Область исследований когнитивной психологии
Как видно уже из самого названия, когнитивную психологию интересуют процессы познания и мышления, а в более широком смысле — протекание всех внутрипсихических процессов. Даже далекому от философии и психологии человеку понятно, что познать и описать течение процессов мышления и познания гораздо сложнее, чем наблюдать и описывать поведение. Поэтому сфера исследования когнитивной психологии совершенно обоснованно считается наиболее трудно постижимой.
Говоря более конкретно, отметим, что когнитивная психология исследует, во-первых, процессы познания и мышления, считая, что поведение, которое интересует бихевиористов, является следствием когнитивной деятельности.
Во-вторых, когнитивная психология исследует принципы, способы и формы организации и структурирования как самих когнитивных процессов, так и их результатов — знаний, опыта, памяти. Если познание сравнить со сборкой, например, автомобилей, то сам когнитивный процесс предстанет как конвейер, на котором происходит сборка; Принцип организации конвейера, последовательность, распределение обязанностей среди работников и т. д. — как принципы, формы и способы организации когнитивного процесса, а детали, узлы и агрегаты, из которых собирается машина, — как когнитивные элементы, задействованные в процессе мышления и познания.
Добавим, что когнитивная психология подчеркивает активный, творческий характер когнитивных процессов. Это означает, что люди не пассивно воспринимают окружающий, в том числе и социальный мир, а творчески, целесообразно, активно его организуют, выстраивают и даже создают. Особенно это справедливо в отношении социального мира — сферы человеческих отношений.
Социальное познание является особой формой когнитивной деятельности, поэтому социальная когнитивная психология отличается от общей когнитивной психологии. Мир людей, социальных отношений многим отличается от мира вещей, предметов. Прежде всего, социальное познание является двусторонним процессом. Объект нашего восприятия и познания - другой человек - сам, в свою очередь, воспринимает и познает нас, чего, по всей вероятности, не делают неживые предметы, растения, и многие виды животных. Кроме того, люди обладают известной гибкостью, способностью изменяться от ситуации к ситуации и с течением времени. Человек в детстве и во взрослом возрасте, хотя и будет одним и тем же человеком, но, вместе с тем, он будет уже во многих отношениях иным человеком.
И еще, когда мы изучаем и познаем какой-нибудь предмет, например стол, то трудно предположить, что он будет стараться предстать перед нами в лучшем или худшем, чем есть на самом деле, виде. В мире же социальных отношений мы сталкиваемся с такими попытками сплошь и рядом. Таким образом, процесс социального познания значительно отличается от познания вообще. К тому же он неизмеримо сложнее.
Одним из основных понятий когнитивных теорий является понятие когнитивной схемы, которое обозначает особым образом организованную систему прошлого опыта, обретенного в процессе познания и с помощью которого объясняется переживание опыта настоящего времени. Предположим, например, что вас пригласили на концерт в филармонию. Может быть, у вас уже есть опыт посещения филармонии, возможно также, что вы только слышали отзывы других людей о филармонических концертах. И когда вы получаете приглашение, то оно активизирует имеющиеся у вас знания, которые извлекаются из запасников памяти. Затем, основываясь на опыте, организованном в схему, вы формируете ожидания, связанные с концертом в филармонии. И только после этого, после использования информации, извлеченной из памяти, вы принимаете решение - идти или не идти на концерт. Таким образом, схема формирует прошлый опыт и в то же время влияет на наше восприятие и отношение к новым событиям, включая и те, которые еще не произошли.
Здесь важно отметить то обстоятельство, что всякий раз, когда схема оказывается востребованной и на основании содержащейся в ней информации принимается какое-то решение, реализуемое затем в поведении, то тем самым обогащается наш опыт, а вместе с ним усложняется и несколько изменяется сама схема. После чего она вновь откладывается в памяти, и мы в любой момент можем ею воспользоваться.
Когнитивное направление уже довольно длительное время является частью социальной психологии. Новейшие модели социального познания развивают и уточняют такие, уже устоявшиеся в социальной психологии, традиционно используемые когнитивные понятия, как стереотипы, установки и т. д. Вместе с тем, новые модели социального поведения несколько отличаются от прежних и, в частности, тем, что в них проявляется особый интерес к структуре самого когнитивного процесса. Пытаясь смоделировать структуру мыслительных процессов - схем, их содержания, способов наполнения информацией, принципов их взаимосвязи, психологи-когнитивисты стремятся понять, как используются и работают эти схемы, какую роль играют в поведении людей. Исследователями разрабатываются различные теоретические модели когнитивных процессов, с помощью которых объясняется, каким образом схемы и другие компоненты когнитивной деятельности влияют на наше поведение, оставаясь в то же время неосознаваемыми.
Можно привести немало примеров когнитивных теорий, разработанных для решения тех или иных социально-психологических проблем - от первых исследований социальных установок до моделей формирования самосознания и теорий, объясняющих, как мы познаем других людей. Среди различных теорий, созданных в рамках когнитивистского подхода, наибольшую известность и применение получили разнообразные версии теории когнитивного соответствия - теория когнитивного равновесия Фрица Хайдера, теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера, теория конгруэнтности Чарльза Осгуда и Пола Танненбаума, а также теория приписывания причин или каузальной атрибуции Харольда Келли, созданная на базе идей, сформулированных Фрицем Хайдером.
Мы не ограничимся лишь этими предварительными замечаниями и в дальнейшем практически в каждой теме данной книги будем вновь и вновь обращаться к различным когнитивным теориям.
Пока же подведем краткий итог сказанному. Итак, теории дают нам возможность взглянуть на мир под определенным углом зрения. Мы используем их для создания оснований конструкции нашего понимания мира. Еще они нам нужны для того, чтобы делать выводы и прогнозы о том, каких событий нам следует ожидать и какие объяснения можно дать наблюдаемым в данным момент событиям. Словом, как выразился Курт Левин, “нет ничего более практичного, чем хорошая теория”.
Как мы смогли убедиться, теоретическим основанием современной социальной психологии послужили три названные выше теоретические ориентации - необихевиористская (теории научения), интеракционистская (ролевые теории) и когнитивистская. На первый взгляд, может сложиться впечатление, что эти направления противоречат друг другу. Но это не совсем так. Просто мы еще недостаточно осведомлены в вопросах социального поведения и взаимоотношений. Иначе говоря, мы еще мало знаем о сложном и многообразном мире социально-психологических феноменов. А названные теоретические направления, каждое под своим углом зрения, дает нам возможность лучше понять этот мир. Поэтому они, скорее, дополняют друг друга, чем противоречат одно другому. Сторонников теории научения, например, интересует влияние на людей окружающей обстановки, и они рассматривают подкрепление как возможное объяснение чьего-либо поведения. Исследователи социально-когнитивной ориентации, с другой стороны, собирают соответствующую информацию о том же самом человеке и его поведении и рассматривают ее с таких позиций, чтобы она была пригодна для объяснения действий человека, но уже с применением концепции внутренней, когнитивной деятельности.
Поэтому-то социальные психологи и полагаются на совокупность различных теорий, в том числе созданных даже вне сферы социальной психологии, что является специфической чертой данной дисциплины.
Но теоретическая деятельность, как мы уже знаем, лишь одна составляющая науки. Другой является эмпирическое основание, иначе - практическая и опытно-исследовательская деятельность. Её-то кратким анализом мы сейчас и займемся.
Назад | Содержание | Вперед |