1.4. Роль и место государственных служб занятости на современном рынке труда
В настоящее время задачи посредничества в поиске места работы решают государственные центры (службы) занятости и негосударственные формирования. Эти службы имеют свои функции и технологию работы, предлагают свой комплекс услуг.
На рынке труда многих стран государственная служба занятости занимает особое монопольное положение, которое имеет две разновидности. Первая заключается в том, что служба централизует все операции по найму. Вторая разновидность означает менее жесткий вариант. В РФ государственная служба занятости занимает монопольное место на рынке труда и в то же время не подходит под каноны ни первой, ни второй разновидности этой монополии.
Противостояние государственных и частных агентств по найму обусловлено, прежде всего, несовершенством законодательства, согласно которому практика частного найма во многих странах запрещена. В ряде стран (США, Канада, Италия) деятельность частных агентств легитимна. Отношения между государственными и частными органами по трудоустройству традиционно строятся на трёх принципах: контроле, конкуренции и сотрудничестве.
Государственная служба занятости занимает монопольное место в качестве посреднической структуры на рынке труда России, за исключением г. Москвы и ряда крупных городов, где функционируют альтернативные службы занятости, частные агентства по временному и постоянному найму.
Мировой опыт говорит о том, что большинство людей, прежде чем обратиться в государственную службу занятости, проходят через сито частных агентств, альтернативных служб занятости, специальных посреднических контор. В настоящее время можно выделить следующие причины нежелания людей, потерявших работу, обращаться в Центр занятости населения (ЦЗН):
• психологическое неприятие безработицы и самих безработных, это в равной степени относится как к тем, кто потерял работу и пытается трудоустроиться самостоятельно, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через центр занятости;
• население плохо информировано о расположении данных служб, об их предназначении и деятельности;
• возможности трудоустройства центра занятости ограничены, т.к. подавляющее большинство руководителей предприятий не прибегают к услугам ЦЗН при поиске и найме рабочей силы.
Говоря о финансовой стороне вопроса можно отметить, что предприятия, высвобождающие работников, должны информировать их о необходимости регистрации в ЦЗН. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того, предприятия, сокращающие занятых, находятся в трудном материальном положении, для них выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае они не будут выплачивать им пособие за третий месяц.
Назад | Содержание | Вперед |