§ 1.1.3. Теоретические основы исследования семьи и брака
Теория - это систематичная точка зрения, на основании которой исследователи анализируют и описывают имеющийся в их распоряжении информационный массив. Теории помогают исследователям организовать и интерпретировать полученные данные, а так же решить вопрос о том, какие проблемы поднять. Так же они помогают формировать широкие концепции на основе эмпирических данных. При обсуждении исследований необходимо помнить, к какой школе принадлежит конкретный исследователь, сделавший данные выводы.
Структурно-функциональная теория. В рамках данной теории исследуется вопрос, как различные социальные структуры социума выполняют полезные для общества функции. Исторически этот подход развивался из естественных наук. Теоретики данного направления предполагают аналогию между обществом и животным миром. Они видят в обществе систему подобную биологическому организму в том, что он состоит из частей, которые находятся в определенных взаимоотношениях друг с другом. Одна характерная черта организма в том, что он самосохраняется, т.е. выживает при помощи своих поддерживающих жизнь систем и за счет адаптации к окружающей среде. Подобным же образом общество имеет подсистемы, решающие для его выживания. Постоянные среди них - семья, экономика, религия, политика, образовательные институты.
Макинтайр определил три основные категории функций семьи, например:
1. Функции семьи (как социального института) для общества.
2. Функции семьи для самой себя как подсистемы.
3. Функции семьи для каждого определенного члена семьи.
Наиболее важные цели семьи - производить новых членов общества и обеспечивать их социализацию. Поведение семьи меняется в очень широком спектре в различных культурах, но функции прокреации и социализации представляются универсальными. Основной механизм стабилизации семьи считается «труд посредством секса» (Макинтайр).
Согласно Талкотту Парсонсу, Роберту Бейлзу и другим структурным функционалистам, для любой маленькой группы, чтобы она функционировала эффективно и выжила, в ней должны быть распределены цели и роли (ролевая дифференциация). Маленькие группы имеют тенденцию спонтанно развивать структуру смешанных ролей. Семья традиционно порождается самой же собой при помощи секса. Мужчины функционируют как кормильцы семьи, представляя, что называется инструментальную роль. Женская роль - охранять очаг - экспрессивная роль. Некоторые исследователи этого направления считают разделение труда способом, при помощи которого семьи способны обеспечивать стабильность структуры и эффективно функционировать в обществе. Однако недавние изменения в системе семьи заставили некоторых исследователей вновь заняться этим вопросом.
Изучение функций семьи в отношении каждого отдельного члена семьи сконцентрированы на том, как взаимоотношения внутри семьи влияют на личность каждого отдельного члена семьи. Пример подобных исследований - исследование взаимоотношений матери и ребенка и влияние взаимоотношений на эмоциональные расстройства детей. Таким образом, применение данного подхода к семье можно выразить в следующем:
1. Общество имеет функциональные требования, которые должны быть удовлетворены, если оно хочет выжить. Они удовлетворяются посредством подсистем, которые называются социальными институтами. Семья - социальный институт, который удовлетворяет различными способами функциональные требования общества.
2. В то же время семья сама по себе система с ее собственными функциями, требованиями, с которыми сталкиваются члены семьи.
3. Семья состоит из индивидов, чьи потребности удовлетворяются системой семьи.
Критика структурно-функциональной теории. Один из основных подходов к критике структурного функционализма состоит в том, что эта теория обманчиво проста. Не всегда возможно определить, что является или не является функционально необходимым для существования социальной системы. Например, развод традиционно рассматривался как дисфункция (имеющая нежелательные последствия). Но если посмотреть с другой стороны, развод может быть функционален, т.к. обеспечивает организованное разделение членов семьи и дает людям возможность завершить потенциально деструктивные взаимоотношения.
Так же критика касается определения мужских ролей как инструментальных, а женских как экспрессивных. Инструментальность мужчин предполагает, что они по природе своей ориентированы на цель и рациональны, качества, которые годятся для того, чтобы удовлетворить основные нужды семьи. Экспрессивность для женщин предполагает, что по своей природе они подходят главным образом для сохранения эмоционального фона семейной жизни. Сегодня большинство теоретиков не согласны, что семейные роли биологически детерминированы, или что они логично «выходят» из некоторого «естественного» порядка.
Возможно, наиболее серьезная сложность состоит в том, что данная теория придает большое значение стабильности и равновесию. Когда равновесие - основная ценность, то благосклонно воспринимаются лишь те роли, которые его укрепляют и поддерживают, а их изменения воспринимаются как угроза существующей иллюзорной гармонии. Эта теория широко использовалась в первой трети XIX века, чтобы оправдать социальные классовые различия и бедность посредством рационализации, что они помогают сохранить социальную структуру. Итак, критика этой теории делает акцент на том, что она слишком явно одобряет статус кво. Так как она делает акцент на объяснении существования систем, то стремится объяснить изменения этих систем как дисфункции. Так же, делая акцент на сотрудничестве в обществе, выставляет социальный конфликт в негативном свете.
Теория конфликта. Данная теория прямо противоположна подходу структурного функционализма, так как рассматривает конфликт как центральную и неизбежную часть человеческих взаимоотношений. Вместо акцента на элиминировании конфликта, она делает акцент на его разрешении.
Основные положения теории конфликта (по Тернеру):
1. Хотя социальные взаимоотношения демонстрируют в полном объеме систематические характерные черты, сами взаимоотношения изобилуют противоречивыми интересами.
2. Этот факт дает возможность нам считать, что социальные системы систематически генерируют конфликт.
3. Конфликт - неизбежная характеристика социальных систем.
4. Эти конфликты проявляются в биполярных противоположных интересах.
5. Конфликт чаще всего происходит по поводу распределения недостаточных ресурсов, чаще всего власти.
6. Конфликт - основной источник изменений социальных систем.
Теоретики конфликта склонны исследовать большие социальные общества и пытаются найти конфликтующие силы, которые объясняют поведение индивидов и семьи. Этот акцент на социальных силах в конфликте заставляет их фокусировать свое внимание на разрушительных аспектах общества и на социальных проблемах. Чувство отчуждения или одиночества в современном индустриальном обществе - одна из подобных проблем. Недовольство качеством жизни из-за неправильного использования определенных средств - другая.
Основные различия между функционалистами и теоретиками конфликта - в их отношении к тому, как социологи должны относиться к социальным проблемам. В то время как функционалисты склонны поддерживать статус-кво, теоретики конфликта - в отношении существующих норм и поведения спрашивают, кому выгодно существование этих норм и поведения. Ответы, с их точки зрения, могут предполагать, что обществу следует активно помогать людям с различными интересами, сотрудничать для достижения более гуманного социального мира.
Гендерные роли как источник конфликта. Теоретики структурного функционализма убеждены, что семейные роли мужчин и женщин происходят из функциональных требований семьи как целого в обществе. Теоретики конфликта, напротив, считают, что все социальные системы характеризуются взаимоотношениями сильных и слабых. Динамика системы исходит из борьбы одной стороны за достижение и удержание доминирующей позиции над другой стороной.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс были основателями теории конфликта. Они утверждали, что конфликт между мужчиной и женщиной неизбежен в капиталистическом обществе; фактически, они видели в этом первый и основной пример классового антагонизма. Женщины были подавлены и эксплуатировались мужчинами из-за своей экономической зависимости. Дифференциация половых ролей, с точки зрения теории конфликта, далеко не стабилизирующий функциональный механизм. Наоборот, это результат прямой эксплуатации и сам по себе источник конфликта, который вынужденно производит социальный конфликт. В то время как приниженная позиция женщин функциональна для некоторых элементов экономической системы, она в тоже время мешает использованию полного потенциала женщин.
Теоретики конфликта, следовательно, считают конфликт частью человеческих отношений и связывают его с социальными изменениями. Два человека или группы, которые по всем аспектам противостоят друг другу, могут прийти к какому-либо разрешению их различий. Они могут разрешить его посредством коммуникации, могут найти пути, как терпеть друг друга, либо просто избегают друг друга; они могут объединиться, чтобы создать новое жизнеспособное решение проблем; они могут объединиться, чтобы успешнее противостоять внешней угрозе или могут истреблять друг друга. В любом случае, социальный конфликт в результате завершается изменениями.
Конфликт внутри семьи. До недавнего времени любая школа могла сказать, что основная цель подавить, элиминировать конфликт. Парам говорили, что борьба негативно сказывается на браке, после чего супруги или близкие партнеры чувствовали вину, если это все-таки происходило. Теоретики конфликта, напротив, утверждают, что различающиеся отношения, предпочтения и цели отдельных членов семьи неизбежно делают из семьи конфликтогенную систему. Теоретики конфликта более заинтересованы в вопросе «Как можно справиться с существующими семейными различиями?».
С этой точки зрения, исследователи делают акцент на том, как члены семьи разрабатывают правила поведения, которые позволят им сотрудничать, даже если они не согласны друг с другом. Они также считают, что семья не может удовлетворить нужды всех своих членов.
Критика теории конфликта: видение социальной системы лишь с точки зрения борьбы за власть; эта теория работает на основе слишком ограниченной перспективы.
Символический интеракционизм. В этой теории делается акцент на динамичном, на данный момент имеющем место процессе социального взаимодействия, посредством которого приходят к различающемуся пониманию социального поведения. Символический аспект этой перспективы касается символов - слов, действий, поз и выражений лица, которые используются людьми для общения и соглашения. Язык рассматривается как один из основных способов, в которых различные символы значительно различаются в разных обществах. Теоретики убеждены, что посредством изучения интеракции двух или более людей, исследователь может узнать что- нибудь о ценностях и ожиданиях целого общества. С их точки зрения, общество состоит главным образом из человеческих интеракций друг с другом. Символический интеракционизм развился из социальной психологии. Из-за интереса к межличностному поведению, представители символического интеракционизма сконцентрировались на динамике социальных отношений, особенно на процессе социализации и развитии личности.
Символическому интеракционизму присущи следующие основные принципы:
1. Человеческие существа, в отличие от низших животных, наделены мыслительной способностью.
2. Мыслительная способность формируется социальным взаимодействием.
3. В социальной интеракции люди усваивают значения и символы, позволяющие им осуществлять мыслительные способности, свойственные человеку.
4. Значения и символы позволяют людям действовать и взаимодействовать характерным для человека образом.
5. Люди способны модифицировать и изменять значения и символы, используемые ими в действии и взаимодействии, на основе своей интерпретации ситуации.
6. Люди способны осуществлять эти модификации и изменения отчасти в силу способности взаимодействовать с собой, что позволяет им исследовать возможные направления действия, оценивать их сравнительные преимущества и недостатки, а затем выбирать один из вариантов.
7. Взаимосвязанные эпизоды действия и взаимодействия составляют группы и общества.
В исследованиях семьи и брака интеракционисты обращаются к внутренним процессам семьи. Они пытаются анализировать как внешне проявляемое поведение, так отношения и ожидания членов семьи друг к другу. Поступая таким образом, они рассматривают символы, которые используются в межличностной коммуникации, значение этих символов для различных членов семьи, и как подобное разделения этих символов происходит.
Акцент на ролях. Область самого пристального внимания теоретиков интеракционизма - роль и статус. Теоретики ролевого подхода уверены, что люди исполняют роли, как актеры на сцене. Но, как различные актеры будут играть одинаковую роль по-разному, так и два человека - даже если у них одинаковая роль и статус - не будут себя вести одинаково, что происходит частично из-за личностных различий у тех, с кем они общаются, а частично из-за их собственных различий.
Критика теории символического интеракционизма:
• Игнорируется вопрос, суть которого в том, как в человеческих взаимоотношениях
используется сила.
• Отрицаются эмоциональные аспекты взаимодействия человека; недостаточно принимается во
внимание влияние неосознанных процессов на человеческое взаимодействие.
Развивающий подход (теория жизненного цикла семьи или девелопменталистская теория). Данная теория делает акцент на семьях, на том, как они проходят различные стадии «семейного жизненного цикла». Используется перепись данных для описания демографических изменений цикла семьи в течение времени, таких как уход детей из семьи. Эта комбинированная теория, так как в ней широко использованы различные идеи из различных теорий, а именно:
от структурных функционалистов - идея о том, что семья - социальная система, функционирующая соответственно ее собственным внутренним законам и для выгоды общества, частью которого является.
от интеракционистов - семья - «объединение взаимодействующих личностей» и акцент на социальной роли в понимании семейной жизни.
Девелопменталисты добавили к этим положениям фактор времени - поведение семьи можно объяснить стадиями ее развития в каждой точке ее жизненного цикла.
Основные положения:
1. Семьи развиваются и изменяются приблизительно по одной схеме и последовательно.
2. Люди взаимодействуют не только, когда захотят этого сами, но им также приходится реагировать на давление среды.
3. Семья и ее члены должны выполнять определенные соответствующие времени задачи.
4. Индивид - основная автономная единица.
Жизненный цикл семьи. Семья подобна человеческому организму своими процессами рождения, созревания и смерти. Они концентрируют внимание на том, что семья имеет карьеру или историю, т.е. изменения ролей и ролевых совокупностей во времени, от формирования до распада. Специфические периоды семейной жизни, характеризующиеся определенным развитием и задачами, называются стадиями развития.
Ученые проводят различия между жизненным временем семьи и происхождением (родословной) семьи.
История жизненного времени семьи касается согласования семейных ролей по мере того, как члены семьи становятся старше. Родословная семьи демонстрирует преемственность поколений семьи.
На каждом этапе своего роста семья имеет определенные задачи или обязанности, которые должны быть осуществлены на различных стадиях жизни семьи. Эти задачи состоят частично из индивидуальных потребностей и частично из культурных норм. Они появляются в определенный момент истории семьи. Карьера семьи - серия этапов, стадий, которые семья переживает от «рождения семьи» (брака) до завершения отношений со смертью одного или обоих партнеров. Можно выделить следующие стадии жизненного цикла семьи: заключение брака, рождение первого ребенка, ребенок идет в школу, достижение ребенком пубертатного возраста, уход ребенка из дома (или стадия «пустого гнезда»), выход на пенсию, смерть одного или обоих партнеров.
Исследование семьи с точки зрения этого подхода. Исследователи жизненного цикла семьи, пытались выяснить, действительно ли настоящее семьи основано на прошлом опыте, и предсказать будущее. Ранний период брака получил особое внимание по мере перехода от него к рождению первого ребенка. В исследованиях детско-родительских отношений было обнаружено, что семейный конфликт часто происходит потому, что дети и родители одновременно пытаются осуществить свои, соответствующие их возрасту цели. «Муж - жена» отношения были тоже исследованы.
Критика теории жизненного цикла семьи:
• Чаще всего принимается во внимание тип современной нуклеарной полной семьи среднего класса, а все остальные многообразные формы семьи упущены из виду.
• Дети подразумеваются в качестве основной ценности. Бездетные семьи рассматриваются лишь в качестве исключения, а иногда и просто как неполноценные.
Теория социального обмена. Это одна из новейших теорий, которая применяется при исследовании брака и семьи. Она берет корни в экономической теории и бихевиоризме, особенно в работах Скиннера. Тибот и Келли (1959) систематизировали ее как социально-психологическую теорию. Однако ее развитие как социологической теории приписывается главным образом Джорджу Хомансу (1961) и Питеру Блау (1964).
Базовое положение этой теории может быть описано следующим образом: индивиды в процессе интеракций пытаются максимизировать выгоды и минимизировать убытки при достижении наиболее выгодных результатов (результаты = выгода - убытки). Например, когда мужчина предлагает женщине поужинать в ресторане, он вкладывает в нее деньги и время, которое, как он надеется, будет оплачено женщиной в виде приятной компании, удовольствия и, возможно, углубления взаимоотношений. Если он считает, что вечер прошел успешно, что выгода, полученная им, равна или превышает убытки - т.е. результат превышает его - он, скорее всего, захочет продолжить взаимоотношения. Если нет, то он, вероятно, тут же их завершит. Так же, если женщина считает, что вечер скорее выгоден и удовлетворяет ее, чем убыточен, то она, скорее всего, захочет продолжения, а вероятно и углубления взаимоотношений.
Либби и Карлсон обратили внимание, что в социальных взаимоотношениях люди не всегда ищут немедленной выгоды. Они могут ожидать вознаграждения не краткосрочного, а долгосрочного. Сканзони и Сканзони обратили внимание, что часто это все вообще происходит неосознанно. Люди, вовлеченные в эти отношения обмена, могут лишь слабо осознавать или не осознавать вообще, что имеет место обмен.
Какие факторы должны рассматриваться при анализе отношений обмена, имеющих место в семье и в браке. Симпсон убежден, что мы не сможем понять поведение людей без понимания того, что они хотят от определенного взаимодействия, и, что прямо влияет на их взаимодействия. Среди влияний, которые были определены как важные факторы в обмене в семье и в браке, выделяют следующие:
1. Нормативные ориентации пары.
2. Когнитивные ориентации пары.
3. Основные паттерны взаимодействия.
4. Восприятие ими постоянства института брака вообще и их конкретного в частности.
Нормативные ориентации - ожидания к роли своей и партнера, ожидания по отношению к браку, основным паттернам социализации партнеров, их мотивации и ценности.
В большинстве современных западных обществ, например, люди усваивают такие нормы и ожидания, что люди женятся по любви, и их основная роль - роль любящего супруга. Так же в результате социализации люди приобретают определенное видение роли мужа и роли жены. Эти культурные ожидания влияют на обмены, которые имеют место в браке. Таким образом, если мужчина и женщина социализировались с ориентацией на традиционное видение брака, характер обмена в их семье будет главным образом управляться этими ожиданиями.
Однако ожидания от брака сегодня значительно отличаются от тех, которые были в недавнем прошлом. Брак менее твердо контролируется социальными ожиданиями, партнеры все более отдаляются от социальных требований. Это же касается их ожиданий о своих ролях в браке.
Каждый обмен имеет набор различных ролей и подролей. Некоторые роли могут быть поделены на двоих или менять хозяина. Эти «смены» можно объяснить социальными нормами, или они могут быть изменены самими партнерами. Ожидания в отношении супружеских ролей сильно различны у женщин и у мужчин, что зависит от следующих факторов:
1. кто играет роль,
2. доступность ресурсов, при помощи которых можно изменить \ сменить роль,
3. общий характер отношений «сила-зависимость».
Когнитивные ориентации - касаются личностных убеждений, ценностей, отношений. Опыт социализации в значительной степени определяет когнитивную ориентацию индивида.
«Отношение к отношениям обмена» - эти ожидания могут различаться в браке. Однако они значительно влияют на то, как пары начинают и оценивают социальные взаимодействия или обмены и их результаты. В общем, они вносят значительный вклад в природу обмена и изменяют паттерны, которыми супружеские и брачные отношения характеризуются.
Отношения обмена - основной паттерн социальных трансакций, которые включают доступность и/или обмен ценными ресурсами между супругами, убытки и выгода, связанные с этими трансакциями, и ожидания каждого партнера о награде и убытках этих отношений. Эти отношения динамичны и постоянны по природе своей. Они обычно меняются при перераспределении ресурсов.
Теоретики обмена заинтересовались в обнаружении степени, в которой отношения обмена между супругами кооперативны и не соревновательны. Кооперативные отношения - в которых партнеры работают вместе с целью увеличить совместную выгоду, тогда как соревновательные - в которых каждый супруг пытается увеличить свою собственную прибыль. Большая часть деятельности супругов направлена на достижение выгоды для обоих супругов одновременно, и это одно из главных преимуществ брака. Они предполагают зрелое доверие и ответственность перед партнером, тогда как соревновательные отношения часто - недоверие, недостаток ответственности и увеличения собственной выгоды.
Постоянство брака - брак в нашем обществе обычно рассматривается как долговременные, если не пожизненные, отношения. В результате отношений обмена партнеры
1. связаны с прошлым опытом обменов именно с этим партнером,
2. связаны с индивидуально воспринимаемым будущим с этим партнером.
С этой точки зрения, ожидания супружеского постоянства играют большую роль в выборе типа отношений обмена, которые существуют в браке, особенно в сотрудничающих и, следовательно, для брака самого по себе.
Основные идеи этой теории используются для объяснения и прогнозирования широкого аспекта социального поведения.
В качестве недостатков этой теории часто отмечается то, что люди не столь рациональны, как это видится теоретикам данного подхода.
Назад | Содержание | Вперед |