3. Отставание разработки соответствующего законодательства, что создавало почву для масштабных злоупотреблений и коррупции при проведении приватизации.
4. Отсутствие механизмов социальной защиты малообеспеченных слоев населения, на которые обрушился мощный удар кризиса в процессе рыночной перестройки.
Эти особенности определили крайне противоречивые результаты реформ:
А. В экономике:
1. Неизбежное в процессе столь радикальных реформ и разрушения сложившихся хозяйственных связей двойное падение промышленного производства.
2. Следствием этого стала гиперинфляция, ознаменовавшая провал теории «монетаризма», ибо неудержимый рост цен без хотя бы частичной периодической индексации зарплаты неизбежно привел бы к социальному взрыву. За 4 года деньги обесценились в 10 000 раз.
Б. В социальной сфере:
1. Резкое обнищание основной массы населения, особенно работников бюджетных учреждений и пенсионеров; обнуление многолетних вкладов граждан в государственном Сбербанке без соответствующей индексации, по существу - ограбление государством вкладчиков.
2. Сосредоточение собственности в руках крупного капитала нерыночным путем. Отчасти это происходило через теневые махинации и коррупцию при проведении аукционов по приватизации госпредприятий, продававшихся по цене в десятки раз ниже себестоимости; отчасти - путем т. н. «директорской приватизации» с использованием служебного положения отраслевой хозяйственной номенклатуры, по существу присвоившей себе госсобственность (именно так были созданы холдинги «Газпром» и «Лукойл»).
В итоге, в России в рекордно короткие сроки, не имеющие аналогов в мире, были созданы миллиардные состояния. Так, если в США культовой фигурой бизнеса считался Дж. Рокфеллер-старший, сколотивший в XIX в. подобное состояние за 40 лет, то в постсоветской России уже через 5 лет после начала реформ насчитывалось 12 миллиардеров.
3. Результатом этого стало фактическое самоограбление государства, характерными чертами которого были: а) невиданный расцвет коррупции (одной из причин этого стало то, что в России, в отличие от бывших соцстран Европы, у руля государственного аппарата осталась значительная часть морально переродившейся старой партийной номенклатуры); б) крупномасштабные аферы т. н. «финансовых пирамид» типа компании МММ, заключавшиеся в скупке ваучеров у населения под дутые спекулятивные акции с последующим банкротством; в) утечка капиталов за границу (по некоторым данным, составившая 40 млрд долларов), поскольку сами «новые русские» не очень верили в прочность своего положения.
4. Разочарование широких масс народа в реформах, сопровождавшееся резкой социальной поляризацией (от «олигархов» до бомжей) при упадке инфраструктуры социальной защиты.
5. Следствием этого стала масштабная «утечка мозгов» за границу.
6. Ситуация усугублялась волной беженцев из бывших союзных республик, пораженных еще более острым социальным кризисом и межэтническими конфликтами.
7. Неизбежным следствием всего перечисленного стал рост преступности (особенно в условиях введенного с 1995 г. моратория на смертную казнь).
В. В духовной жизни общества: вакуум моральных и политических ценностей, как следствие разочарования в обманутых надеждах. Он усиливался тем, что, по существу, взамен старой, потерпевшей крах коммунистической идеологии пришедшие к власти либеральные реформаторы не дали народу новой. Ее подменили слепое поклонение Западу и культ наживы любой ценой.
Медленное преодоление социально-экономического кризиса началось в 1996 г., когда стремительное падение производства достигло низшей точки. Это позволило покончить с галопирующей инфляцией и провести в 1998 г. деноминацию денег в 1000 раз.
Реформы в условиях общей нестабильности, хаоса в управлении и коррупции сопровождались огромным ростом внешних долгов государства, достигших к 1998 г. 130 млрд долларов. В них вошли и признанные еще Горбачевым дореволюционные долги России, без учета которых Запад не предоставил бы новых кредитов, и все долги бывшего СССР, принятые на себя Россией в качестве его правопреемницы (Россия согласилась на это при условии демонтажа ядерного оружия на территориях других республик бывшего Союза). В условиях кризиса и коррупции, когда часть кредитов бесследно исчезала, на их погашение правительство В. Черномырдина, сменившего Гайдара в конце 1992 г., выпускало новые долговые обязательства - ГКО (государственные краткосрочные обязательства) под огромные проценты, а поскольку реально они ничем не обеспечивались, для их погашения выпускались новые ГКО, что превратилось в авантюру века - финансовую пирамиду, построенную самим государством по образцу компаний типа МММ. Финалом этой авантюры стал разразившийся в августе 1998 года дефолт - финансовый кризис с признанием неплатежеспособности государства по долгам. Дефолт сопровождался новым витком инфляции, крахом большинства крупнейших коммерческих банков России, скупавших ГКО у государства, и разорением их вкладчиков.
Это событие стало поворотным пунктом, после которого наступило отрезвление правящих кругов. В 1998-1999 гг. новое правительство Е.М. Примакова приняло экстренные меры по реструктуризации банковской системы России и сумело остановить кризис. Были усилены механизмы государственного регулирования экономики, начата разработка соответствующего законодательства (как только острота кризиса миновала, Примаков, подобно графу Витте при Николае II, был уволен Ельциным в отставку за излишнюю самостоятельность и прямолинейность). С этого момента начался реальный перелом ситуации в экономике.
Назад | Содержание | Вперед |