6.3. Административные правонарушения и ответственность. Виды административных наказаний
Нормы, посвященные административным правонарушениям и ответственности, являются особой подотраслью административного права. На федеральном уровне они кодифицированы в Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (сокращенно - КоАП). Но в соответствии со ст. 72 (ч. 1 п. «к») Конституции РФ и ч. 1 ст. 1.1 КоАП субъекты Федерации вправе устанавливать и дополнительные административные правонарушения на своей территории. В Алтайском крае это было сделано путем принятия Закона Алтайского края от 10 июля 2002 г. № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края».
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Таким образом, согласно закону, административное правонарушение определяется чисто формально; со своей стороны добавим, что оно, в отличие от преступления, носит менее опасный характер, а в отличие от гражданско-правовых и дисциплинарных правонарушений - посягает и на права в публичной сфере правоотношений.
Примерами федеральных административных правонарушений являются составы главы 10 КоАП «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель»: нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками (ст. 10.1); нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкаран- тинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.2); нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.3); непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, и конопли (ст. 10.4); непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, и дикорастущей конопли (ст. 10.5); нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6); сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7); нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.8); проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9); нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений; повреждение мелиоративных систем (ст. 10.10); нарушение норм и правил ведения племенного животноводства (ст. 10.11); нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений (ст. 10.12); нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений (ст. 10.13); нарушение порядка ввоза на территорию РФ семян сельскохозяйственных растений (ст. 10.14).
На территории Алтайского края административными правонарушениями, согласно вышеназванному Закону, в частности, являются: оскорбление общественной нравственности (ст. 29); сжигание сорняков и остатков растительности на полях и вдоль дорог в весенне-осенний период (ст. 40-1); безбилетный проезд в городском общественном транспорте (ст. 46); сбыт или приобретение самодельных спиртных напитков (ст. 49); нарушение тишины и покоя граждан (ст. 61).
В Кодексе РФ об административных правонарушениях говорится о самостоятельном виде юридической ответственности - административной ответственности. Ей подлежат физические лица (с 16 лет), в том числе должностные, и юридические лица. Привлечение к ответственности юридического лица не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновного физического лица, равно и наоборот.
Мерой административной ответственности, согласно Кодексу, является административное наказание. В пунктах 1-8 ч. 1 ст. 3.2 КоАП установлены следующие его виды: 1) предупреждение (в письменной форме); 2) административный штраф (не менее 1/10 МРОТ и не более 25 МРОТ для граждан, не более 50 МРОТ - для должностных лиц, не более 1 тыс. МРОТ - для юридических лиц; в области нарушений антимонопольного, валютного, таможенного, экологического и в отдельных случаях иного законодательства штраф для должностных лиц может достигать 200 МРОТ, а для юридических лиц - 5 тыс. МРОТ); 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, водительских прав или права охоты); 6) административный арест (от 1 до 15 суток, а за нарушение режима чрезвычайного положения - до 30 суток); 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация (лишение права занимать руководящие должности в юридических лицах). Субъекты Федерации за совершение своих правонарушений вправе применять только предупреждение и штраф. При малозначительности совершенного правонарушения лицо, его совершившее, согласно ст. 2.9 КоАП, может быть освобождено от ответственности и получить устное замечание.
Назад | Содержание | Вперед |