§ 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Какими способами изучается психика человека, какие «инструменты» используются для того, чтобы получать достоверные сведения о её фактах, закономерностях и механизмах? Ответу на этот вопрос посвящён данный параграф.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надёжны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя всё самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удаётся сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперёд в познании мира. Всё сказанное относится и к психологии. Её явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки её успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук: философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории и др.
В течение многих веков психологические знания получали путём самонаблюдения, умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надёжность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, не экспериментальной наукой. Из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
С внедрением в психологию лабораторного эксперимента и измерения было связано намерение сделать её более точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления. Благодаря применению методов естественных и точных наук психология выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться.
Попытки количественной оценки психических явлений предпринимались, начиная со второй половины 19 в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм.
Для выявления общих и отличающих людей друг от друга психологических свойств в конце 19 в. стали использовать методы математической статистики, которые в 20 в. получили широкое распространение в различных отраслях психологии. Сейчас без них не обходится ни одно серьёзное научное психологическое исследование.
С 80 гг. 19 в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных исследований, которые позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции . Сначала это были довольно простые технические устройства, преимущественно механические. В начале 20 в. к ним присоединились электрические приборы. В наше время в психологических исследованиях используются многие виды современной аппаратуры.
Но, наряду с математизацией и технизацией исследований, в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение и самонаблюдение.
Прежде чем приступить к описанию методов психологии, необходимо рассмотреть взаимосвязь методологии, методов и методик научного исследования, которую можно представить в виде следующей схемы (рис. 2):
Рис. 2. Взаимосвязь методологии, метода, методики
Методология психологии представляет собой систему знаний, касающихся описания и обоснования применяемых в психологии методов научного исследования с точки зрения возможности получения с их помощью точных и достоверных знаний о психических явлениях, а также ключевых научных понятий, с помощью которых строятся теоретические описания и объяснения психических явлений.
Методы научных исследований - те приёмы и средства, с помощью которых учёные получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Метод строится на общих теоретических представлениях о сущности изучаемого явления, т.е. на методологии.
Методика представляет собой конкретное «воплощение» метода. Для каждого явления разрабатываются свои собственные методики, т.е. процедуры, с помощью которых можно оценить (диагностировать) данное психическое явление . Современная психология предъявляет строгие требования к валидности и надёжности используемых методов и методик.
Назад | Содержание | Вперед |